На реконструкции завода «Москвич» украли 700 млн рублей

Источник
В рамках расследования дела, которое возбудила ФСБ, уже прошли обыски в компании ВВСК, а также в столичном ГУП «Стройэкспром».
Следственное управление Федеральной службы безопасности возбудило уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере при реконструкции завода «Москвич». Об этом «Известиям» рассказал источник в Генпрокуратуре, сославшись на то, что в ведомстве есть копия документа. По данным следствия, в рамках проекта по реконструкции АЗЛК «Москвич» в общей сложности было похищено не менее 700 млн рублей. Следователи подозревают в причастности к хищению бывших руководителей компаний, выполнявших работы по реконструкции завода и получивших деньги от чиновников из команды Юрия Лужкова, который на тот момент занимал пост мэра столицы. 

«Если купленной краской покрасить пол, слой будет больше метра»

Конкурс на проектирование и реконструкцию комплекса зданий завода «Москвич» ценой 4 млрд рублей (предприятие прекратило производство автомобилей в 2001 году) провели в 2007 году. Сегодня здесь располагается производственное помещение центра инновационного производства «Технополис Москва». Тендер выиграло ООО «Волго-Вятская строительная компания» (ВВСК). ВВСК провела проектные и строительно-монтажные работы в рамках госконтракта, привлекая субподрядчиков и заключив несколько допсоглашений. Работы принимало и оплачивало ГУП «Строительство и эксплуатация промышленных объектов» (ГУП «Стройэкспром»). По словам источника «Известий», деньги из столичного бюджета выделял департамент науки и промышленной политики, когда мэром города был еще Юрий Лужков. Средства переводились на счет в ООО КБ «Огни Москвы» (крупнейшим владельцем банка была и является Мария Росляк, дочь экс-заместителя мэра Москвы Юрия Росляка).

Следствие установило, что в рамках проекта по реконструкции АЗЛК «Москвич» в общей сложности похищено не менее 700 млн рублей, рассказывает источник. К такому выводу следователи пришли на основании экспертных заключений. Согласно заключению ОАО «НИЦ «Строительство», сметная документация и сметная стоимость по проекту недостоверны и не соответствуют разработанной проектной документации. Например, переплата на работы по огнезащитному покрытию металлоконструкций превышает 267 млн рублей — объемы и виды этих работ не обоснованы ни в проектной документации, ни в сметных расчетах.

— В постановлении о возбуждении уголовного дела говорится, что неустановленные лица завышали объемы выполненных работ, нормы расхода использованных материалов, повторно учитывали выполнение одних и тех же работ, — комментирует собеседник. — К примеру, в акте о приемке выполненных работ по ремонту полов в корпусе № 5 указан тип полов, которого нет в утвержденной проектно-сметной документации. Так, общее завышение по этому типу работ составило порядка 87 млн рублей.

По словам источника, компания оплатила расход краски в объеме, в разы превышающем норму.

— Если купленной краской покрасить пол, то слой будет больше метра. Завышение по данному виду работ порядка 12,9 млн рублей, — говорит источник.

Кого проверят на причастность к хищениям

Сотрудник Генпрокуратуры говорит, что в первую очередь на причастность к преступлению проверяются бывший генеральный директор ГУП «Стройэкспром» Александр Юзвик, экс-гендиректор ВВСК Вячеслав Александров и нынешний гендиректор ВВСК Александр Базанков, так как именно этими именами подписаны госконтракт, а также ряд допсоглашений.

Руководство ВВСК, по заверению секретаря нижегородской компании, не смогло ответить на запрос «Известий» из-за отсутствия на рабочем месте.

— Кроме руководства, никто этот вопрос прокомментировать не может, — сказал секретарь ВВСК.

Экс-гендиректор «Стройэкспрома» Александр Юзвик сейчас возглавляет ключевой строительный ФГУП при Спецстрое России (ФГУП «ГУССТ № 1 при Спецстрое России»; само ведомство отвечает за стройку объектов для Минобороны). В пресс-службе этого ФГУПа сообщили, что «не готовы комментировать историю, поскольку она не имеет отношения к нынешней деятельности Александра Петровича Юзвика».

В рамках расследования дела уже прошли обыски в ООО «ВВСК» в Нижнем Новгороде, а также в ГУП «Стройэкспром».

Московские структуры кивают на старое начальство

— У нас прошли следственные мероприятия, в рамках которых мы предоставили всю информацию по проекту реконструкции корпуса № 5 в период 2007–2011 годов, — рассказывает гендиректор «Стройэкспрома» Игорь Ищенко. — Госконтракт № 125 был заключен на сумму более 4 млрд рублей. Эта сумма выделялась при прежнем мэре, а подрядчика выбирал Тендерный комитет. Наша команда работает здесь с 2011 года, и никто из руководителей прошлой управляющей компании сейчас в «Технополисе Москва» не работает. Вообще я не видел ни одной стройки, где не было бы претензий. С другой стороны, контракт приемочная комиссия признала выполненным в полном объеме, здание было введено в эксплуатацию.

В корпусе № 5, который был реконструирован, на текущий момент находится конгресс-центр «Технополис» площадью 2164 кв. м, в котором есть конференц-зал, переговорные, шоу-рум и лаунж-зона.

В пресс-службе департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы отметили, что команда ведомства поменялась в 2011 году, поэтому комментировать чужие решения было бы некорректно. 

— С 2011 года департамент неоднократно проверяли контролирующие органы, которые нарушений не выявили, — сказали в пресс-службе.

Дело на 700 млн — эхо бизнес-войны

Председатель Антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате Мансур Юсупов в разговоре с «Известиями» предположил, что текущая следственная активность ФСБ — это продолжение конфликта между двумя бывшими партнерами — бенефициарами ВВСК Станиславом Котельниковым и Сергеем Дегтяревым. По информации Юсупова, ВВСК в 2000-х годах могла крайне успешно получать госконтракты благодаря коррупционным схемам с использованием фирм-«прокладок». Собеседник сообщил, что разлад между Котельниковым и Дегтяревым произошел в 2011–2012 годах — а в 2012-м Дегтярев оказался единственным бенефициаром ВВСК. 

— Тогда ГСУ МВД по Нижегородской области (ВВСК зарегистрирована в этом регионе), по моему мнению, законно завело уголовное дело по ст. 159 УК («Мошенничество») — по признакам рейдерства, но позже дело было прекращено, и партнерам предложили судиться в гражданском судопроизводстве, — говорит Юсупов. Он надеется, что силовики смогут распутать это дело и в конечном счете выйти на самих бенефициаров.

Сейчас, по данным ЕГРЮЛ, ВВСК на 99% принадлежит компании «Палома» Алексея Зорина, еще 1% числится за ним лично. Источник «Известий» в Генпрокуратуре уточнил, что на момент заключения контракта на реконструкцию «Москвича» собственниками ВВСК были Рудольф Котельников и Алевтина Котельникова, родители Станислава Котельникова. При этом собеседник добавил, что обыски также прошли у детей Сергея Дегтярева — Глеба Дегтярева и Евгении Дегтяревой (ранее была владельцем ВВСК).

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин заявил «Известиям», что строительство и коммунальное хозяйство — две сферы, где коррупция встречается чаще всего.

— Привлечение большого количества субподрядчиков — это первый признак коррупционной схемы. Также, как правило, пересматривают цену контракта — сначала предлагается низкая цена, а затем она пересматривается в сторону повышения путем заключения допсоглашений, — отмечает Делягин. — Очевидно, что в 2007 году на крупных контрактах работали люди из команды прежнего мэра, которые чувствовали себя защищенно. Теперь силовики начинают повторно проверять потенциально коррупционноемкие проекты.
Персоны Компании
Почему надорвался «Мостовик»
Как стройки века довели омского строителя Олега Шишова до заявления о банкротстве.
Гюльчатай открыла личико
В Мособлсуде подходит к концу громкий процесс по делу об убийстве известного столичного строителя Геннадия Дьячкова.
Жены олигархов научились выбивать из мужей миллионы
За свою любовь к Черной Пантере Владислав Доронин заплатил бывшей жене 10 миллионов долларов.
Новосибирский губернатор уволен в строгих выражениях
Президент потерял доверие к Василию Юрченко.
Проекты с молочным привкусом
Куда инвестирует экс-совладелец "Вимм-Билль-Данн" Гавриил Юшваев.
Следы московского арбитража привели в Цюрих
Следственный комитет РФ по решению главы этого ведомства Александра Бастрыкина начал атаку на касту, которая до недавнего времени считалась неприкасаемой — судей московского Арбитражного суда.
Олимпийский тариф
Способна ли сочинская стройка окупить себя.
Олимпийские жертвы Сергея Полонского
Скандальный девелопер стал фигурантом еще одного уголовного дела, среди потерпевших — члены олимпийской сборной России по хоккею.
Гарантий нет
С чем связаны проблемы в "Моем банке".
Просители и "смотрящие"
Коллективный портрет «путинских губернаторов».
«Дело Ливанова» развалили во второй раз?
Уголовное дело о хищении 57 млн рублей в Московском институте стали и сплавов, основными фигурантами которого считались министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов и его первый заместитель Наталья Третьяк, было закрыто Следственным департаментом МВД РФ.
Из Администрации президента на автокомбинат
Бывший главный федеральный инспектор Игорь Ренич раньше хотел приютить "Черкизон", теперь — Покровскую базу.
Жизнь после погрома
Миллион тонн овощей и фруктов ищут новый дом.
Михаил Мень досрочно попрощался с Ивановской областью
Новым губернатором региона может стать экс-глава областной думы Павел Коньков
Генподрядчик реконструкции Большого театра оказался банкротом
ЗАО «СУИпроект», получив за московскую «стройку века» 12 млрд рублей, до сих пор не расплатилось с субподрядчиками.
Губернатор Куйвашев нарывается на «уголовное дело»?
Громкий коррупционный скандал, связанный с губернатором Свердловской области Евгенией Куйвашевым, может разразиться в Екатеринбурге, мэром которого стал оппозиционер Евгений Ройзман. 
Мэра Омска вызовут на ковер
Вячеславу Двораковскому, не прервавшему отпуск в шикарном отеле в Карловых Варах, грозит от выговора до изгнания из рядов партии.
Елена Батурина требует от бывшего партнера по бизнесу более €100 млн
Супруга бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова Елена Батурина пытается взыскать в Высоком суде Лондона более €100 млн с Александра Чистякова, бывшего компаньона по инвестиционному проекту в Марокко