На внеочередном заседании правительства – уже без министра экономического развития Алексея Улюкаева, которому в тот момент правоохранители надевали на ногу модернизированный электронный браслет, – министры сидели с такими физиономиями, что краше в гроб кладут. Оно и понятно: как накануне стало известно, что в разработке спецслужб помимо Улюкаева находились вице-премьер Аркадий Дворкович и Марина Романова – помощница первого зампреда правительства Игоря Шувалова. Что же, собственно, происходит? Меняют «либеральный блок» правительства, все правительство целиком или, быть может, экономический курс?
«Арест Улюкаева сигнализирует о начале глобальных политических изменений в России», – убежден шведский экономист Андерс Аслунд, бывший советник Егора Гайдара из команды «шоковых терапевтов» Джеффри Сакса. «Попахивает политикой», – откликнулся на инцидент с министром бывший посол США в Москве Майкл Макфол. Ну а чем же еще: Макфолу ли не знать о том, как Улюкаев сразу после введения санкций умолял американского посла Джона Теффта не арестовывать его заокеанское имущество и банковские счета?
А пресса тем временем нагнетает – мол, вслед за Улюкаевым попасть под удар могут Дворкович, Романова (а стало быть, и ее шеф Шувалов) и директор департамента Минэкономразвития Оксана Тарасенко. Тем временем холодком потянуло из «Роснано». Правоохранители, правда, уверяют, что прошедшие в госкорпорации на минувшей неделе обыски никак не связаны с персоной председателя правления Анатолия Чубайса. Но оцените штришок (на который почти никто не обратил внимания): одновременно с началом обысков контроль за расходами «Роснано», ранее осуществлявшийся напрямую правительством, неожиданно передали Минпромторгу. Едва ли Чубайса такой поворот обрадовал. В отличие от представителей «либерального блока» Денис Мантуров ничем лично ему не обязан. И если теперь вдруг окажется, что средства госкорпорации расходуются неэффективно – к примеру, на слишком «жирные» премии управленцам, – в Минпромторге это заметят и немедля доложат куда следует.
Арест Улюкаева – сигнал части элиты «паковать чемоданы»
Как-то так совпало, что Улюкаева арестовали через несколько часов после телефонной беседы президента России Владимира Путина
с избранным президентом США Дональдом Трампом. Совпадение? Помнится, экономист Михаил Хазин еще полгода назад предупреждал: Трамп «не будет работать ни с Набиуллиной, ни с Дворковичем, ни с Кудриным, ни с Шуваловым. Это другая команда. Это представители его врагов. Ну зачем Трампу работать с Набиуллиной, если она будет звонить Хиллари Клинтон и спрашивать, что ей делать, в том числе и как ей «кинуть» команду Трампа?».
Вероятно, здесь требуется пояснение. В общих чертах ситуация выглядит так: Трамп – выдвиженец американского национального капитала, девизом которого стало высказывание воротилы Чарльза Уилсона: «Что хорошо для General Motors, хорошо и для Америки». А вот оппонент Трампа Хиллари Клинтон, наоборот, представляет интересы капитала наднационального, как это делали все, кто правил Соединенными Штатами последние четверть века. Вот, скажем, американская корпорация Apple, собирающая телефоны в Китае и продающая их по всему миру. Для Apple в отличие от General Motors слоган Уилсона неприемлем и даже вреден. А теперь обернемся на Россию. Кем были застрельщики постперестроечных реформ – «младореформаторы» Егора Гайдара и Анатолия Чубайса? «Ставленниками международного капитала», – убежден Михаил Хазин.
Именно американские либералы, добравшиеся до власти еще во времена Билла Клинтона, «поставили у нас всю эту экономическую команду от Гайдара с Чубайсом до Набиуллиной, Шувалова, Дворковича и Улюкаева – все это одна группа, – разъясняет эксперт, – которая в силу своего элитного статуса была неподсудна. То есть в рамках всей государственной машины применение законов страны к этой группе было невозможно». И вот теперь в Америке новый лидер, которого наш экономический блок правительства, судя по всему, категорически не устраивает. Что же теперь? «Приход к власти Трампа – сигнал для российской либеральной элиты, – полагает директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев. – Пусть чемоданы пакуют, потому что их время пришло. Но некоторые до вокзала не доберутся».
Касательно чемоданов высказался и профессор МГИМО Валентин Катасонов: «Возможно, арест Улюкаева – своеобразный «сигнал к бегству» для части элиты, чтобы они имели возможность собрать чемоданы и куда-то сбежать и таким образом решить вопросы смены кадрового состава нашего правительства». Чтобы резюмировать сказанное выше, обратимся еще раз к Михаилу Хазину: «Команда Дональда Трампа никогда не будет работать с людьми, которых они считают «шестерками» Джеффри Сакса».
– Улюкаев оказался под следствием в силу того, что он и ему подобные после выборов в США лишились политической «крыши». Если бы Америкой продолжали управлять Обама и Клинтон, разразился бы грандиозный скандал. Уже составили бы какой-нибудь «список Улюкаева», потому что коррупция для либералов – это святое. Вот не знаю, посадят теперь Улюкаева или нет. Наш закон, либерализованный господином Медведевым, позволяет от взяток, за которые поймали за руку, откупаться средствами от взяток, за которые поймать не удалось. Возможно, заплатит Улюкаев 160 млн долларов из текущих своих операций и будет себя прекрасно чувствовать на свободе.
Ну и что, что с назначением Улюкаева три года назад поздравил американский посол Макфол? Он и Набиуллину поздравлял, но ведь это не значит, что она агент ЦРУ, а валютная катастрофа, которую устроила госпожа Набиуллина и за что американцы ее признали лучшим руководителем национального банка года, когда из России «утекло» 150 млрд долларов, – это спецоперация США? И даже то, что она их агент влияния, это не означает. Но вот то, что эти люди объективно работали не в интересах России, а в интересах глобального бизнеса, – это так. У кого еще исчезла политическая «крыша» в связи с выборами в США? Да у всего нашего либерального клана! Можно перечислить по порядку: Шувалов, Дворкович, Набиуллина, у Грефа исчезла «крыша». У Силуанова. Хотя он крепкий профессионал и, я думаю, честный человек. Ну а что касается агентов влияния – представьте себе, что у вас есть роскошный замок в Швейцарии, полторы тысячи «квадратов», который раньше был у вас в собственности, а теперь вы его арендуете (не у себя ли самого?). У вас есть также роскошная недвижимость в Лондоне. Как вы думаете, вы агент влияния или нет? Или вы просто искренне работаете в интересах своей недвижимости? А я вам, между прочим, привожу пример первого вице-премьера России.
Проверка «Роснано» не случайна
По информации следствия, Улюкаева взяли за взятку – 2 млн долларов от компании «Роснефть». Мог ли министр реально повлиять на результат сделки по «Башнефти»? Эксперты считают, что мог лишь отчасти – «затянув в долгий ящик» процесс признания сделки законной. Формально же ТЭК курировал не Улюкаев, а вице-премьер Аркадий Дворкович, которого, как и Улюкаева, правоохранители исправно «пасли» целый год, прослушивая телефонные переговоры и отслеживая контакты. Как метко подметил бывший замглавы Счетной палаты Юрий Болдырев, правоохранителям в итоге, хотят они того или нет, придется разбираться не с разовым фактом получения взятки федеральным министром, а с неким «коллективным Улюкаевым». Частями этого «коллективного Улюкаева» могут являться поименованные прессой Дворкович со товарищи. Но не только они. «Предыдущая проверка «Роснано», предпринятая аудиторами Счетной палаты, проходила не так давно, – припомнил Валентин Катасонов. – И она оказалась резонансной. Были выявлены серьезные нарушения, и даже такие, которые проверяющие квалифицировали как хищения. Но тогда правовых выводов не последовало. Так что я думаю, нынешняя проверка «Роснано» не случайна».
Будет полезно напомнить: в этом году аудиторы проверяли ведомство Чубайса по двум критериям: эффективность освоения государственных средств и их целевое использование. В итоге около половины инвестиционных проектов «Роснано» было признано неэффективными, суммарные убытки по ним составили порядка 13 млрд рублей за период с 2010 по 2015 год. Эксперты предполагают, что «Роснано» сворачивает инвестиционную деятельность (за пять лет количество одобренных заявок на реализацию инвестиционных проектов уменьшилось с 44 до 6) именно ввиду неэффективности своей работы. Так, в половине случаев выход госкорпорации из инвестпроектов сопровождался превышением понесенных расходов над полученными доходами. И лишь по итогам первого полугодия текущего года консолидированный убыток «Роснано» составил 19,2 млрд рублей. Пока с убытками разбиралось правительство, в «Роснано» последствий не ощущали. Но теперь, после включения в схему отчетности Минпромторга, ситуация может разительно измениться. И что тогда?
«Грозит ли что-то персонально главе «Роснано», сказать сложно, – не спешит с прогнозами глава Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. – Чубайс никогда никого не сдает, равно как члены его команды никогда не сдадут его самого. Если «Роснано» в чем-то и виновато, то вину с большой долей вероятности возьмут на себя сотрудники Чубайса. Впрочем, обыски в компаниях такого уровня никогда не проводятся просто так, без веской на то причины».
Впереди – отставка правительства?
Скорбные физиономии членов правительства на внеочередном заседании стали явным признаком растерянности. Кажется, над высоким собранием витал один-единственный вопрос: кто же следующий? «Был освобожден от должности в связи с утратой доверия министр Улюкаев, – доложил присутствующим премьер Дмитрий Медведев. – Для правительства и для власти в целом это экстраординарное событие». Да как сказать: министра обороны Анатолия Сердюкова, помнится, отправили в отставку в ноябре 2012-го, уже после того, как в военном ведомстве разразился грандиозный коррупционный скандал. И Сердюков в отличие от Улюкаева был еще и постоянным членом Совбеза. Так что же, собственно, экстраординарного в «дембеле» Улюкаева?
А вот что: у Сердюкова имелась лишь отечественная «подписка», за ним не стояли заокеанские высокие покровители. А за Улюкаевым – наоборот. А тут еще и злосчастное сообщение RT о том, что семь высокопоставленных чиновников могут стать новыми фигурантами уголовного дела, возбужденного в отношении Улюкаева. При этом Дмитрий Медведев на заседании правительства на голубом глазу просит Игоря Шувалова съездить в Минэкономразвития и «успокоить» подчиненных Улюкаева – в то самое время, как СМИ сообщают о разработке правоохранителями помощницы Шувалова Марины Романовой, и первому зампреду правительства, судя по его выражению лица, самому неплохо бы «успокоиться»!
«На мой взгляд, за арестом министра последует отставка правительства, – резюмирует лидер КПРФ Геннадий Зюганов. – Безобразие, что министры берут сумасшедшие взятки. Но почему коррупция залезла на такие этажи, почему нет элементарного контроля? Ситуация омерзительная, и президенту надо принимать меры, а не дожидаться ареста очередного вора». Как, скажите, теперь «успокоиться»? Кого на помощь позвать? А звать, собственно, уже некого.
«Либералы», из тех, что попрозорливее прочих, поспешили откреститься от своих попавших в немилость соратников. Бывший советник президента Андрей Илларионов из-за границы «мочит» Чубайса, приводя в своем блоге цитату последнего: «Для нас, знающих Улюкаева больше 30 лет, случившееся – абсолютный шок!» «Абсолютный шок для автора ненаписанной книги про приватизацию, получившего за нее гонорар? – иронизирует Илларионов. – Для начальника переносчиков «коробки из-под ксерокса»? Для хозяина дачек за суммы, превосходящие все его официальные доходы?» Следом еще один старый знакомец и соратник Улюкаева, экс-министр финансов Алексей Кудрин пишет в Twitter: «По делу Улюкаева слишком много вопросов, необходимо объективное расследование». «Слишком много вопросов по делу Гайдара и его «реформ»? – продолжает цеплять бывших соратников за живое Илларионов. – Или слишком много вопросов об участии бывшего министра финансов в похищении 350 млн долларов, из-за которых был убит Сергей Магнитский?» Вот это поворот! На момент сдачи этого текста в печать Алексей Кудрин находился в США – как знать, вернется ли он теперь оттуда?
Силовики усыпляют бдительность будущих подследственных
Тем временем следственные действия активизировались и в Центробанке – скажите, какое совпадение! Как и в случае с «Роснано», проверяющие силовики «на вынос» отрабатывают легенду, согласно которой ЦБ как бы не при делах. Якобы следственные мероприятия проводят в рамках уголовного дела, возбужденного после обращения Центробанка в связи с ситуацией в Международном акционерном банке, у которого Банк России отозвал лицензию. Но знающие люди объясняют: силовики преднамеренно заходят издалека. Вот кстати: аудиторы не так давно проверяли «Роснано», а параллельно в Центробанке проводились обыски. И некоторые издания еще в сентябре – по горячим следам – написали, что «Набиуллина может слететь». Может, все-таки просто совпало так?
Как известно, большое видится на расстоянии, а искать пророка в своем отечестве – дело почти безнадежное. Для верности обратимся к соседям: а как происходящее в России видится, скажем, с Украины? «Выглядит так, как будто в России уходит либеральная команда, – делится ощущениями украинский политолог Константин Бондаренко. – Полагаю, что арест Улюкаева – предупреждение целому ряду чиновников. Им тоже могут предъявить обвинения – со дня на день. Одна из возможных причин происходящего – победа Трампа на выборах в США».
В общем, похоже, что правы отечественные эксперты, такие как Михаил Хазин: «То, что мы видим, – результат глобальных процессов, начавшихся после выборов в США. Поражение покровителей либералов позволило посадить Улюкаева. Пока либералы из команды Гайдара – Чубайса знали, что их «крышуют» на Западе, они чувствовали себя неприкосновенными. Но сейчас с их «крышей» явно что-то случилось».
ВЕРСИЯ
Есть и такая версия печальной истории с Улюкаевым. Можно предположить, что министр рассчитывал получить откат за Башнефть от той компании, которую в либеральных СМИ называли фаворитом гонки – ЛУКОЙЛа. Но порочная сделка не склеилась. Это могло подтолкнуть его отыграться на новом покупателе. Что отчасти и объясняет метания министра: то он не возражал против приватизации «Башнефти» «Роснефтью», то, наоборот, публично искал доводы против. Подобное поведение чем-то сродни поведению чиновников в лихие 90-е – то ли шантаж, то ли вымогательство, то ли рэкет. И тут Улюкаева, что называется, «прорвало». Взял! Да еще и после того, как «Башнефть» уже была полностью оплачена новым покупателем! Что же до душевных переживаний, которые испытывал министр, делая свой окончательный выбор, то сам же Улюкаев об этом и поведал в своих стихах – задолго до ареста:
При дворе, при Эльсиноре
Сказка ложь, да в ней донос!
Словно шапочка на воре
Светят мириады звезд.