«Мы работаем в отрасли, где происходят радикальные изменения»

Источник
Артур Садун вынужден бороться с убытками рекламного агентства Publicis Groupe, несмотря на выручку под 10 млрд евро.
Как-то Артур Садун спешил в аэропорт на такси. Полиция остановила водителя за превышение скорости и тут же отобрала права. Но стоило офицеру отойти, Садун отправил таксиста на пассажирское сиденье, сел за руль и был в аэропорту вовремя. «В этом весь Артур, человек решений», – заключает свой рассказ журналу Challenges гендиректор Publicis Conseil Валери Энафф.

Сорокашестилетнему Садуну придется и торопиться, и принимать решения. С 1 июня он стал гендиректором Publicis Groupe – третьего в мире по выручке рекламного агентства. За 91 год истории компании у нее всего лишь третий гендиректор. Первым с 1926 г. был основатель Марсель Блестейн-Бланше. В 1987 г. он уступил пост ветерану бизнеса Морису Леви. Выручка Publicis Conseil в тот год составила аналог 220 млн евро, а в прошлом была 9,7 млрд евро, подсчитала FT. По всему миру на агентство работает 80 000 человек.

С ощущением срочности

«За последние 30 лет Морис увеличил стоимость компании в 100 раз. Представьте: если бы мы смогли сделать в грядущие годы хоть половину того, что он, мы стали бы больше, чем Apple и Google. Так что нам надо пройти большой путь, и планка поставлена очень высоко», – говорит Садун в видеообращении на сайте компании. Но он назначен гендиректором в непростые времена, когда компания и по темпам роста, и по динамике стоимости акций проигрывает конкурентам, продолжает FT. «Клиенты до сих пор в режиме ожидания и обеспокоены геополитическим положением», – объяснял Леви трудности, с которыми столкнулось агентство. Их встревожили Brexit, непредсказуемая политика Трампа, выборы во Франции (окончившиеся вроде благополучно) и предстоящие выборы в Германии.

В 2016 г. Publicis объявила о чистом убытке в 527 млн евро. Отчасти это объясняется потерей на американском рынке контрактов с крупными клиентами, в том числе Procter & Gamble и Coca-Cola, и обесцениванием активов на 1,4 млрд евро из-за слияния двух принадлежащих Publicis агентств – SapientNitro и Razorfish – в единое цифровое агентство SapientRazorfish с 12-тысячным персоналом.

Publicis Groupe SA

Акционеры (Bloomberg): Элизабет Бадинтер (7,37%), крупнейшие институциональные инвесторы – Harris Associates (5,02%), Capital Group (4,94%), в свободном обращении 89,9% акций. Капитализация – 14,9 млрд евро. Финансовые показатели (2016 г.): выручка – 9,7 млрд евро, чистый убыток – 527 млн евро. Основан Марселем Блестейн-Бланше в 1926 г. Предоставляет услуги по связям с общественностью и рекламе более чем в 100 странах мира.

«[Слияние] даст нам невероятное конкурентное преимущество, так что я совсем не беспокоюсь о бумажных списаниях», – храбрится Садун. Вместо этого его заботит выживание фирмы в стремительно меняющуюся цифровую эпоху: «Это гонка. Гонка, чтобы соответствовать [реальности]. Огромная разница между вчера и сегодня заключается в скорости. Вы должны стать гораздо быстрее <...> А я порой слишком быстрый, действую слишком быстро. Меня преследует ощущение срочности, и я люблю создавать это ощущение [у других], а иных людей это заставляет считать, что я слишком требователен. Так вот, они правы».

Садун не только «быстрый», но и кипит энергией – это отмечено практически во всех статьях о нем. Даже в длительных командировках, не ночуя в одном месте дважды, он умудряется оставаться бодрым и энергичным. У него сумасшедший график, но вместо отдыха он способен пересечь Атлантику туда и обратно только ради того, чтобы провести несколько часов с семьей, рассказывает его знакомый Challenges. «Два дня отпуска ему вполне достаточно», – говорил газете Les Echos другой знакомый Садуна.

Чилийские проекты

Садун родился 23 мая 1971 г. в г. Дурдане (Иль-де-Франс, Франция), учился в элитной парижской Эльзасской школе, а потом в парижской European Business School. Под влиянием зажигательных речей преподавателей бизнеса открыл первое дело. Компания Want создала площадку по торговле подержанными вещами – от маек до CD-приводов в сети Minitel, предшественнике интернета. У нее было около 1000 клиентов, но бизнес быстро заглох, пишет Les Echos. В 1992 г., получив диплом, Садун решил, что на французском рынке труда особых перспектив нет, и, как рассказал он Challenges, собрался было ехать в США работать на один люксовый бренд. Но тут ему пришла в голову идея: «Я отказался от всего, чтобы открыть собственную [маркетинговую] фирму в Чили». Почему в Чили? Потому что он говорил по-испански, жизнь там была недорогой, а рынок – почти девственным.

Примерно из десятка его бизнес-идей две сработали. Первая была проста и изящна, пишет Les Echos: Садун скупал в конце лета на распродажах в Париже брендовую одежду и продавал ее в Чили в 10–50 раз дороже – когда во Франции заканчивается лето и модные дома избавляются от коллекций, в Сантьяго лето только начинается.

Другое его детище – чилийское рекламное агентство Z Group начинало с закупки в Китае оборудования для промоакций, которое потом продавалось гигантам типа Nestle или Coca-Cola для их кампаний в Чили. А потом Z Group сама стала организатором кампаний. В 1997 г., когда штат достиг 60 человек, Садун продал агентство группе BBDO, входящей в Omnicom, и вернулся в Париж.

«Кто такой муж Анн-Софи?»

Решение вернуться на родину Садун объясняет Challenges лаконично: хотел быть поближе к семье; больше никаких подробностей – он «никогда не распространяется о своей личной жизни». Правда, о семье и так известно немало, замечает Challenges. Его отец, Ролан Садун, участвовал в Сопротивлении, а после войны возглавлял социологическую службу Ifop. Дед Шарль служил врачом в Алжире, откуда перебрался в Париж. Кузен Клод возглавлял до 2012 г. финансовую группу Credit immobilier de France. По материнской линии родственники тоже выдающиеся – дед Эрне Кордье был в 1960-х гг. президентом медиаагентства Thomson, прадед Габриель в начале ХХ в. – управляющим электрической компании и членом правления Банка Франции.

Жена Садуна Анн-Софи Ляпи работает на телеканале France 2. В мае стало известно, что она станет ведущей ежевечерней новостной передачи Journal de 20 heures. Во Франции куда популярнее запрос «Кто такой муж Анн-Софи?», нежели «На ком женат Артур Садун?», иронизирует Challenges. В семье трое детей, все от прежних браков, – два мальчика Анн-Софи и дочь Артура. Садун верен принципам защиты личной жизни: «Вы не найдете [в открытом доступе] фотографий, где мы с Анн-Софи позируем вместе».

Спасибо Бренсону

По возвращении в Париж Садун снова принялся за учебу: в 1998 г. записался на курс МВА в INSEAD, «потому что во Франции нужен диплом». Его однокурсники пошли в банки и консалтинг, а он попал в рекламную сферу – благодаря случайности.

В 1999 г., уже решив наняться в McKinsey, Садун отправился покупать пиццу со знакомым – сыном партнера агентства TBWA, и признался, что больше всего хотел бы устроиться на работу в Virgin, рассказывает Les Echos. «Поговори с моим отцом, он приятель Ричарда Бренсона», – сказал знакомый. Так Садун познакомился с Жан-Мари Дрю, который стал первым его наставником в мире рекламы и предложил работу во французском подразделении TBWA. «Я был менеджером по стратегическому планированию, причем младшим», – вспоминает Садун. Но за пять лет он прошел путь до гендиректора TBWA/Paris. Столь быстрым взлетом он обязан бьющей ключом энергии, жажде знаний и работоспособности, рассказывали его бывшие коллеги Les Echos.

Экс-гендиректор Publicis Леви и Садун впервые встретились в начале 2000-х. Когда в 2003 г. Леви искал, кем бы заменить гендиректора агентства Publicis Conseil, он подумал о кандидатуре Садуна. Однако в итоге остановился на более опытном Кристофе Ламбере. Но когда через три года тот уволился, Леви все-таки нанял 35-летнего Садуна, который потом возглавил Publicis France, а еще позднее Publicis Worldwide, где отвечал за операции в Западной Европе и стратегию развития по всему миру.

«Он способен увлекать за собой людей, – говорила Challenges о Садуне гендиректор Publicis Conseil Валери Энафф. – Это не ментор, который собирает контрольные работы; он здесь, чтобы помогать двигаться вперед. Считается, что на его помощь можно рассчитывать, если у тебя проблемы, и ему не боятся признаться, когда что-то не получается».
Он любит Rolling Stones, французский город Сен-Жан-де-Люз, плавание, закусывать вино пирожными. Не любит овощи, опаздывающих людей, обсуждать сложные ситуации через sms. Элегантный, внимательный к другим, порой впадает в гнев. Прямой, открытый, быстро действующий, представитель нового поколения, перечисляет отзывы коллег Challenges.

В командировках он отключает на ночь телефон, чтобы его не будили из-за разницы в часовых поясах. Напряжение предпочитает сбрасывать, занимаясь плаванием. Два раза в неделю проплывает по 3 км. «Захожу в воду, прокручивая проблему в голове, выхожу с готовым решением – оно начинает появляться где-то на отметке 1,7 км», – рассказывает он.
В 2010 г. состоялись смотрины кандидатов в преемники Леви. Но Садун в них даже не участвовал – сочли, что он слишком молод, пишет Challenges. На его счастье, достойных кандидатов не нашлось. Прошло семь лет – и Леви передал свой пост Садуну.

Три главных вызова

Когда заходишь на сайт Publicis Groupe, автоматически запускается девятиминутный ролик с первым обращением Садуна в роли гендиректора к клиентам и подчиненным. Говорит он на английском и сразу же извиняется за французский акцент. Выговор у него и впрямь ужасающий.

«Мы работаем в отрасли, где происходят радикальные <...> изменения, – декларирует Садун. – С тех пор как было объявлено о моем назначении, я слышал, как многие говорили о том, что я могу, должен и изменю в компании. Хотелось бы внести ясность для всех нас с первого дня. Восемнадцать месяцев назад мы ввели новый организационный принцип – The Power of One, который начинает сейчас показывать динамику. Я здесь не для того, чтобы менять то, чего удалось добиться».

Publicis 18 месяцев назад провела реструктуризацию. Активы были объединены в четыре «центра принятия решений», или хаба, действующих в разных сферах: разработка коммуникационных стратегий и рекламных кампаний; медиазакупки; разработка новых технологических решений для маркетинга; решения для фармацевтической индустрии. Концепция The Power of One подразумевала, что клиент может быстро получить доступ к услугам в любой сфере, которая ему понадобится.

В первый, «креативный», хаб под названием Publicis Communications вошли Leo Burnett, Saatchi & Saatchi, Publicis Worldwide, BBH, Fallon, Marcel, MSL, Prodigious networks. А руководить им в 2015 г. поставили Садуна.

Фактор Google

Компании все чаще отказываются от традиционных рекламных площадок и уходят в интернет. Например, Adidas планирует прекратить телевизионную рекламу в пользу продвижения на гаджетах. Крупнейшее рекламное агентство мира WPP отчиталось, что в 2016 г. потратило больше всего средств клиентов – около $5 млрд – на рекламу в Google, приводит пример изменений в отрасли FT. На втором месте по популярности были две компании Руперта Мердока – 21st Century Fox и News Corp: по $2,5 млрд на каждую. За ними Facebook с $1,7 млрд. «Опасения акционеров [рекламных групп] вызывает то, что в мире, где закупка рекламного пространства все больше автоматизируется, для клиента станет привлекательнее покупать место напрямую у онлайн-холдингов», – говорит аналитик Citi Томас Сингхарст.

Теперь, когда под его началом оказались все четыре хаба, Садун должен еще больше интегрировать их в одну концепцию и масштабировать бизнес. Он говорил FT, что у клиентов агентства три главных вызова: низкие темпы роста, необходимость снижать издержки и восстанавливать доверие потребителей к своему бренду. А над вверенным ему бизнесом, добавляет издание, нависла опасность оказаться третьим лишним в ситуации, когда компании могут напрямую закупать рекламу у Google или Facebook (см. врез). Впрочем, Садун эту угрозу считает надуманной. Закупка рекламного времени или места – только часть «алхимии, творящейся на грани медиа, креативности и технологий <...> Если вы простой продавец рекламных площадей, вам стоит обеспокоиться. Если же позиционируете себя как эксперта по метаморфозам, важно то, какие инструменты есть в вашем распоряжении».

В речи на сайте агентства Садун немало говорит о том, как будет помогать клиентам измениться. Разговоры о «трансформации» – пустые слова, пишет автор журнала Ad Week на сайте издания. Гораздо больше его заинтересовали рассуждения про повышение эффективности: на эзоповом языке отрасли это значит: «мы можем сделать это дешевле».

Садун обещал создать во всех странах присутствия (их два десятка) команды лидеров, которые обеспечат взаимодействие четырех хабов на местном уровне и будут нести коллективную ответственность за рост бизнеса, работу с клиентами, а заодно снижение затрат за счет пересмотра структуры бизнеса и максимального использования имеющихся активов. Он намерен пересмотреть принципы обучения и поощрения сотрудников. «Покончить. Сплотиться. Строить» – такой лозунг выдвинул Садун. Покончить со старыми привычками, сплотиться как команда и строить вместе будущее.

FT во время интервью с Садуном больше всего интересовало, планирует ли он слияния и поглощения. Тот допустил, что покупки возможны – но никаких слияний масштаба неудачной сделки 2013 г., когда, едва начавшись, через год был отменен «брак равных»: объединение французской Publicis и американской Omnicom. Оно создало бы агентство с капитализацией $35 млрд, занимающее почти 40% мирового рынка рекламы. «Когда достигнете наших размеров, станете проводить поглощения только по двум причинам – опыт и таланты, – объясняет Садун FT. – Но не ради размера или клиентуры».
Персоны Компании
Capital Group расселит квартирантов
Павел Те ищет управляющего дома-книжки на Арбате.
Предыстория ТРЦ "Оранжевый" в Саратове: как из долга на миллиард получить прибыль в 800 миллионов
После очерков о «лазурной» алхимии в Энгельсе перейдем к оранжевому чуду претворения долгов в капиталы. Оно имело место в Саратове и предшествовало превращению заводского корпуса в торгово-развлекательный центр.
Пайщики СУ-155 взяли квартирами
Они предпочли их денежной компенсации за недостроенное жилье.
Семья Гуцериева получила за долги единственное в Москве здание Захи Хадид
Собственником бизнес-центра Dominion Tower, единственной работы знаменитого архитектора Захи Хадид в Москве, стала одна из структур группы «Сафмар». Несмотря на уникальную концепцию, бизнес-центр не востребован из-за неудачного расположения и высоких арендных ставок.
Российские инвесторы спасают капиталы в зарубежной недвижимости
Куда и на что уходят российские инвестиции.
MR Group удобно устроилась под чужой крышей
По итогам 2016 года в десятку крупнейших девелоперов Москвы вошла MR Group Романа Тимохина и Виктора Лабуздко. Стратегия бизнесменов необычна для российского рынка — в основном они управляют чужими стройками. Заняться fee-девелопментом MR Group заставил кризис 2008 года.
Под чужой крышей
Чьими проектами в Москве управляет MR Group.
Два российских девелопера впервые вошли в число богатейших людей мира
В рейтинг Forbes впервые вошли владелец крупнейшей в России девелоперской компании Сергей Гордеев и основатель самой большой гостиничной сети Azimut Александр Клячин. Кроме них среди богатейших людей мира еще 12 девелоперов из России.
ПИК стала выше
Покупка «Мортона» сделала группу лидером по объему жилых проектов в Москве.
Агрохолдинг "Черкизово" резко сократил прибыль и рентабельность
Причина – в списании субсидий от государства, говорится в отчете группы «Черкизово».
Партнеры по Midland Group судятся в Лондоне по поводу московских проектов
Алекс Шнайдер считает, что Эдуард Шифрин не учел «Царев сад» и «Лобачевского 118» при разделе бизнеса.
Сергей Собянин развел стаю казнокрадов
Структура «ОЭК-Финанс», созданная правительством Москвы, могла украсть из бюджета 300 млн рублей. Генпрокуратура уже направила в суд дело. Ситуация может «подкосить» мэра Сергея Собянина.
Москва поможет Гуцериеву построить крупнейший жилой комплекс
Группа «Интеко» вместе с одной из структур департамента строительства города Москвы построят более 700 тыс. кв. м на западе столицы. Проект стоимостью до 60 млрд руб. станет крупнейшим в портфеле обеих компаний.
Короли российской недвижимости – 2017: рейтинг Forbes
Российский рынок недвижимости в затяжном кризисе. Кто из рантье лидирует по годовому доходу?
Вениамин Голубицкий зашел на мелькомбинат
Президент "Кортроса" стал совладельцем крупной стройки.
Лунапарк Собянина
Пока закрываются больницы, мэрия Москвы потратит 10 млрд рублей на парк миллиардера-единоросса Зелимхана Муцоева.
"Москва" съехала из бизнес-центров
Гавриил Юшваев получил новую недвижимость в столице.