Миллиардер и владелец инвестгруппы Онэксим Михаил Прохоров вскоре может продать ключевой из оставшихся у него активов – акции «РУСАЛА». Имя претендента уже названо – это Сулейман Керимов. Судя по всему, Михаил Дмитриевич действительно проводит грандиозную распродажу своей российской собственности. Но самое интересное, кому переходит его имущество и за сколько.
Дешевая доля миллиардера
Михаил Прохоров, похоже, продает один из самых главных своих активов – долю в крупнейшем российском производителе алюминия «РУСАЛЕ». Официального подтверждения этой информации пока нет. Зато СМИ выяснили, что предложение о покупке бизнесмену направил сенатор и миллиардер Сулейман Керимов. Если же быть точным, то предложение исходит не от самого Керимова, а от его 21-летнего сына Саида. Может быть, папа решил сделать отпрыску подарок и ввести его таким образом в деловую жизнь, а, может, ему по каким-либо причинам так удобнее. Что ответил Михаил Прохоров на эту оферту, пока неизвестно. И лишь источники журналистов сразу нескольких изданий подтвердили, что такая история имела место быть. Очень важный вопрос: за сколько Прохоров продаст свои 17% «РУСАЛА». Рыночная цена этого пакета меньше 900 миллионов долларов, хотя еще несколько лет назад, когда дела у цветных металлургов шли очень хорошо, эти акции могли уйти за 4 миллиарда. Но Прохорову сейчас не до жиру. Недавно стало известно, что бизнесмен начал распродажу своих активов. И один из самых важных уже продал – долю в производителе удобрений «Уралкалии».
И снова здравствуйте, Сулейман Абусаидович!
Забавно, что когда-то Михаил Прохоров купил акции «Уралкалия» все у того же Керимова. Причем было четкое ощущение, что Михаил Дмитриевич очень помог Сулейману Абусаидовичу. Тогда между российским бизнесменом и руководством Белоруссии развернулась так называемая «калийная война», причем по другую сторону баррикад стоял Александр Лукашенко, считавший для Керимова личным врагом. Было ясно, что российского сенатора заставят продать компанию. А когда происходят такие события, от акций обычно избавляются по очень низкой цене. Потому что продавец в заведомо невыгодном положении, чем и пользуются его коллеги по бизнесу. Но Прохоров, как тогда говорили эксперты, мог купить у Керимова акции не просто по рыночной цене, но еще и с премией в 20-30%. Возможно, что сейчас Сулейман Керимов в трудную минуту пришел на помощь Михаилу Прохорову. Не факт, что он купит у него акции по достойной цене. Но, возможно, поможет подороже их продать.
Вполне вероятно, что начинается обычная многоходовочка, в которой Керимов будет лишь временным держателем и в итоге продаст бумаги по хорошей цене другому игроку. Кто это может быть – остается только догадываться. Но, конечно, нельзя исключать, что увеличить свою долю в «РУСАЛЕ» захочет основной владелец компании - Олег Дерипаска
. Он, как известно, не упускает возможности укрепить свою бизнес-империю за счет очередной покупки, абсолютно на это не скупясь. Уже официально известно, что предложение о покупке 17% «РУСАЛА» не получал другой совладелец алюминиевой компании – Виктор Вексельберг. Но у него, вероятно, иные интересы при дележке прохоровского пирога.
Этому продаст и этому продаст
Михаил Прохоров, без преувеличения, сейчас переживает худшие времена в своей карьере. Весной были обыски в компаниях Онэксим, которые, что интересно, проходили в одно время с прямой линией Владимира Путина. Затем появились претензии правоохранителей к топ-менеджерам его медиахолдинга РБК, потом смена руководства в этой группе. В Кремле, правда, отрицали, что на холдинг идет политическое давление, но мало кто этому поверил. Более того, Ведомости открытым текстом написали, что чиновники высшего ранга были очень недовольны политикой редакции, а вернее разъярены. Ну, не понравилось администрации президента, когда газета публикует статьи о семье первого лица, а также сопровождает его фотографией материал о панамских оффшорах. Поэтому не было ничего удивительного, когда появились сообщения, что Прохоров распродает свои российские активы.
И сразу же нашлись претенденты на имущество «промахнувшегося Акелы». Миллиардер и владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин уже стал собственником прохоровской доли в «Уралкалии». Вернее, акции купил его давний друг и однокашник, белорусский бизнесмен Дмитрий Лобяк. Цена, традиционно не называлась. Но рыночная стоимость доли составляет всего полтора миллиарда долларов, хотя покупал их бизнесмен, если верить оценкам, за 4 миллиарда. Конечно, можно предположить, что Прохоров продал с огромной премией. Но предполагать, вообще, можно что угодно, смотря какая у кого фантазия.
Мы покупаем. Заверните в бумажку!
В начале июля стало известно, что долю Михаила Прохорова в банке МФК может купить миллиардер и владелец группы «Ренова» Виктор Вексельберг. Якобы соответствующее ходатайство от кипрского оффшора получили антимонопольщики. У банка, кстати, весной начались реальные проблемы. После того как резко ослабели позиции Прохорова, вкладчики также резко понесли из его кредитной организации миллиарды рублей. Ну а кому как не Вексельбергу помочь в этот не простой момент избавиться от проблемного актива, ведь владелец «Реновы» и так является акционером МФК, имея около 20%.
Тем более, если банк будут продавать с дисконтом. Наконец, претендентом на имущество Прохорова может стать и бизнесмен петербургского разлива Юрий Ковальчук. Вспомним, с чего началась атака на Михаила Дмитриевича. А началась она с сюжета телекомпании РЕН ТВ. Журналисты обличали предпринимателя за то, что его энергокомпания «Квадра» поднимает цены на ЖКХ, попутно замечая, что актив зарегистрирован в оффшоре. «Наезд» был абсолютно неожиданным и стал первой ласточкой для бизнесмена. Ход событий позволил журналистам написать о возможной продаже «Квадры» и предположить связь проблем Прохорова с разоблачительными материалам телеканала, который входит в Национальную медиагруппу Юрия Ковальчука.
Все эти события, и прошедшие и ожидаемые, несмотря на всю их громкость, вызывают скуку. Потому что по большому счету укладываются в два предложения. Бизнесмен заигрался в либерального владельца медиаактива. А коллеги, почуяв запах жареного, пришли, чтобы скупить его подешевевшие активы. Впрочем, Михаил Прохоров за всю свою бизнес-карьеру ничем особо блистательным не отметился. Покупал, продавал, неудачно занимался политикой. И даже есть подозрение, что через несколько лет среднестатистический житель страны на вопрос «помните такого российского бизнесмена Прохорова?», ответит: «да-да, что-то припоминаю, но точно не помню». Эх, судьба-злодейка!