Конфронтация гражданских активистов Кунцевского района и одного из крупнейших застройщиков Москвы, Группы ПИК Сергея Гордеева, перешла в горячую фазу – уже есть пострадавшие в ходе столкновений. Однако неожиданно застройщик объявил на 10 суток перемирие... Сегодня прошла информация, что на 22.11.18 назначена первая встреча представителей противоборствующих сторон. Только стоит ли рассчитывать, что руководство ПИК так легко откажется от своих бизнес-планов?
Жители столичного Кунцева протестуют против «рейдерского захвата» территории возле жилых домов, сноса строений и точечной застройки района. 17 ноября 2018 года они провели протестную акцию у дома 44 на улице Академика Павлова.
«Пострадавшие от действий компании ПИК вели себя очень активно. Приятно видеть, как крепнет сплоченность соседей: они поочередно несут ночное дежурство, не допускают горе-строителей на территорию и блокируют въезд специальной техники», — сообщили присутствовавшие на митинге представители КПРФ.
В понедельник, 19 ноября, протестная акция прошла на улице Ивана Франко. Во время нее по разным данным задержали от одного до семи участников, а несколько человек якобы получили травмы.
«Это вторая горячая точка в нашем районе. Первая на улице академика Павлова. Жители протестуют против того, что у них хотят изъять их частную собственность и насильно переселить в какие-то места, в которые им скажут. Застройщик ссылается на постановление 903, которое в данный момент обжалуется в Верховном суде и может быть отменено», — рассказал муниципальный депутат Кунцевского округа Денис Шендерович.
Кунцево: изменение культурного пространства. Девелопер С. Гордеев: любитель искусств и презрение к людям
В Кунцево продолжаются бои уже не местного значения. Жители тихих пятиэтажек бунтуют. Сегодня — очередной народный сход против застройки в кварталах. Прошлый закончился задержаниями, судами и штрафами.
Все это выглядит как разгром налаженной спокойной жизни. Люди ощущают себя на войне, где нет места вежливости и культурному поведению. Такое противостояние становится очередным примером уничтожения человеческого в человеке. Когда теряют равновесие не только представители наступательной стороны, но часто и защитники. При этом Кунцево — московский район давней застройки и «особенных» жителей с ощущением «привилегированности» места, соседства с высшими элитами (с советского времени здесь строили дома для особо приближенных к власти), и как следствие — неприкосновенности статуса. Здесь же, с другой стороны, и потомки тех, кто жил в Кунцево еще в частных домах. Культура привязанности к месту, локальная история жизни небольших сообществ дворов, все это сплачивает людей. Если в районах, близких к центру, вымывание постоянных жителей почти произошло, то именно в старых, сформировавшихся как «элитные» микрорайонах, связи между людьми сильны. Сильна взаимная поддержка и сила объединения. Так же как сильно желание защитить привычный образ жизни.
Почему я пишу это в колонке про культуру? Потому что бытовая культура не менее значима для сохранения и развития страны, чем произведения искусства, которыми гордятся музеи и кинофильмы, собирающие награды великих кинофестивалей. Культура повседневности, то, из чего складывается с детства стиль поведения человека, его отношение к окружающему миру, это культура дворовых сообществ, квартир и семей. То, как соседи объединяются на прогулках с детьми, на уходе за палисадниками, украшают свои подъезды — все это формирует первый, самый базовый уровень культуры.
То, что происходит сейчас с застройкой больших городов, и особенно Москвы — это, конечно, уничтожение культуры. Культуры повседневной жизни, частных историй, бытовых предпочтений. Навязывание одного принципа безликой архитектуры. Но кроме того, это разрушение культуры уважения законов, прав и принципов обязанностей власти перед обществом.
Во всей этой истории удивительным несовпадением кажется участие в ней Сергея Гордеева, президента и основного акционера группы компаний «ПИК», устроившей террор против жителей.
Сергей Гордеев — предприниматель и любитель искусств. Особенный девелопер начала двухтысячных. Именно его компания занималась авторскими перестройками заброшенных фабричных территорий в Москве. Это с большим вкусом перестроенные кварталы на Электрозаводской и Девичьем поле, в Сокольниках и на Таганке. Именно на Таганке, изучая старую фабрику Алексеевых, Гордеев выделил в ней место для строительства самого красивого театра в Москве. И расположил в нем собственный частный театр — Студию театрального искусства Сергея Женовача, которую содержал более десяти лет. Предложив создать частный театр режиссеру для его выпуска ГИТИСа 2005 года, взяв на себя полностью содержание театра вместе с коллективом, созданием новых спектаклей, полноценной постановочной части, Гордеев вложил огромные деньги в строительство помещения для этого театра. Это, вероятно, был пример идеального театрального пространства, в котором можно было сделать все, как хочется — от входных дверей до самого дальнего уголка закулисной части.
Театр СТИ стал частью огромного комплекса зданий Фабрики Станиславского, за создание которого Гордеев получил международное признание в области архитектурных решений.
Во второй половине нулевых Гордеев был представителем Пермского края в Совете Федерации. В тот период развитие Перми стало примером для других регионов России, и Гордеев участвовал в нем. Планы реконструкции города, строительство музея современного искусства, привлечение международных специалистов по городскому развитию и архитектурных бюро. Взрыв интереса к современному искусству, фестивали.
Примерно в это же время он создал фонд «Русский авангард» и активно поддерживал современное искусство. Потом оставил все бизнес проекты и неожиданно уехал учиться режиссуре у Анатолия Васильева. Финансировал деятельность Васильева по восстановлению архивов и кинозаписей спектаклей режиссера. Затем включился в управление театром СТИ и произвел там ряд изменений.
А потом снова разворот и покупка строительных компаний ПИК и МОРТОН. После чего — Гордеев договаривается о передаче СТИ в ведение Министерства культуры (это теперь государственный театр федерального подчинения, наравне с Малым, Александринским, Большим, Сатириконом и другими) и оставляет право на некоторое время пользоваться помещениями на Фабрике. Продолжает увлекаться художественными проектами, поддерживает издание книг (вместе с Анатолием Васильевым), участвует в финансировании программ в центре современного искусства ГАРАЖ (уже представляя компанию ПИК).
Во всей этой истории интересен вопрос: как удается совмещать изысканный вкус в области искусства и презрение к людям, жителям Кунцево.
Принято признавать тезис о том, что культура меняет человека. Прикосновение к великому, общение с большими художниками неизменно называют причиной изменений человека к лучшему, умягчению характера, толерантности и уважению прав иных. Как мы видим, ничего подобного не происходит. Права других не имеют значения, если идет борьба за застройку.
В сетях уже появились призывы бойкотировать культурные проекты, связанные с компанией ПИК. Это очень напоминает радикальные предложения не использовать государственные деньги, чтобы не поддерживать преступное государство. Но других денег для поддержания образования и развития культуры — нет. С каждым днем пространство сужается и не оставляет не просто выбора, а самых элементарных способов реализации художников в искусстве. Куда ни повернись — везде натыкаешься на возможное «запачкивание рук». И это тоже — изменение нашего культурного пространства.
Источник