По делу Валерия Елисеева, обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере, неожиданно обнаружилась ошибка. Спустя год после его начала. При том что прокуратура прикладывает все усилия для того чтобы вернуть более 2,2 млрд. рублей государственным банкам ВТБ и Сберу.
Современные реалии позволяют завладеть деньгами банка, не прибегая к вооруженному ограблению: сейчас эти цели достигаются иными способами – менее опасными, но более изощренными. Одним из таких «махинаторов» «Компромат» называет бизнесмена Валерия Владимировича Елисеева, родившегося в Сургуте 3 декабря 1976 года, но уже много лет проживающего в столице. В разные годы этот человек выступал в качестве учредителя и главы ряда строительных и перерабатывающих организаций. Как считает следствие, Елисеев ухитрился заполучить кредиты на крупную сумму – за несколько лет банки и компании выдали более 3 миллиардов рублей. При этом предприниматель, по всей видимости, вовсе не собирался вкладывать их в развитие бизнеса и уж тем более возвращать долги кредиторам. Сейчас деньги надежно спрятаны – выходит, что вся баснословная сумма ушла Елисееву.
Пострадавшими в результате действий Елисеева считаются государственные Сбербанк и ВТБ – им он должен 1,416 миллиарда рублей и 439 миллионов рублей соответственно. Таким образом, суммарный ущерб двух крупных российских финансовых организаций составил более 2,2 миллиарда рублей, если учитывать неустойку, начисленную за невыполнение обязательств. Русский ипотечный банк просит с должника 490 миллионов рублей, Промсвязьбанк – 655 тысяч рублей. Помимо этого, среди обманутых кредиторов, согласно одной из версий, оказались и несколько небанковских компаний, которые лишились более 150 миллионов рублей. При таких суммах можно ли его назвать должником? Или это изначально было мошеннической схемой?
Качественно спрятано
Восстановим хронологию. В 2018 году Арбитражный суд Москвы удовлетворил заявление ООО «Инвест-Эксперт», которому Елисеев задолжал 2,8 миллиона рублей, о признании бизнесмена банкротом. За этим последовала процедура реструктуризации долгов в отношении предпринимателя, а требования организации включили в реестр требований кредиторов.
Через некоторое время в реестр кредиторов были включены ООО «Компания «МПФ СВ», ВТБ и Сбербанк. В 2019 году к ним присоединились КБ «Русский ипотечный банк», АО «Инженерный центр «ЕЭС» (позднее заменен на ООО «Спецснаб71»). Арбитражный суд Москвы признал Елисеева банкротом, удовлетворив заявление назначенного бизнесмену финансового управляющего. В таких случаях имущество должника описывается и реализуется с торгов, а средства идут на погашение убытков кредиторов.
В процессе процедуры банкротства у Елисеева нашли две квартиры, машиноместо, а также порядка шестидесяти строящихся объектов недвижимости, на которые у него были заключены договоры ДДУ – апартаменты на северо-востоке Москвы. Кроме того, как выяснилось, предпринимателю принадлежал дом, земля в Барвихе, доли участия в уставном капитале трех ООО. Но был и нюанс: все это имущество, за исключением одной квартиры, приобретенной до брака, находилось у Елисеева в совместной собственности с его супругой Юлией Валерьевной Елисеевой. Имущество супругов разделили. В результате реализации совместно нажитого имущества было выручено 324,4 миллиона рублей, и половина этой суммы отошла Елисеевой – соответственно, в конкурсную массу вошли оставшиеся 162,2 миллиона рублей. Получается, что между обманутыми кредиторами распределили лишь около 6,5% долга. Куда делись оставшиеся деньги? По всей видимости, Елисеев принял меры для того, чтобы финансовому управляющему не удалось их обнаружить.
Прокуратура возбудила в отношении Елисеева уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. К началу 2022 года расследование было завершено, а год назад, в марте 2022 года, дело передали в Щербинский районный суд Москвы (дело № 01-0087/2023, 01-0440/2022). Дальнейшие события заслуживают внимания, поскольку объяснить происходящее весьма проблематично.
Сначала по делу Елисеева прошло несколько судебных заседаний, которые то и дело откладывались по самым разнообразным причинам. В частности, как следует из данных официального сайта Судов общей юрисдикции города Москвы, по делу было назначено 14 заседаний, но 13 из них были отложены судьей: по причине истребования доказательств, по факту неявки подсудимого и под иными предлогами.
Затем, по прошествии почти года после того, как стартовало рассмотрение дела, суд нашел в обвинительном заключении недочеты и вернул дело в прокуратуру. Складывается впечатление, что судья Е.А. Тихомирова, которая вела дело, вместо выполнения своих непосредственных обязанностей затягивала его рассмотрение. Вместо анализа состава уголовного дела и вынесения приговора ее внимание оказалось приковано к поиску ошибки в документах надзорного ведомства … спустя год как начался процесс! Интересно и то, что в ходе рассмотрения дела Тихомирова приняла решение о смягчении Елисееву меры пресечения: предпринимателя выпустили из-под домашнего ареста, заменив его ограничением совершать определенные действия.
Семейные ценности Елисеевых
Впрочем, так ли необъяснимо происходящее? Напрашивается логичная версия, согласно которой Елисеев мог прибегнуть к определенной схеме, приведенной в действие в Щербинском районном суде. По крайней мере, косвенные признаки таковой здесь, как указывают СМИ, присутствуют. Правоохранителям придется более пристально изучить ситуацию и выяснить, имеет ли здесь место противозаконная махинация.
К слову, если верить сообщениям в сети, членам семьи Елисеевых не впервой привлекать к себе внимание силовых структур. Ранее Следственный комитет и ФСБ пресекли коррупционный скандал с упоминанием Игоря Владимировича Елисеева – младшего брата задолжавшего 3 миллиарда рублей предпринимателя. Ведомства в 2016 году раскрыли нелегальную схему попытки хищения земельного участка в элитном поселке Майндорф в Барвихе стоимостью 1,6 миллиарда рублей. В основе схемы лежал фальшивый договор купли-продажи участка. Дело рассматривалось в Одинцовском городском суде Московской области. Буквально в последний момент служительница фемиды, по версии издания, отказалась помогать мошенникам. Елисеев младший получил отказ в удовлетворении иска. Уже тогда дело привлекло внимание правоохранителей.
Но история получила продолжение. Истцы подали апелляцию и все же реализовали схему. Судья отменила решение первой инстанции. Ошибки при вынесении решений возможны, но грань между судебными трактовками и соучастием в краже дорогостоящей земли почувствовать легко. Могло ли такое решение пройти бесплатно, вряд ли. Но кассационная инстанция после общения судьи с правоохранителями отменила неправомерное решение.
Сработать такую схему без должной мотивации невозможно. Но если это была скоординированная операция, то можно поверить в сообщение, что тут пришлось и привлекать и эксперта по почерку, удостоверившего сомнительную подпись в договоре, и подтягивать близких Елисеева младшего – Михаила Ханукаева и Ивана Маркаряна, и потратиться на общение с теми, чье решение могло легализовать всю схему. Упоминают в сообщении и брата Валерия Елисеева и отца Владимира Викторовича Елисеева.
В данный момент постановление Щербинского районного суда о возвращении дела об украденных 3 миллиардах рублей кредитных средств обжаловала прокуратура. В апелляционном порядке оно передано в Мосгорсуд. Остается только следить, смогут ли Елисеев и его команда «заинтересовать» кого-то в судебном процессе?
В данном деле особенно много вопросов вызывает тот факт, что большая часть похищенной суммы – это деньги Сбербанка и ВТБ, которые играют ключевую роль в отечественной финансовой инфраструктуре. В сложный период, когда Россия вынуждена приспосабливаться к условиям санкций и борется с их последствиями, бросая все усилия на поддержание экономики страны, подобные преступления перестают быть просто очередным банкротством. Внимание правоохранителей и спецслужб вряд ли обойдет это дело. Будем следить за его развитием.