Гагаринский районный суд Москвы рассматривает уже второй иск бывшего сотрудника ушедшей из России международной юридической фирмы Baker McKenzie, Елены Кукушкиной, следует из карточки дела. Она требует взыскать с компании $271 698 в качестве компенсации за неиспользованный отпуск и проценты за задержку по их выплате.
Кукушкина работала в юрфирме в должности советника трудовой практики и отвечала за оказание методической помощи в области трудового права. 24 февраля 2022 г. она подписала соглашение о прекращении трудовых отношений с последним днем 22 марта того же года. При этом в иске Кукушкина указывает, что фактически перестала работать еще 28 февраля 2022 г.
Согласно исковым требованиям бывшей сотрудницы, с февраля 2008 г. и до июля 2019 г. компания не предоставляла ей ежегодный оплачиваемый отпуск по причине высокой рабочей занятости. Юрист также указывает, что сама писала заявление на отпуск, но он ей не предоставлялся и не оформлялся.
Судебное заседание назначено на 29 мая.
Кукушкина не первый экс-партнер Baker McKenzie, которая пытается взыскать с бывшего работодателя компенсацию. До нее в феврале 2023 г. Хорошевскй суд Москвы взыскал с фирмы в пользу другого партнера, Игоря Макарова, около полмиллиона долларов за незаконное увольнение и в том числе за неотгулянные отпускные дни.
Представляющий интересы ответчика в обоих исках – управляющий партнер Melling, Voitishkin & Partners (бывший управляющий партнер московского офиса Baker McKenzie) Сергей Войтишкин назвал требования экс-коллег циничными. «Они получили от фирмы существенные компенсации при увольнении, а сейчас заявили иски с 2008 г., прекрасно зная, что срок хранения документов по отпускам – 3–5 лет и что многие документы не сохранились», – отмечает адвокат. Защищаться от таких исков непросто с учетом формального подхода судов, указывает он. «Как и по Макарову, по Кукушкиной мы собрали много доказательств – уже представили в суд ее заявления на отпуска, а также сведения о ее поездках в отпуск за границу», – продолжает Войтишкин. По его словам, фирма надеется доказать в суде, что бывшие сотрудники злоупотребляют своими правами.
Представляющая интересы Кукушкиной адвокат Анна Иванова возражает, что ее доверитель обратилась в суд в законный срок – срок давности по делам о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск составляет один год. По ее словам, в указанный в иске период с 2008 по 2019 г. Кукушкина не была в официальном отпуске, а если и выезжала куда-то за рубеж, то продолжала работать дистанционно. Как Иванова ранее отмечала в беседе с «Ведомостями», подобных исков ожидается множество, и не только в юридическом бизнесе.
«Особенно это касается иностранных компаний, поскольку они почему-то считали, что могут консультировать на российском рынке и при этом не соблюдать законодательство РФ», – сказала она. Иванова указывает, что в российских компаниях такой ситуации с неиспользованными отпусками не наблюдается. «Есть накопленные отпуска, но для российской компании 400–600 дней таких – это совершенно вопиющая история, и все-таки компании следят», – заключила адвокат.
На вопрос «Ведомостей», как будет исполняться решение суда, в случае если суд удовлетворит исковые требования, при том что глобальная Baker McKenzie ушла из РФ, Иванова пояснила, что российский филиал иностранной компании остался, сменив название бренда на Melling, Voitishkin & Partners.
Международная юридическая компания Baker McKenzie объявила о своем уходе с российского рынка в марте 2022 г., после начала спецоперации на Украине. При этом подразделения компании в Москве и Санкт-Петербурге с бывшими сотрудниками стали самостоятельными юрфирмами, в ней Макаров работать не захотел.
Ежегодно в суды поступает более 200 000 заявлений по трудовым спорам. Из них треть инициирует прокуратура. Только за 2021 г., по данным Верховного суда, общая сумма трудовых исков составляет более 24 млрд руб. При этом из 200 000 только 9403 дела о восстановлении на работе (службе), из которых больше половины (6409 дел) – в связи с увольнением по инициативе работодателя. По этой категории дел было взыскано судами более полумиллиарда рублей с работодателей.
Юрист публичного права Key Consulting Group Владислав Радов пояснял, что работодатель обязан выплатить увольняемому работнику средний заработок за месяц после увольнения, если это было вызвано сокращением численности работников или штата, компенсацию за все неиспользованные отпуска. Наиболее эффективным средством все еще остается обращение в суд – в частности о восстановлении на работе либо изменении даты и формулировки причины увольнения с взысканием заработка за время вынужденного прогула, возмещении морального вреда.