Глава компании «Норебо Холдинг» Виталий Орлов, по версии Bloomberg Billionaire Index, стал еще одним российским миллиардером. Виталию Орлову принадлежит рыболовецкий бизнес: ключевая компания холдинга «Карат» производит 11% всей рыбной продукции в нашей стране, 60% улова экспортируется в другие страны. Интересно, что выпускник мурманской мореходки в достаточно короткие сроки стал фактически «морским царем». А вот данные о том, каким образом это случилось, противоречивы.
Составляющие успеха
По мнению экспертов, есть несколько объяснений столь успешного бизнеса Виталия Орлова. Значимую роль в развитии предприятия сыграли антироссийские санкции: благодаря сокращению ввоза импортных товаров бизнесу удалось значительно вырасти. Нужно учитывать и то, что рыбодобывающая отрасль является достаточно стабильной. В свою очередь Bloomberg отмечает , что прибыльности головной компании «Норебо Холдинг» - «Карата» - в значительной степени способствует то, что операционные расходы холдинг осуществляет в рублях, а прибыль от экспорта получает в иностранной валюте.
Существует также версия, что успех новоявленного миллиардера обеспечен тем, что Виталий Орлов является владельцем самых больших в стране объемов квот на вылов минтая, сельди и трески. В связи с этим у многих возникает вопрос - каким путем этот объем квот был получен? Виталий Орлов до недавнего времени считался одним из самых непубличных людей рыбной отрасли. Ореол таинственности был чуть поднят в интервью «Коммерсанту» в феврале прошлого года. Виталий Орлов тогда объяснил свою скрытность тем, что на публичность у него нет времени.
Хотя нельзя исключать, что очевидное нежелание привлекать к своей особе лишнее внимание есть простая осторожность, которую также можно отнести к составляющим успеха. Виталий Орлов закончил Мурманское высшее инженерное морское училище имени Ленинского комсомола по специальности «судовождение» в 1991 году. Потом его пригласили в бассейновое объединение «Севрыба», затем в шведскую компанию Scansea International. Занимался Виталий Орлов контрактами с поставщиками, обеспечивал поставки продукции для дальнейшей реализации. В 1996 году, поработав четыре года в мурманском представительстве, переехал в Норвегию, где было также представительство у Scansea.
Полезные связи
В 1997 году сотрудники Scansea Магнус Рот и Виталий Орлов учредили новую компанию – Ocean Trawlers, в которой получили по 33% акций, а остальные достались владельцу ряда мурманских рыболовецких компаний Александру Тугушеву. За несколько лет оборот предприятия вырос до 1,5 млрд норвежских крон, и Ocean Trawlers заняла достаточно прочное место на международном рынке по продаже трески и пикши.
Но в 2004 году у Ocean Trawlers возникли проблемы с проверяющими органами Норвегии. Виталий Орлов объясняет это инсинуациями. Кроме того, по его словам, компания начала выпускать продукцию прямо на борту судов, и тем самым лишила работы многие перерабатывающие фабрики на севере Норвегии. Впрочем, есть и иной взгляд на происходящее. По данным СМИ, правоохранительные органы Норвегии начали проверку деятельности компании Ocean Trawlers в связи с тем, что его давний партнер, бывший зампредседателя Госкомрыболовства, а также председатель ликвидационной комиссии ведомства Александр Тугушев, попал в СИЗО по обвинению в получении взятки в размере $3,7 млн за предоставление квот на вылов минтая. В качестве обвиняемых по этому делу проходила также группа российских чиновников, таких как бывший начальник управления Минимущества Ленар Зинатулин и замначальника административно- хозяйственного управления ОАО «Российские железные дороги» Андрей Лысков.
В итоге Магнус Рот и Виталий Орлов исчезли из Норвегии и перерегистрировали компанию в Гонконге. В докладе «Торговые потоки на рыбном рынке Азии», который был подготовлен в 2009 году по заказу Министерства рыболовства и прибрежных зон Норвегии, сказано, что Ocean Trawlers скупала улов у российских фирм и передавала его китайским переработчикам – в частности, ежегодно по 50 000 т трески и 10 000 т пикши, пойманной в Баренцевом море. Основным китайским переработчиком стала корпорация Pacific Andes International Holdings. В 2010 году Магнус Рот заявлял, что Ocean Trawlers стала крупнейшим поставщиком трески и пикши из Баренцева моря.
Помимо этого, Орлов и Рот через холдинг Александра Тугушева активно занялись покупкой активов в России. В итоге в собственность «Карата» перешел Мурманский траловый флот и компания «Сахалин лизинг флот». По словам Виталия Орлова, расширить бизнес помогли хорошие отношения со Сбербанком России.
Непотопляемый
В 2012 году руководство корпорации Pacific Andes International Holdings для того, чтобы поднять цену акций, заявило о контроле 60–70% всей добычи минтая на российском Дальнем Востоке. Это вызвало жесткую реакцию Москвы. В результате российские власти изменили законодательство. Теперь зарубежный покупатель, претендующий на долю в компании, которая занимается подобной деятельностью, обязан уведомить государство и получить согласие на сделку. Как пояснял тогда руководитель центра общественных связей Федерального агентства по рыболовству Александр Савельев, если станет известно, что компании контролируются Ocean Trawlers, меры будут приняты. В первую очередь они лишатся всех квот на ловлю рыбы.
Но квоты у Виталия Орлова остались. А вот Александр Савельев и глава Росрыболовства Андрей Крайний со временем ведомство покинули. Кстати, Виталий Орлов отказался от норвежского гражданства только в 2014 году. СМИ обращают внимание на то, что норвежское законодательство не допускает двойного гражданства. Выходит, Орлов просто ввел в заблуждения норвежские власти?
А летом прошлого года стало известно, что Орлов выкупил у Рота 33% АО «Норебо Холдинг». И компания стала сугубо российской. Тем самым проблема с квотами была решена.
Осторожный человек
Отраслевые аналитики считают, что в России грядет передел рыбного бизнеса. С 2018 года изменится механизм распределения квот, часть их будет выделена, как говорится, «под киль»: предприятиям, инвестирующим в обновление флота. Эксперты предполагают, что и интервью рыбного императора в СМИ могло появиться не случайно. Виталий Орлов заявил о поддержке нового механизма распределения квот, потому что данные методы защиты своих рынков и своих производителей есть практически во всех развитых странах. Но почему- то есть ощущение, что его слова адресованы не общественности, а тому, кто должен их услышать. Хотя, вроде бы, Виталий Орлов подстраховался от всевозможных треволнений. По его словам, доля иностранного инвестора в компании миноритарная, и противоречий с регулятором быть не может. Все это, конечно так, и что там будет в 2018 году, неизвестно.
Похоже, новость о том, что в России появился еще один долларовый миллиардер, была самому Виталий Орлову не очень кстати. Во всяком случае заместитель директора компании
Сергей Сенников буквально на следующий день заявил: стоимость холдинга по добыче рыбы «Норебо» может оказаться ниже указанной агентством Bloomberg. По его словам, оценка агентства не совпадает с внутренней оценкой холдинга. «Bloomberg делает оценку по своей методике, и мы не можем комментировать, насколько она обоснована. По нашим оценкам стоимость компании существенно ниже», — заявил он. И действительно, зачем кичиться богатством? Молчание, как известно – золото. А осторожность Виталия Орлова пока оказывается оправданной.