Глава Роснефти Игорь Сечин
отказался раскрывать широкой публике сведения о своих доходах, хотя ведь именно к этому его как руководителя госкомпании обязывают постановление правительства и указ президента. Не спешат обнародовать свои декларации и другие руководители госкомпаний. Однако если они просто предпочитают «молчать в тряпочку», то Сечин дал понять, что никаких сведений публиковать не собирается. Почему руководитель Роснефти не боится идти против воли Владимира Путина и отчего он уверен, что ему за это ничего не будет?
По информации пресс-службы Роснефти, в компании сочли, что действие президентского указа на нее не распространяется, поскольку речь в нем идет лишь о «государственных компаниях (корпорациях) и иных организациях, созданных федеральными законами».Вначале июля прошлого года Владимир Путин подписал указ «Вопросы противодействия коррупции». Согласно ему, раскрывать сведения о своих доходах и имуществе обязаны не только госчиновники, но и руководители компаний с государственным участием. Указ этот, правда, не конкретизировал процедуру обнародования сведений о доходах и имуществе топ-менеджеров – прописать, как акулы государственного бизнеса должны делиться сведениями о нажитом, поручалось правительству. Поначалу в Белом доме предполагали публиковать полученную информацию на сайте правительства. Однако потом решили, что поскольку речь все же идет не о госслужащих, то каждая госкомпания будет самостоятельно публиковать соответствующие данные, отвечать за их достоверность и делиться ими со СМИ. В число тех, кто обязан раскрывать сведения о своих доходах и имуществе, вошли председатели и члены правления, главные бухгалтеры, а также их супруги и несовершеннолетние дети.
Цена акций равна годовому доходу
В принципе декларации топ-менеджеров крупнейших госкомпаний должны были быть опубликованы уже к 1 мая. Однако этого не произошло, и спустя три недели после наступления «дедлайна» вице-премьер и руководитель аппарата правительства Сергей Приходько направил во все компании письмо с напоминанием о необходимости опубликования соответствующих данных. Отчитаться в выполнении адресатам предлагалось до 24 мая. К установленному сроку информацию опубликовали «Транснефть», Россети, ОАО «ФСК ЕЭС», «Зарубежнефть», «Совкомфлот», Ростелеком и Объединенная авиастроительная корпорация. «Газпром», Роснефтегаз, «Аэрофлот», «Русгидро», «Интер РАО» и Роснефть, видимо, просто проигнорировали письмо вице-премьера. Причем если все прочие просто предпочли отмолчаться, то компания Игоря Сечина, что называется, «встала в позу». По информации пресс-службы Роснефти, в компании сочли, что действие президентского указа на нее не распространяется, поскольку речь в нем идет лишь о «государственных компаниях (корпорациях) и иных организациях, созданных федеральными законами». Однако если толковать указ столь жестко, как это сделали в Роснефти, то под него подпадут лишь госкомпания «Автодор», а также шесть госкорпораций: Внешэкономбанк, «Ростехнологии», Фонд ЖКХ, «Олимпстрой», «Росатом» и Агентство по страхованию вкладов. Их руководство, кстати, опубликовало сведения о своих доходах и имуществе в срок.
Формально Роснефть права: компания действительно одно время была частной, а государство затем лишь выкупило контрольный пакет акций (69,5%). Однако отказ главы компании Игоря Сечина раскрывать сведения о своих доходах и имуществе выглядит как нарушение воли президента. Особо пикантной ситуацию делает тот факт, что за прошедший с момента появления президентского указа год руководство Роснефти смогло прикупить акции собственной компании. Причем в случае ее руководителя речь может идти о сумме более 3 млрд рублей, при том, что официальный годовой доход господина Сечина в 2010 году составил 4 млн рублей, в 2011-м – 3 млн рублей. Вероятно, эти относительно скромные деньги нынешний глава Роснефти заработал еще в правительстве, будучи вице-премьером по ТЭКу. С переходом же в Роснефть Сечин формально перестал быть госчиновником, а следовательно, и обязанность публиковать сведения о доходах исчезла. Однако дотошные блогеры подсчитали: чтобы позволить себе в течение года приобретение такого количества акций родной компании, ее глава должен был бы получать около 5 млн рублей в день.
Бывшая жена – надежный партнер
При этом в самом факте приобретения акций компании представителями ее руководства нет ничего особенного, отмечает председатель совета директоров агентства «Топ-контакт» Артур Шамилов. «Это вселяет уверенность в инвесторов, что руководство корпорации преследует цели по увеличению стоимости и капитализации управляемых им бизнесов», – считает он. Правда, на размер зарплаты господина Сечина факт покупки им акций вряд ли может пролить свет – топ-менеджмент Роснефти не особо скрывал, что использовал заемные средства. Тем не менее кредит предполагает необходимость его погашения, что делает вопрос о размере зарплаты главы компании актуальным.
Небезынтересно, что уходу Сечина из правительства предшествовал его уход из семьи. По словам людей из окружения экс-чиновника, незадолго до того, как он возглавил Роснефть (это произошло в мае 2012 года), господин Сечин развелся со своей женой. Правда, сохранив с ней хорошие отношения. Возможно, по этой причине в конце 2013 года Марина Сечина, по данным «Ведомостей», стала совладелицей ряда компаний – в частности, ей принадлежит 51% акций «Экзект партнерс груп», годовая выручка которой может составлять порядка 500 млн рублей. Компания занимается кадровым консалтингом, обучением и развитием персонала, при этом среди ее клиентов фигурирует и возглавляемая бывшим супругом госпожи Сечиной Роснефть. Правда, источники, близкие к «Экзект партнерс груп», настаивают, что конт-
ракт с нефтяным гигантом был для компании госпожи Сечиной сравнительно небольшим.
«Президент уверен в его честности»
Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что отказ Игоря Сечина от публикации сведений о своих доходах и имуществе вряд ли повлияет на его взаимоотношения с Владимиром Путиным. «Президент его знает, доверяет ему, уверен в его честности, – говорит эксперт. – Сечин является одним из ближайших к Владимиру Путину людей, так что с этой точки зрения никакой необходимости раскрывать эту информацию нет – отношения не изменятся».
Макаркин также отмечает, что большинству россиян Сечин известен лишь как один из высших чиновников. Когда несколько лет назад в ходе социологического исследования гражданам задавали вопросы об отношении к тому или иному члену правительства, то стандартная реакция большинства опрошенных на фамилию Сечин была: «А кто это?»
«Есть министр иностранных дел, министр обороны, глава МЧС – их знают. Может быть, еще главу МВД. А кто там вице-премьер по ТЭКу – не все ли равно?» – иронизирует Макаркин. Поэтому отказ Игоря Сечина, который к тому же формально не является госслужащим, от обнародования своих доходов вряд ли будет иметь некие последствия как для него самого, так и для общего имиджа власти. «А зачем это знать? Это же не Алла Пугачева. Кому интересно – пойдет в Интернет, посмотрит, не декларирует Сечин доходы, ну и ладно», – резюмирует эксперт.
Любопытно, что и призвать Игоря Сечина к ответственности фактически невозможно. Формально контроль за исполнением указа президента возложен на правительство – именно оно назначает руководителей госкорпораций и компаний с государственным участием. Однако в Белом доме считают, что данный вопрос находится в компетенции президента. В администрации президента в прошлом году было создано специальное управление по борьбе с коррупцией, одна из задач которого – контролировать, чтобы все положенные сведения о доходах публиковались полностью и вовремя. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пообещал, что по итогам ежегодной кампании по публикации деклараций Владимир Путин проведет заседание президентского совета по противодействию коррупции, на котором, в частности, будут рассмотрены все проблемные вопросы. Алексей Макаркин уверен, что Владимир Путин будет подходить к каждому случаю индивидуально. «Но это не значит, что подобным образом может вести себя любой аналогичный руководитель компании – кто-то может, а кто-то нет. Игорь Сечин
в этом смысле фигура достаточно уникальная», – отмечает политолог.
P.S. «Только после вас»
На прошлой неделе стало известно, что Роснефть все же выразила согласие обнародовать декларацию Игоря Сечина, однако только если аналогичные действия предпримут другие компании. Об этом «Интерфакс» сообщает со ссылкой на источник в руководстве нефтяного гиганта. Позиция компании состоит в том, что все участники рынка должны быть равны и ни для кого не нужно «создавать односторонних конкурентных преимуществ».