Миноритарии против
Крупные миноритарные акционеры UC Rusal грозятся заблокировать допэмиссию и размещение 20% акций компании на Лондонской бирже, если такой вопрос будет вынесен на совет директоров. Об этом РБК рассказали два источника, близких к акционерам алюминиевой компании.
Один из собеседников РБК вообще подверг сомнению идею размещения 20% акций компании на Лондонской бирже, о которой в четверг, 9 февраля, сообщили источники Bloomberg и Reuters. Он считает эту новость «уткой». По данным источников Bloomberg, UC Rusal планирует провести допэмиссию и разместить 20% новых акций компании на Лондонской бирже. Но не факт, что инвесторам будут предложены именно новые акции, часть акций могут продать существующие акционеры алюминиевой компании, уточняют источники Reuters.
Для рассмотрения этого вопроса не потребуется созывать собрание акционеров, достаточно одобрения совета директоров UC Rusal, продолжает Reuters. Но на рассмотрение совета эта сделка еще не выносилась, замечают собеседники Reuters и Bloomberg. Это подтвердил РБК источник, близкий к совету директоров UC Rusal.
После выхода новостей о возможной допэмиссии и размещении новых акций на Лондонской бирже акции UC Rusal немного подешевели, по итогам торгов на Гонконгской бирже в четверг, 9 февраля, они снизились на 0,7%. 20-процентный пакет UC Rusal стоил на бирже $1,67 млрд.
Основными акционерами UC Rusal являются En+ Олега Дерипаски (48,13%), Онэксим Михаила Прохорова (17,02%), Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника (15,8%), а также швейцарская Glencore (8,75%). Остальные акции — около 10% — торгуются на Гонконгской и Московской биржах и NYSE Euronext.
Всего в совете директоров UC Rusal 18 мест, из них восемь мест у En+ во главе с ее владельцем Олегом Дерипаской, который также занимает пост президента алюминиевой компании. А представительство крупных миноритариев в совете вдвое меньше: у Sual Partners — два кресла, у Онэксима и Glencore — по одному. Оставшиеся шесть мест занимают независимые директора, включая председателя совета Маттиаса Варнига.
«У нас отдельное право вето», — сказал РБК источник, близкий к одному из акционеров UC Rusal, комментируя возможность заблокировать допэмиссию. Как следует из проспекта UC Rusal от 2009 года, подготовленного в преддверии IPO на Гонконгской бирже, основные акционеры компании (En+, Онэксим, Sual Partners и Glencore) договорились, что у каждого из них будет право вето на любые важные решения, включая выпуск новых акций, то есть допэмиссию. Также договоренности предусматривают, что в случае размещения более чем 1% акционерного капитала UC Rusal основные четыре акционера имеют право на участие в такой сделке в качестве продавцов — они могут продать принадлежащие им акции пропорционально долям владения.
Представители En+, Онэксима, Sual Partners и Glencore отказались от комментариев. Представитель UC Rusal целый день в четверг, 9 февраля, не отвечал на звонки РБК.
Rusal ищет деньги
UC Rusal недавно разместила дебютные евробонды на $600 млн и планирует в ближайшее время выпустить бонды в юанях на Шанхайской бирже (размер не раскрывается, вся программа выпуска рассчитана на $1,5 млрд).
Допэмиссия или усиление Вексельберга
Если UC Rusal проведет допэмиссию и продаст на Лондонской бирже 20% новых акций, доля En+ Дерипаски снизится с 48,13% до 40,1%, а суммарная доля трех крупнейших миноритариев окажется ниже 35% (сейчас — почти 42%), подсчитал аналитик БКС Олег Петропавловский: у Онэксима Прохорова останется 14,2%, у Sual Partners Вексельберга и Блаватника и Glencore — до 13,2 и 7,3% соответственно. «Возможно, что недовольство акционеров вызвано как раз возможным размытием их долей в компании в ходе допэмиссии. Для того чтобы договориться с миноритариями, UC Rusal и его основной акционер (En+ Дерипаски. — РБК) должен предложить им выгодные условия: например, льготную цену размещения новых акций или дополнительные права в акционерном соглашении», — считает партнер юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Александр Некторов.
Один из крупных акционеров UC Rusal — Онэксим — еще с лета 2016 года искал покупателя на часть своего пакета в компании — 12% из 17,02%. В случае завершения сделки группа сохранила бы 5% UC Rusal и права, прописанные в акционерном соглашении, в том числе место в совете директоров. Сначала на этот пакет претендовал бизнесмен Сулейман Керимов, затем в переговоры вступил Sual Partners Вексельберга и Блаватника. Партнеры договорились о примерной цене 12%, и, как говорил Вексельберг, сделка должна была завершиться до конца 2016 года.
В понедельник, 6 февраля, стало известно, что переговоры Онэксима и Sual Partners по продаже доли в UC Rusal затягиваются. Об этом сообщила газета «Ведомости» и подтвердили два источника РБК, близкие к обеим сторонам переговоров. По их данным, помехой в ней стали большой долг UC Rusal, законодательство Гонконга и ряд других факторов. Кроме того, капитализация UC Rusal сильно выросла с лета 2016 года: в октябре стороны обсуждали цену пакету в $700 млн, а сейчас его стоимость превышает $1 млрд.
Основной владелец и президент UC Rusal Олег Дерипаска
внимательно следил за ходом переговоров Прохорова и Вексельберга и опасался, что по их итогам влияние Sual Partners в компании значительно увеличится, потому что его пакет вырос бы с 15,8 до 27,8%, что сделало бы совместное предприятие Вексельберга и Блаватника вторым крупнейшим акционером UC Rusal после En+ (48,13%). Об этом в декабре 2016 года РБК рассказал источник, близкий к En+. Представитель En+ в четверг, 9 февраля, не стал это комментировать.