Актив ГК «Ростех» из Курганской области спровоцировал новый масштабный финансовый конфликт с Министерством обороны РФ. Подчиненные Сергея Шойгу уже обратились в суд с иском о взыскании с «Курганмашзавода» (КМЗ) крупной задолженности и неустойки в долларах. Примечательно, что разбирательства происходят на фоне других резонансных дел, в рамках которых военное ведомство уже выставляло предприятию претензии на сотни миллионов, указывая на нарушения обязательств при исполнении гособоронзаказа. Так, вероятно, будет продолжен спор, сопряженный с госконтрактом на 7,4 миллиарда, который, как утверждали на КМЗ, был сорван из-за форс-мажора. Минобороны уже обратилось в Верховный суд с просьбой восстановить срок для жалобы. Кроме того, юристы министерства выступили против взаимозачета требований, предъявленных машиностроительному заводу после просрочки поставки бронированных ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ-Л. Аналогичной меры курганское предприятие с многомиллиардными долгами попросило в рамках спора, в котором военные указывали на претензии более чем на 800 миллионов.
Арбитражный суд Москвы в феврале проведет заседание по иску Министерства обороны РФ к ПАО «Курганский машиностроительный завод» («Курганмашзавод»; входит в холдинг «Высокоточные комплексы» ГК «Ростех») о взыскании задолженности на 1,2 млн долларов США и неустойки в 99,77 тыс. долларов.
Исковое заявление уже принято к производству, однако суть конфликта пока не раскрыта. В качестве третьего лица к спору привлечено АО «РТ-Курганмашзавод» – «дочка» «Ростеха», выступающая управляющей компанией для КМЗ.
Отметим, что это далеко не единственный финансовый конфликт «Курганмашзавода» с министерством, возглавляемым Сергеем Шойгу. Так, Верховный суд РФ недавно определил восстановить пропущенный срок подачи жалобы по спору более чем на 129 миллионов. В соответствующую сумму ранее Минобороны оценило неустойку за сорванные сроки по госконтракту на 7,4 млрд рублей.
На текущий момент курганскому активу «Ростеха» удалось от этих требований отбиться, со ссылкой на форс-мажор на стороне зарубежного поставщика комплектующих Thales LAS France SAS и письмо от Минобороны. Исходя из обращения юристов в ВС, конфликт, судя по всему, исчерпан не был. В апелляции Минобороны указывало, что в заявленный для взыскания неустойки период уже существовал отечественный аналог телевизионной камеры французского производства.
«Отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров и нарушение обязанностей соисполнителями ответчика не является <…> обстоятельством непреодолимой силы. Ссылается на то, что санкции в отношении РФ ввелись с 2014 года, таким образом, на дату заключения контракта <…> ответчику было известно о данных обстоятельствах, следовательно, нет признаков чрезвычайности <…> данных обстоятельств. Приводит довод о том, что письмо <…> является внутренней служебной перепиской с грифом «для служебного пользования» и не подтверждает признание Минобороны наличия обстоятельств непреодолимой силы», – следовало из позиции военного ведомства, озвученной в арбитраже.
Продолжаются споры и по другому контракту, в рамках которого Минобороны изначально потребовало взыскать с КМЗ 75 млн рублей неустойки за просрочку. В данном случае речь идет о договоре на изготовление и поставку бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-Л «Беглянка», стоимость которого была определена в 279 миллионов.
После ряда разбирательств Девятый арбитражный апелляционный суд постановил взыскать с курганского предприятия в пользу заказчика 5,1 млн. Далее по заявлению КМЗ был изменен способ и порядок исполнения решения суда. Долг был зачтен по встречным требованиям к министерству по более раннему разбирательству. В Минобороны, впрочем, с такой позицией не согласились и сейчас пытаются оспорить решения в кассации. Жалоба уже принята к производству, очередное заседание назначено на конец января.
Отметим, что аналогичной меры «Курганмашзавод» потребовал и по суду, в рамках которого министерство изначально настаивало на взыскании более 859 млн. В данном случае речь также шла о просрочке. В итоге претензии подчиненных Шойгу были удовлетворены только в части 62 млн рублей.
Ранее «Правда УрФО» подробно рассказывала о накопившихся у Минобороны поводах для претензий к «Курганмашзаводу», связанных с исполнением гособоронзаказа, которые были оценены в более чем 600 млн, а также крупных долговых обязательствах предприятия.