Спектакль «К.У.К.Л.А.» исключен из репертуара Большого Московского цирка (БМЦ), после того как Минкультуры направило руководству цирка письмо с просьбой повысить возрастной ценз представления с «6+» на «12+», в частности потому, что в одной из песен спектакля речь идет о суициде.
В Минкультуры «Известиям» заявили, что письмо было направлено «в соответствии с законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в связи с обращениями граждан о несоответствии возрастной категории «6+», присвоенной спектаклю Большим Московским цирком».
— Необходимо отметить, что письмо Минкультуры не содержало рекомендаций об исключении спектакля «К.У.К.Л.А» из репертуара цирка и не устанавливало конкретную возрастную категорию. Руководство цирка само решило исключить спектакль из репертуара с 4 февраля, о чем письменно сообщило в Минкультуры, — подчеркнули в пресс-службе ведомства.
Премьера представления «К.У.К.Л.А.» состоялась еще в 2012 году в «Лужниках». В спектакле рассказана история девушки Долорес, у которой уводят возлюбленного. Далее по сюжету коварный доктор Хейтс обещает главной героине решить все ее проблемы, погрузив «в другую реальность». В итоге он превращает Долорес в тряпичную куклу и она попадает в таинственный Дримвиль — место, где живут такие же жертвы Хейтса.
В начале спектакля, находясь в смятении, героиня исполняет песню, в которой есть слова: «Я покинута, за что, скажи? Почему вдруг померкли краски? Все напрасно, не нужна я никому. Но есть для вас ответ — петля и пистолет. Здесь, в мире вечных бед, мне места нет. Сколько можно с ложью биться? Непонятно, для чего дальше жить. Так легко отравиться, утопиться — есть много способов это прекратить. Пусть он здесь остается тихо тлеть, у него будет время пожалеть».
Директор БМЦ Эдгард Запашный в разговоре с «Известиями» отметил, что ему непонятны причины, по которым Минкультуры рекомендовало повысить возрастной ценз шоу, а намеков на суицид в тексте песни Долорес нет.
— Самая трагичная песня, которую я слышал в своей жизни, это I will always love you в исполнении Уитни Хьюстон. Если докапываться до этого текста, то и в нем можно найти что-то суицидальное: «Я все равно буду тебя любить» — получается, что человек обречен в своей любви. Когда человек хочет найти что-то плохое, он найдет это даже в золоте и в его блеске, — считает Эдгард Запашный.
По словам директора БМЦ, повышение возрастного ценза негативно сказалось бы на продажах билетов, а потому постановку решили больше не показывать и заменить на другую.
— Ограничение «12+» очень сильно повлияло бы на возможность аудитории всей семьей приходить в цирк, потому что детей водят к нам с самого детства: основная аудитория начинается с возраста 5 лет. Я считаю, что было бы неправильно лишать эту аудиторию посещения цирка. И мы решили снять этот спектакль. Но кроме самого факта, что спектакль снят с репертуара, нас ничего не расстроило. Этот спектакль тут же был заменен на шоу «Эмоции» с категорией «0+»: он более прост в своей драматургии, более доступен, не вызывает вопросов, и с ним ничего подобного произойти не может, — уверен Эдгард Запашный.
По мнению клинического и детского психолога Елены Закатовой, просьба Минкультуры увеличить возрастной ценз на подобный спектакль — справедлива.
— Увеличение возрастного ценза на шоу, в котором упоминается суицид, — справедливая просьба, потому что так можно избежать обсуждения и даже культивирования мыслей о суициде. Конечно, ребенка в шестилетнем возрасте интересуют темы жизни и смерти, но при этом они не суицидального характера. Такие вещи мы обсуждаем с детьми предпубертатного возраста, начиная хотя бы с 12 лет. Потому что именно к этому возрасту начинают задаваться более острые вопросы, а для детей младшего возраста это нехарактерно, — считает психолог.
В интернете множество отзывов на спектакль «К.У.К.Л.А.». По словам Эдгарда Запашного, на 1 тыс. положительных откликов цирк получал 1–2мнения людей, которые «имеют какие-то претензии». Действительно, в ряде отзывов родители, восхищаясь качеством шоу и входящими в его состав цирковыми номерами, отмечают, что спектакль предназначен скорее для взрослых, чем для детей. Так, на сайте «Отзовик» в одном из отзывов, оставленных в октябре 2015 года, среди достоинств отмечаются номера с лошадьми и тиграми, а среди недостатков — «страшные костюмы артистов, музыка и фоновый голос рассказчика».
«Купили билеты спонтанно в день представления. Каюсь, даже не посмотрела, на что идем. Пошла с детьми 6,5 и 3 года. Не буду говорить о качестве исполнения трюков, мастерстве и прочем. Скажу только об общей атмосфере представления — очень неприятная, удручающая, совершенно недетская. Жаргонные слова, жестокие сцены, куклы, как из фильма ужасов, с зашитыми ртами и черными глазницами... Кошмар какой-то! Песня про затягивающуюся петлю, рыдания и сцена казни куклы с накинутым покрывалом на голову... Дети стали жаться ко мне, младший стал плакать, что ему страшно... Короче, я плюнула на потраченные деньги, и мы просто встали и ушли!».
Пользователь под ником Avrelia в ноябре отметила высокое качество грима и костюмов, эффектные трюки воздушных гимнасток, но сюжет посчитала непонятным для детей.
«Сюжет — как в обычном мюзикле, с элементами шизофрении и философии, про вечную борьбу добра со злом. Детям понять такое трудно, а момент с петлей и депрессией главной героини вовсе отдает безысходностью. Короче, «16+» тут ставить надо».
По мнению пользователя Матильдочки, оставившей отзыв на сайте «Отдых с детьми» в январе 2013 года, шоу должно иметь возрастной маркер «12+».
«Были на шоу с детьми 7 и 8 лет. Я согласна с мамой, написавшей ниже: шоу — не для детей младше 12 лет. Это однозначно. Очень одиозные устрашающие костюмы и грим актеров, явно готический подтекст песен и всего происходящего. <...> Одни медсестрички в одежде из секс-шопа чего стоят... И их танцы вокруг шеста. Очень пугали внезапные выстрелы».
Эдгард Запашный считает, что «всем не угодишь», а маленький зритель «в принципе многие вещи не понимает, особенно если есть сложная текстура или показаны отношения между двумя героями».
— Мы смотрим «Винни-Пуха» в детстве, а потом — во взрослом возрасте, и он становится совершенно другим мультиком. Потому что взрослые понимают, сколько вещей пропускали в детстве из-за того, что не до конца осознавали текст. А так называемые шесты сейчас — это официальный вид спорта, проводятся соревнования на международном уровне, хотя многие люди относятся к танцу на пилоне как к чему-то очень эротическому. Из-за определенных стереотипов многие наши зрители думают, что этот номер исполняют стриптизерши. Хотя из четырех девушек, которые выступали, ни одна никогда публично не раздевалась. Они имеют звания чемпионов и вице-чемпионов по этому виду спорта. Но так устроен человек: если он чего-то не знает или не понимает — он усугубляет. Надо расширять свой кругозор, и тогда все будет хорошо. Голых людей в шоу не было, эротических элементов тоже, — сказал директор БМЦ.
Пять спектаклей, которые возмутили общественность
Изъятие спектаклей из репертуара после вмешательства общественности стало распространенным явлением за последние 5 лет. За это время целый ряд постановок подвергся проверке правоохранительных органов по просьбам зрителей, обвинявших режиссеров в привлечении детей к участию в постановках, содержащих сцены насилия, а также в оскорблении чувств верующих и пропаганде однополой любви. Однако многие проверки завершались благополучно для театров, и постановки оставались в репертуаре.
1. «Сон в летнюю ночь» Кристофера Олдена
В 2012 году руководство Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко было обвинено в пропаганде педофилии и наркомании из-за постановки оперы «Сон в летнюю ночь» американского режиссера Кристофера Олдена. Уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов получил письмо «от лица родителей» ребят из детского хора, в котором утверждалось, что спектакль содержит сцены разврата и насилия несовершеннолетних. Через несколько дней после скандала на сайте театра появилось «Открытое письмо реальных родителей реальных детей» с утверждением, что никакого разврата в спектакле нет. В итоге экспертная комиссия департамента культуры Москвы побывала на премьере «Сна в летнюю ночь» и не подтвердила обвинений. А премьера спектакля прошла с большим успехом.
2. «Человек-подушка» Кирилла Серебренникова
В 2013 году проверке следователей на наличие сцен педофилии и сцен насилия с участием детей подвергся спектакль Кирилла Серебренникова «Человек-подушка» по пьесе ирландского драматурга Макдонаха, премьера которого состоялась в 2007 году на сцене МХТ им. А.П. Чехова. Инициировала расследование коалиция «За нравственность». Но по результатам проверки нарушений обнаружено не было: спектакль включен в действующий репертуар театра с возрастным ограничением «18+».
3. «Идеальный муж» Константина Богомолова
В этом же году общественное недовольство вызвала комедия Константина Богомолова «Идеальный муж». В феврале состоялась ее премьера. Через несколько месяцев два активиста попытались сорвать спектакль, выйдя на сцену и начав агитировать против постановки, но были задержаны за хулиганство. До этого постановка уже подвергалась осуждению РПЦ за «кощунственное осквернение символа распятия и пропаганду однополых отношений». Также в ноябре-декабре в полицию поступило 23 заявления о проверке постановки «Идеальный муж», затем они были переданы в Следственный комитет России. Однако уголовное дело не было возбуждено, и спектакль продолжает идти на сцене МХТ имени Чехова.
4. «Тангейзер» Тимофея Кулябина
В начале 2015 года широкий общественный резонанс вызвала постановка оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» режиссера Тимофея Кулябина в Новосибирском театре оперы и балета. 24 февраля было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении директора театра Бориса Мездрича и режиссера Кулябина. Они обвинялись в «умышленном публичном осквернении религиозной или богослужебной литературы или предметов религиозного почитания». В одной из сцен спектакля демонстрировался постер, изображающий распятие в лоне Венеры и сталкивающий две основные линии вагнеровской оперы — темы христианского смирения и эротических соблазнов язычества. 10 марта суд закрыл дело в связи с отсутствием состава правонарушения. Мездрич и Кулябин были оправданы. Однако Минкультуры уволило Мездрича с поста директора театра, назначив на эту должность Владимира Кехмана. В конце марта новый директор исключил постановку оперы «Тангейзер» из репертуара.
5. «Банщик» Варвары Фаэр
В апреле 2015 года актеры Псковского академического театра написали письмо Владимиру Мединскому с просьбой запретить готовящийся к постановке спектакль «Банщик», в сценарий которого режиссер Театра.doc Варвара Фаэр включила нецензурную брань и эпизод с обнаженными женщинами, пьющими в бане. На следующий день министр культуры приехал в театр. По результатам переговоров худсовета было решено снять пьесу с постановки.