Федеральная налоговая служба уличила ПАО «Газпром» в манипуляциях с НДС. Газовая монополия заключала контракты на поставки оборудования с завышением цен почти в 10 раз. За счет этого она увеличивала суммы налога к возврату. Повлияет ли эта история на продление полномочий Миллера в 2021 году или ее спишут на уволенного год назад топ-менеджера Михаила Сироткина?
Два миллиарда за сделку
ПАО «Газпром» безуспешно пыталось обжаловать в суде решение Федеральной налоговой службы, которая нашла нарушения в его декларации по НДС за первый квартал 2017 года. В ходе проверки налоговики выяснили следующее. ЗАО «Газпром инвест Юг», дочерняя структура госкомпании, перечислила примерно 2,26 млрд рублей ООО «Промтехпроект» – компании-посреднику в поставке оборудования. При этом производитель оборудования ООО «Энергофинстрой» получил лишь 248 млн рублей. Деньги прошли через цепочку посредников, обладающих признаками фирм-однодневок.
В решении Арбитражного суда Москвы в их числе названы ООО «Стройтек», ООО «СК Авангард», ООО «Комплексные инженерные системы», ООО «Специнжиниринг», ООО «Теплотрансстрой» и ООО «Транском-оптим». Кроме того, в схеме фигурировало ОАО «Примоктан». По данным ФНС, в реальности «однодневки» не участвовали в поставке товара, а использовались для вывода денежных средств за пределы РФ. В том числе, через латвийский Trasta Komercbanca. Мы помним, что именно этот банк был одним из ключевых звеньев так называемой «молдавской схемы», через которую из России вывели более 20 млрд долларов.
В реальности никакого оборудования в этой истории могло попросту не быть. При анализе товаросопроводительных документов налоговики установили, что оно было доставлено на объекты ПАО «Газпром» ранее даты фактического производства компанией ООО «Энергофинстрой». Удивительно, что все это не вызвало вопросов ни у кого, кроме ведомства Михаила Мишустина. Вместо показательной антикоррупционной чистки в «Газпроме» Алексей Миллер как будто отмолчался. По всей видимости, также поступили Счетная палата и Следственный комитет. Минфин и Банк России тоже могли бы увидеть такую наглую схему вывода денег из страны, но никакой публичной реакции с их стороны не последовало. Какие еще манипуляции они могли «не заметить»?
Отработанная схема
Практика закупок через сторонние компании действует в «Газпроме» не первый год. Производители оборудования говорят, что монополист сам определил такой порядок. По аналогичной схеме государственный концерн закупал оборудование для ООО «Газпром добыча Надым», что также вызвало претензии со стороны налоговиков. ФНС провела экспертизу оценочной стоимости оборудования, которая составила 58,6 млн руб. против 355 миллионов рублей заплаченных за него. Могли ли такие комбинации состояться без личной осведомленности о них Алексея Миллера?
В конце 2017 года была запущена ликвидация трех поставщиков оборудования для ПАО «Газпром». Компании регулярно побеждали в тендерах до 2015 года, общая сумма контрактов составила сумму свыше 160 миллиардов рублей. А уже в 2016 году зарегистрированы единичные контракты на довольно скромные суммы. Вполне вероятно, что компании создавались под определенные нужды топ-менеджеров «Газпрома» и после достигнутого «лимита» были ликвидированы. Иначе как объяснить, что поставщики технологического оборудования оказались не у дел при довольно большом рынке?
Кто будет отвечать?
В период всех этих событий за корпоративные траты и тендеры в «Газпроме» отвечал Михаил Сироткин. В 2019 году он был выведен из состава администрации газового гиганта. Если верить неофициальным источникам, то в 90-х Сироткин работал в ООО «Транспортная финансовая компания» и прославился в узких кругах за счет того, что «оптимизировал» налоговую базу предприятия якобы путем фиктивного приема на работу инвалидов. А в 2001-м он был назначен заместителем начальника юридического департамента ПАО «Газпром», откуда впоследствии дорос до начальника департамента по управлению корпоративными затратами, по всей видимости, не без покровительства Алексея Миллера.
В конце января 2019 года ФНС обнаружила схему с ООО «Промтехпроектом». В марте того же года Сироткина без лишнего шума уволили, назначив на его место Олега Аксютина, бывшего генерального директора того самого ООО «Газпром добыча Надым».
Назначение топ-менеджерами людей с «особыми» заслугами вряд ли может пройти бесследно для качества управления компанией. В 2020 году ПАО «Газпром» потеряло первое место в рейтинге крупнейших компаний России по версии РБК. Повлияют ли все эти события на положение Алексея Миллера, мы узнаем в следующем году.