Второй кассационный суд общей юрисдикции отклонил жалобы Михаила Ефремова и его адвокатов. Они просили смягчить ему обвинительный приговор за совершенное летом 2020 года в центре Москвы ДТП со смертельным исходом. Осужденный к семи с половиной годам лишения свободы актер говорил о раскаянии и ухудшении состояния здоровья, из-за которого он может просто не отбыть все назначенное наказание, и просил о милосердии. Защита также отмечала положительные характеристики осужденного и упоминала о ряде важных обстоятельств, которые не учли нижестоящие суды. В частности, речь шла о том, что погибший в автокатастрофе водитель Lada Сергей Захаров не был пристегнут ремнями безопасности. Это и стало, по мнению адвокатов, одной из причин фатальных травм. Впрочем, суд согласился с мнением прокурора об обоснованности вынесенного решения, поставив, таким образом, крест на надеждах защиты актера на освобождении за уже отбытым сроком или переводе из колонии общего режима в колонию-поселение.
Как и ожидалось, рассмотрение кассационных жалоб Михаила Ефремова и его адвокатов проходило в помещении 2-го кассационного суда общей юрисдикции на Верейской улице в Москве в отсутствие самого осужденного. Еще несколько месяцев назад защита пояснила, что не отличающийся крепким здоровьем 57-летний актер сам не настаивал на личном участии, так как не хотел переносить утомительное этапирование в столицу из ИК-4 в городе Алексеевка Белгородской области, где отбывает наказание за ДТП со смертельным исходом (ч. 4 ст. 264 УК РФ), работая в швейном цеху. В итоге Михаил Ефремов общался с тройкой судей, которая рассматривала его дело, по видео-конференц-связи из колонии. Накануне его навестил в ИК-4 столичный адвокат Петр Хархорин, а непосредственно готовиться к заседанию актеру помогал адвокат из Белгородской областной палаты.
Актер выглядел внешне довольно спокойным, но речь произнес довольно эмоциональную.
В колонии обострились мои заболевания — трудно дышать, я периодически задыхаюсь. Это кара Господня. У нас в колонии очень хорошие врачи, которые купируют эти проявления. Но боюсь, что такой большой срок мне не выдержать»,— заявил Михаил Ефремов.
По его словам, трагедия со смертью человека в ДТП произошла отчасти из-за других смертей — его мамы и Галины Волчек. «В июле 2019 года умерла моя мама, а в декабре того же года умерла моя "театральная мама" Галина Волчек. Я всего этого не выдержал, стал пить, и произошла трагедия»,— прояснил свой нервный срыв перед аварией актер.
Он также отметил, что автокатастрофа, виновником которой он стал, подкосила его, и он потерял силы для дальнейшей жизни. «В этот момент как черт из табакерки появился адвокат Эльман Пашаев, началось своеобразное адвокатское шоу. Я думал: чем хуже, тем лучше. Но все равно я себе не могу простить, что не остановил Пашаева в агрессивных высказываниях в адрес потерпевших»,— рассказал осужденный, заверив, что за год пребывания в Алексеевке раскаялся, осмыслил и осознал произошедшее с ним. «Здесь в колонии ко мне пришло осознание случившегося. На мне страшный грех, мне его замаливать всю жизнь. Если я когда-либо выйду на свободу, то буду всеми силами помогать родным погибшего Сергея Захарова. Прошу вас о снисхождении и милосердии»,— заключил Михаил Ефремов, попросив снизить ему наказание, а также перевести из колонии общего режима в колонию-поселение, где условия отбытия наказания на порядок мягче.
По его словам, на воле он «неплохо зарабатывал», а сейчас его семья «вынуждена отрывать от себя деньги, чтобы я мог покурить и поесть что-то, кроме баланды».
Защита осужденного также просила учесть ряд обстоятельств, которые не приняли, по ее мнению, во внимание Пресненский райсуд, приговоривший актера к восьми годам лишения свободы, ни Мосгорсуд, фактически подтвердивший это решение и только на полгода снизивший срок.
В частности, как сообщал “Ъ”, речь шла о том, что сидевший за рулем Lada водитель-курьер Сергей Захаров не был пристегнут ремнями безопасности, это могло предопределить получение им столкновении с вылетевшим на встречную полосу джипом Ефремова смертельные травмы.
Между тем представитель прокуратуры заявил в своей речи, что «не считает необходимым снижать срок». «Считаю необходимым сказать, что Михаил Олегович (Ефремов.— “Ъ”) не может принести пользу обществу в принципе в связи с ухудшением его состояния здоровья»,— отметил прокурор, добавив, что приговор является обоснованным и законным, да к тому же вынесенным по результатам состязательного судебного процесса. Жалобы актера и защиты он напротив счел необоснованными. «Прошу оставить в силе»,— заключил сотрудник надзорного ведомства.
«Я впервые услышал от Ефремова слова раскаяния, но это не основание для смягчения ему приговора»,— сказал, в свою очередь, представитель потерпевших Александр Добровинский.
«Жалобу защиты Ефремова оставить без удовлетворения, апелляционное определение Московского городского суда — без изменения»,— огласил вскоре постановление председательствующий судья Таукан Конов, кандидат юридических наук, в прошлом служивший в прокуратуре и СКР. Правда, зачитана была только резолютивная часть, а мотивированную стороны получат на руки позже.
Мы, конечно, расстроены, наши доводы не были услышаны, а в мотивировке, скорее всего, будет речь прокурора»,— заявил “Ъ” Петр Хархорин.
Он отметил, что намерен в ближайшие дни отправиться к своему подзащитному в Белгородскую область для обсуждения сложившейся ситуации, напомнив, что у них еще есть возможности продолжать борьбу в Верховном суде. При этом источники “Ъ” в судейских и адвокатских кругах назвали отклонение жалоб Михаила Ефремова довольно ожидаемым на фоне того огромного резонанса, который вызвало и само ДТП и последовавшие события с отрицанием вины в довольно очевидной ситуации, появлением лжесвидетелей и т. д.