Михаил Мень и Сергей Чемезов подгребают мусор

Источник
В результате «мусорной реформы» выиграли пока только полукриминальные структуры, действующие в регионах.
Они собирают деньги с граждан по повышенным тарифам, вывозя отходы на нелегальные свалки. На этом основании чиновники, которых считают лоббистами около-государственных компаний, пытаются теперь увеличить бюджетное финансирование. На первый план выходит Счетная палата и «Ростех» с его могущественным руководителем Сергеем Чемезовым.

«Мусорная реформа» в России началась три года назад, когда были внесены поправки в закон «Об отходах производства и потребления». В конечном счете смысл их сводится к тому, чтобы не накапливать мусор на свалках, а перерабатывать его. Только за этот год на формирование системы обращения с ТКО будет потрачено более 12 млрд бюджетных рублей. Но результаты пока ничтожны – уровень переработки отходов не превышает 7%. Да и этой статистике нельзя верить – порой в отчетах фигурируют цифры, которые превосходят реальные мощности перерабатывающих предприятий. Это следует из опубликованного на днях доклада Счетной палаты. Документ, по сути, говорит о провале «мусорной реформы» и наверняка будет иметь долгоиграющие последствия.

Мень критикует

Интригу здесь создает тот факт, что доклад СП представил аудитор Михаил Мень – экс-министр строительства РФ, который в конце прошлого года сам готовился занять кресло руководителя «Российского экологического оператора» (РЭО) (эта госкорпорация создана специально для реализации «мусорной реформы»). Но в результате смены правительства кадровые расклады поменялись и РЭО возглавил Илья Гудков. Так что обида Меня вполне понятна – он-то уже видел себя во главе компании, распоряжающейся баснословными бюджетами. Потому нельзя исключать, что как раз память о той неприятной истории побудила Меня рубануть правду-матку о положении дел в мусорной отрасли. А творится там, если верить отчету СП, черт знает что. Деньги тратятся на ликвидацию мусорных завалов, вместо того чтобы пытаться предотвратить их появление (например, стимулировать торговлю и население использовать тару многоразового применения). Кроме того, целевые показатели взяты, по-простому говоря, с потолка. Но главная проблема состоит в том, что федеральный центр так и не понимает, на что расходуются деньги, собранные с населения региональными «мусорными» операторами. В общем, Мень довольно прозрачно намекает: по сути, создана кормушка для региональных коррупционеров, которые, надо полагать, за предоставленную им возможность наверняка «откатывают» часть своих доходов «наверх».

Любопытно, хотя говорить об этом напрямую как-то стеснялись, потому что все понимали: мусор – это золотое дно. Более того, в 2017 году Андрей Чибис (нынешний губернатор Мурманской области, а с 2013 по 2018 год зам Меня в Минстрое) на спецзаседании по проблемам утилизации мусора прямо заявил о существовании «мусорной» мафии. В том же духе высказывался и бывший главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко, отмечая, что полукриминальному бизнесу «выгодно получать деньги и куда-то сбрасывать отходы». Вот и Михаил Мень заручился авторитетным мнением, приведя позицию Альбины Дударевой – первого зампреда комиссии по экологии Общественной палаты РФ. Она говорит прямо:

«Я считаю, что объекты по обращению с отходами хотя бы частично должны быть государственными, потому что укрупнение и монополизация отрасли могут перейти в политическое давление, и такие прецеденты были и за рубежом, и уже в России. Передав жизненно важную инфраструктуру в монопольное владение частному бизнесу, государство лишается возможности оперативно реагировать и влиять на ситуацию в случае угрозы остановки объектов».

Одновременно в разделе «Экспертные мнения» самые разные специалисты высказываются по проблеме, а заодно делают комплименты создателям доклада из Счетной палаты.

Чувствуете, как это все звучит? Автор доклада словно подводит Того-кто-наверху-принимает-решения к мысли: дескать, «мусорная» мафия не просто ворует деньги, но и угрожает основам государственной власти! Она не решает проблему свалок, отчего люди начинают возмущаться и задавать вопросы, куда же смотрят первые лица страны. Потому нынешних бенефициаров «мусорной реформы» стоит прогнать, а на их место поставить верного и знающего человека. Ну вот хотя бы Меня.

«Ростех» расширяет аппетиты

Вот только в данном случае кусок, похоже, оказался не по размеру горла. Дело в том, что потоки мусора уже давно пытается поставить под свой контроль такой тяжеловес госкапитализма, как Сергей Чемезов. Еще в 2014 году он пытался получить для возглавляемого им «Ростеха» статус единого оператора отходов. Об этих амбициях говорит даже название созданной им дочерней компании – «Национальный экологический оператор» (НЭО). Однако первый вице-премьер Андрей Белоусов заблокировал внесение соответствующих поправок в законы. Но Чемезов продолжает гнуть свою линию. В мае сенатор Николай Журавлев – конечно же, исходя исключительно из интересов всех россиян – внес законопроект, согласно которому на базе «Ростеха» может быть создан федеральный оператор по работе с малоопасными промышленными отходами (утилизацией опасных отходов заведует «Росатом»). В госкорпорации упирают на то, что рыночными методами проблему до сих пор решить не удалось, хотя утилизацией занимались частные предприятия разных масштабов. А в августе «Ростех» предложил назначить свою «дочку» «Росхимзащиту» федеральным оператором по утилизации медицинских отходов (объем этого рынка – 6 млрд рублей в год, но эксперты обещают 3–4-кратный рост в ближайшее время).

Не исключено, что судьба этих инициатив будет решаться на осенней сессии парламента. И тут доклад Михаила Меня с его аргументами в пользу государственных структур по большому счету на руку «Ростеху». Мол, нынешние управленцы, сделавшие ставку на частный бизнес, реформу провалили, пора дать приоритет госкомпаниям. Но не стоит спешить – у Меня, как уже говорилось, могут быть и свои амбиции. Должность аудитора для него, успевшего побывать губернатором и министром, выглядит и правда не соответствующей масштабу. При этом у Михаила Меня есть серьезные покровители, в частности в их число включают Дмитрия Медведева.

Потому не случайно ли на фоне начинающегося передела «мусорного рынка» в СМИ появились критические публикации о двух «дочках» «Ростеха» – «Национальном экологическом операторе» и «РТ-Инвесте»? Обе компании пришли на рынок как государственные, а в итоге оказались под контролем частных лиц, по какому-то совпадению – друзей и приятелей Сергея Чемезова. Вот и думай теперь, насколько откровенны деятели, которые предлагают вытеснять с рынка частные компании в угоду государственным.

Между тем пока на федеральном уровне политические тяжеловесы делят зоны влияния, из регионов приходит тревожная информация. Кое-где место на легальных свалках уже закончилось, а нелегальные продолжают использоваться «вчерную». При том, что вывоз мусора для граждан изрядно подорожал, в двух десятках регионов местные операторы находятся на грани банкротства. Предсказание Онищенко про «черную дыру», похоже, сбывается.

Конкретно

Сергей Чемезов уже давно пытается освоить «мусорный рынок». Так, в 2012 году он назначил на должность председателя совета директоров «Национального экологического оператора» своего друга детства Виталия Мащицкого. Несколько лет компания жила на займы «Ростеха», а затем через допэмиссию акций перешла под контроль людей, связанных с Мащицким, утверждает издание «Проект», якобы всего за 300 тыс. рублей им досталось 75% компании. После этого Сергей Чемезов вместе с министром обороны Сергеем Шойгу наделил НЭО особым статусом при закупках черного лома у армии. Также НЭО получил приоритет и при переработке металлических отходов, полученных на предприятиях «Ростеха». Кроме того, в Иркутской области, родной для Чемезова и Мащицкого, компания стала региональным монополистом по обработке ТБО. По отчетам за прошлый год, в НЭО числится 41 сотрудник, выручка компании превысила 3,3 млрд рублей.

В самом конце прошлого года Госдума приняла закон, согласно которому сжигание мусора будет считаться его утилизацией. Одним из главных бенефициаров этого решения стал холдинг «РТ-Инвест» (25% – у «Ростеха», 75% – у частных компаний, в том числе 40% – у Сергея Скворцова, который работал под началом Сергея Чемезова и якобы был его доверенным лицом). Компании холдинга получили подряды на строительство как минимум пяти мусоросжигательных заводов.
Персоны Компании
Максим Соколов вставил колесо Украине
Минтранс предложил запретить импорт украинских железнодорожных колес, в отношении которых и так действует заградительная пошлина. Спрос на них упал как в России, так и на Украине, поэтому есть риск демпинга.
«Гарнизон» продолжает дело «Оборонсервиса»?
В прошлом году руководителем самого крупного АО Минобороны РФ — «Гарнизон» — был назначен Андрей Назаров. За свою карьеру в Минобороны, с 2013 года, топ-менеджер успел поруководить 58 компаниями, большая часть из которых обанкрочена. Сейчас у сорокапятилетнего Назарова появился собственный бизнес. Речь о компании «М-Строй», которая, как выяснил журнал «Компания», задолжала структурам Минобороны более полумиллиарда рублей. Сам «Гарнизон» имеет убыток в 43,2 млрд руб. Источники «Ко» уверены, что без прямого покровительства министра обороны Сергея Шойгу Назарову бы не позволили ни своего бизнеса, ни всех этих долгов.
Каской по FESCO
Во Владивостоке докеры прогнали начальство со встречи с профсоюзным активом.
Секретные подробности поставок оружия из Израиля в Азербайджан — в документах финансовой разведки США
20 сентября этого года более 400 журналистов из почти 90 стран мира опубликовали совместное расследование о подозрительных транзакциях на более чем 2 триллиона долларов, прошедших через американские
Экологическая или информационная диверсия на Камчатке?
Губернатор Камчатки Владимир Солодов уже выдвигает природные версии загрязнения воды у берега полуострова наряду с версией деятельности человека. Якобы виновными в катастрофе могут стать водоросли
Космические фантазии Рогозина и коррупционные реалии «Роскосмоса»
Последние громкие расследования связаны с хищением 1 миллиарда рублей гендиректором РКК «Энергия» Владимиром Солнцевым и исчезновением 350 миллионов, выделенных НПО «Техномаш»
Виталий Савельев долетался
«Аэрофлот» ожидают большие перемены. В правительстве всерьез обсуждают вопрос о смене гендиректора Виталия Савельева.
Игорь Лобов не экономил на танках
Гендиректора оборонного завода отдали под суд за растрату.
Павел Ливинский льет миллионы рублей на обеление своей репутации
ПАО «Россети» потратило 6 миллионов рублей на спонсирование конкурса «МедиаТЭК».
Лужков обещал, Собянин не сделал: как военных кинули с жильем
Собянин отказался от обязательств Лужкова выделить квартиры военным.
За 3 миллиарда рублей ФСИН поборется с фальшивыми колл-центрами, расплодившимися в колониях
ФСИН решила бороться с заключенными, которые из колоний организуют фальшивые колл-центры и обманывают клиентов банков. Реакция может быть запоздалой: поддельные колл-центры уже активно «переезжают» на волю.
Российская элита ринулась прививаться от Covid-19 в обход испытаний
Президент Владимир Путин пока раздумывает, делать ли ему прививку от коронавируса, а вот вся элита, похоже, уже привилась. О прививке договариваются через знакомых, кому-то даже пришлось за нее заплатить.
Особенности коррупции в ФСБ
Откровения бывшего сотрудника органов безопасности.
Путина не потрогать, вакцинации - не избежать
Рассказ о том, как власть и народ спасаются от коронавируса и друг друга.
Тимченко погреет кости в Геленджике
Из компании ООО «Морской порт Геленджик», инвестора гостиницы рядом со строящимся морским портом, вышел основной собственник — ЗАО «Геленджикский морской порт» семей глав «Ростеха» и Минпромторга РФ. 
Ульяновский губернатор Сергей Морозов рассчитывает перезимовать в кресле
Ульяновский губернатор Сергей Морозов продолжает демонстрировать чудеса политической выживаемости.
Тимченко построит элитные апартаменты в Геленджике
Из компании ООО «Морской порт Геленджик», инвестора гостиницы рядом со строящимся морским портом с мариной, вышел основной собственник — ЗАО «Геленджикский морской порт» семей глав «Ростеха» и Минпромторга РФ. Поменялась и концепция. «Морской порт Геленджик» будет строить не гостиницу, а элитные апартаменты, узнал журнал «Компания». С прошлого года компанией руководит Василий Колбин, партнер миллиардера Геннадия Тимченко, чей «Стройтрансгаз» возводит и морской порт.
Елена Батурина поздно вспомнила о муже
Вдова бывшего московского мэра Юрия Лужкова Елена Батурина и экс-сотрудники мэрии Москвы зарегистрировали Фонд развития наследия Юрия Лужкова.