Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы регулярно переплачивал столичным управляющим компаниям за коммунальные услуги, которые они оказывали москвичам. Это следует из отчета Контрольно-счетной палаты (КСП) города Москвы с результатами обследования эффективности тарифного регулирования работ в сфере содержания и ремонта столичного жилищного фонда (есть в распоряжении «Известий»).
Проверяющие из КСП пришли к выводу, что мэрия излишне выплачивала управляющим компаниям по 4,15 рубля за 1 кв. м, или на 21,2% больше, чем положено по закону. В 2012 году всего было перечислено управляющим компаниям (УК) 22 млрд рублей, в 2013-м — 17 млрд рублей. Если исходить из данных аудиторов и размера субсидий, которые управляющие получали от города, получается, что за последние два года УК получили от мэрии лишних 7,8 млрд рублей.
В основном деньги уходили в компании, формально принадлежащие городскому правительству — разнообразные унитарные предприятия «Дирекции единого заказчика», созданные в каждом районе Москвы. Руководители таких организаций регулярно становятся фигурантами различных уголовных дел. Так, например, в прошлом году была осуждена за хищение бюджетных средств — 7 млн рублей — руководитель ДЕЗ «Бескудниковский» Татьяна Малик.
Схема была в следующем: ДЕЗ заключила ряд фиктивных договоров с фирмой-однодневкой на проведение работ по установке автоматизированной системы учета водопотребления, однако работы выполнены не были. Но семь бюджетных миллионов были заплачены и впоследствии обналичены.
Аналогичная схема использовалась и в ДЕЗ «Зюзино»: экс-директор Артур Батагов (сейчас он арестован) перевел 7 млн рублей из бюджета за невыполненные работы на ряд подставных фирм.
Как завышались расходы
Поддерживать управляющие компании бюджетными субсидиями правительство Москвы начало в 2005 году. Согласно ряду постановлений столичного правительства, получить деньги из столичного бюджета несложно, на это имеет право управляющая компания любой формы собственности, а не только государственные ДЕЗ. Для этого необходимо заключить специальный договор возмездного оказания услуг.
Согласно документу, управляющие обязуются регулярно выполнять по графику утвержденные чиновниками работы, придерживаться утвержденных правительством Москвы правил содержания общего имущества многоквартирных домов, а также тарифов для населения, а бюджет компенсирует управленцам разницу между доходами управляющей организации, полученными от платежей населения, и планово-нормативными расходами, которые рассчитывает департамент экономической политики и развития города Москвы. Понятно, что чем выше планово-нормативные расходы, тем больше управляющим компаниям причитается из бюджета.
Как указывается в отчете аудиторов, расходы управляющих компаний, которые компенсировались за счет бюджета, завышались за счет дополнительных работ на «общегородские мероприятия, не имеющих отношения к расходам на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома». В результате ненужных (и зачастую не оказанных) работ завышались ставки планово-нормативного расхода, исходя из которых рассчитываются бюджетные субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Как подсчитали аудиторы, завышение минимального размера ставки планово-нормального расхода составило 4,15 рубля за 1 кв. м общей площади жилых помещений, и в итоге бюджет каждый месяц перечислял управляющим компаниями на 21,2% больше субсидий, чем было положено по закону.
Золотые мусоропроводы
Согласно отчету аудиторов Контрольно-счетной палаты, планово-нормативные расходы завышались довольно стандартным для сферы ЖКХ способом. В расчет включались работы, которые в конкретном доме выполнить было просто технически невозможно. Так, в составе расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах учитывались работы по видеодиагностике внутренней поверхности мусоропроводов.
Как отмечают аудиторы, мало того что это прямо нарушает статью 154 Жилищного кодекса, так еще эти расходы «учитывались при определении размера ставок планово-нормативного расхода для всех категорий многоквартирных домов, в том числе не имеющих в составе общего имущества мусоропровода».
Так, например, было с обычной пятиэтажкой на Измайловском бульваре, 15. Как сказано в отчете Дирекции единого заказчика района «Измайлово» по использованию бюджетной субсидии, деньги на видеодиагностику мусоропровода из бюджета регулярно выделялись, диагностика якобы проводилась, хотя самого мусоропровода не было там и в помине.
Аудиторы подсчитали, что только одна работа — обслуживание несуществующих мусоропроводов — в течение 2012 года и первого полугодия 2013 года обошлась бюджету Москвы свыше 84 млн рублей, а в 2014 году на эти цели может быть потрачено порядка 53 млн рублей.
Сколько потеряли москвичи
Впрочем, сумму общего ущерба за счет завышения ставок планово-нормативных аудиторы в отчете не назвали.
— Проверка была выборочной, поэтому общая сумма излишне выплаченных субсидий не подсчитывалась, — рассказывает источник «Известий» в столичной Контрольно-счетной палате. — Ведь с каждой управляющей компанией был подписан отдельный договор, и для каждой из них сумма субсидий разная. Ущерб бюджету от «исследования» мусоропроводов был подсчитан исходя из того, что есть количество домов, в которых нет мусоропроводов, и известна субсидия — так что задача существенно облегчается.
Отказались раскрыть сумму ущерба бюджету от неверно рассчитанных ставок и в департаменте экономической политики и развития города Москвы. Наоборот, в официальном ответе на запрос «Известий» написано, что «существующая в Москве практика расчета ставок планово-нормативного расхода (ПНР) и цен на жилищные услуги является наиболее оптимальной и эффективной». Главный принцип, пояснили в мэрии, в том, что «она отражает средние по городу расходы».
— Если придерживаться логики КСП, городу придется утверждать ставку ПНР для каждого многоквартирного дома. Однако город понимает, что это невозможно, поскольку в Москве более 30 тыс. жилых домов, при этом в подавляющей части домов жители не определились с размером цены за жилищную услугу, — заявили в департаменте.
Общая сумма субсидий, которую город выделает управляющим компаниям, официально также не раскрывается. Так, в законе о бюджете города Москвы она отдельной строкой не выделяется, только в паспорте столичной программы «Жилище» указано, что бюджетные субсидии УК учтены «в смете ДЖКХиБ». Но опять же без указания конкретных сумм.
Согласно единому реестру управляющих компаний, всего в Москве работают 2265 различных УК, большая часть из которых субсидируется из бюджета Москвы. Получают они из бюджета от 30 млн до 250 млн рублей в год. Та же ДЕЗ «Измайлово» в качестве субсидий получила из бюджета Москвы в прошлом году свыше 60 млн рублей.
Согласно Росстату, в Москве на конец 2012 году насчитывалось 230,7 млн кв. м жилых помещений. Так как, по мнению КСП, завышение стоимости составило 4,15 за 1 кв. м (21,2%), то, соответственно, ежемесячная сумма излишних субсидий могла составлять 957 млн рублей, или порядка 12 млрд рублей в год.
Однако в мэрии уточнили, что не все существующие квадратные метры сусбидируются. По их данным, в 2012 году общий объем субсидий УК составил 22 млрд рублей, а в 2013 году — 17 млрд рублей. Таким образом, переплата из бюджета могла составить за два года 7,8 млрд рублей.
По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, перед нами одна из схем вывода средств из бюджета. При этом кроме бюджета страдают и простые москвичи.
— Понятно, что это завышение нужно, чтобы выкачать побольше денег не в пользу госбюджета,— уверен гендиректор юридической компании «Юр-Экспресс» Игорь Измайлов. — При этом, кроме расчета субсидий, эта планово-нормативная ставка оказывает влияние и на тарифы ЖКХ тех горожан, которые живут в так называемых не субсидируемых домах, то есть домах, квартиры в которых получают очередники. Субсидий на эти дома не выделяются, и они платят исходя из этой завышенной ставки.
С ним согласен и гендиректор ООО «Экспертные системы ЖКХ» Игорь Леоненко.
— Конечно, при расчетах субсидий возможны перекосы как в ту, так и в другую сторону, — говорит он. — Не исключено, конечно, что это ошибка, но по опыту могу сказать: в сфере ЖКХ подобные ошибки обычно злонамеренные.
В столичной мэрии, впрочем, думают по-другому. В департаменте экономической политики и развития города не согласны с выводами аудиторов из КСП и считают их заключение необоснованным. В том числе и потому, что «в Москве обеспечивается качественная эксплуатация многоквартирных домов», а величины ставок ПНР не меняются уже третий год.
— Это не отражается на качестве оказания жилищных услуг, поскольку управляющие организации достигают этого за счет оптимизации своих издержек, — уверяют в мэрии.
Зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева говорит, что включение в тариф дополнительных затрат — основной способ мошенничества в сфере ЖКХ.
— Мы сравнили производительность труда ресурсопоставляющих компаний в 1990 году и сейчас, — рассказывает она. — Получилось, что производство электроэнергии за прошедшие годы снизилось — сейчас оно составляет порядка 86,1% от уровня 1990 года. При этом количество работников выросло на 159%! Растут и их зарплаты, в первую очередь — топ-менеджмента. А производительность труда за это время снизилась почти в два раза. Так что неудивительно, что тарифы ЖКХ за последние 20 лет росли в 24 раза быстрее инфляции. Вот и получается, что конечный потребитель оплачивает низкую производительность компаний и сверхдоходы топ-менеджеров от ЖКХ.