Главное следственное управление столичного полицейского главка передало на утверждение в Генпрокуратуру уголовное дело в отношении известного банкира Матвея Урина. Он уже отбывает срок за избиение бывшего члена правления "Стройтрансгаза" гражданина Нидерландов Йоста Фаассена. На этот раз финансист обвиняется в мошенничестве с вкладами граждан на сумму более 15 млрд руб.
Вчера следственный департамент МВД сообщил о завершении расследования второго дела в отношении Матвея Урина и его передаче на утверждение в прокуратуру. Как считает следствие, господин Урин, получив контроль над московскими Славянским банком и Традо-банком, екатеринбургским Уралфинпромбанком, челябинским банком "Монетный дом" и ростовским Дон-банком, "распорядился произвести резкое повышение депозитных ставок", которое сопровождалось мощной рекламной кампанией в СМИ. Вскоре количество клиентов банков резко возросло. Так, например, "в челябинском банке договоры на банковское обслуживание заключили более 100 тыс. граждан", отмечают представители следствия. Новым клиентам, считает следствие, господин Урин и его сообщники помимо вкладов предлагали также приобрести высоколиквидные ценные бумаги крупных российских предприятий в нефтегазовой отрасли. "Для этого нужно было перевести деньги в специально для этого созданный фиктивный депозитарий "Финансовая компания "Эдвентис Капитал"", который принимал средства в обмен на выписки о якобы зачислении на счета банковской сети купленных ценных бумаг",— отмечают в следственных органах. Сама же компания, по данным следствия, была зарегистрирована на подставное лицо и предоставляла в фискальные органы так называемые нулевые отчеты.
Как выяснилось во время расследования, на самом деле у банкира не было никаких ценных бумаг, а все зачисления акций, которые якобы производились клиентам "Эдвентиса", были липовыми. Полученные от клиентов деньги при этом выводились через специально подготовленные счета, "после чего различными способами обналичивались", считает следствие. За счет клиентов господин Урин рассчитался по сделкам купли-продажи контрольных пакетов акций своих банков с их предыдущими владельцами, а оставшиеся суммы похитил, незаконно завладев, по подсчетам следствия, более чем 15 млрд руб.
Помимо Матвея Урина обвинения по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) предъявлены еще четырем сотрудникам его банков. Стороны уже ознакомились с материалами дела, а после утверждения прокуратурой обвинительного заключения оно поступит в суд для рассмотрения по существу.
Адвокат банкира Владислав Мусияка утверждает, что следствие так и не нашло доказательств причастности его подзащитного ни к банкам, которые фигурируют в материалах дела, ни к фирмам-однодневкам, ни тем более к похищенным деньгам. "У Урина нет никакой собственности, он даже жил на съемной квартире, так что выводы о его сказочном богатстве — выдумки",— заявил "Ъ" защитник. Господин Мусияка считает, что нынешнее уголовное преследование его клиента связано с дорожным инцидентом на Рублевском шоссе.
В ноябре прошлого года банкир Урин был осужден Кунцевским райсудом на четыре с половиной года колонии общего режима. Как не раз сообщал "Ъ", суд установил, что сотрудники ЧОПа, нанятые банкиром для личной охраны, избили в районе Рублевского шоссе бывшего члена правления "Стройтрансгаза" гражданина Нидерландов Йоста Фаассена. Поводом для стычки стал незначительный дорожный инцидент. После ареста фигурантов этого дела одна за другой были отозваны лицензии у банков, которые, как считает следствие, контролировал Матвей Урин. После проверки их деятельности в отношении банкира было возбуждено новое дело.