Любопытная история разворачивается вокруг торгово-развлекательного центра "Щука" в Москве, который располагается возле станции метро Щукинская. Кипрская компания River-stretch Trading & Investments (RT&I) потребовала от некоторых арендаторов торгово-развлекательного центра платить аренду ей, а не владельцам ТРЦ в лице известного девелопера, бизнесмена Максима Блажко. RT&I называет себя основным кредитором и залогодержателем комплекса. АО "Щука" "злостно" не исполнило обязательства по кредиту, поэтому RT&I считает, что вправе получить удовлетворение требований в том числе в виде арендных платежей.
У держателя залога есть преимущества перед другими кредиторами, считают в RT&I: если владелец АО "Щука" обанкротится, плата за аренду войдет в состав конкурсной массы и пойдет на удовлетворение требований держателя залога. Кто стоит за загадочным кипрским кредитором понять трудно. Некоторые участники рынка в связи с этим предполагают, что кипрскую компанию может контролировать… сам Максим Блажко. И сам против себя затеял судебную тяжбу. Ведь при любом исходе, в проигрыше бизнесмен не останется. В принципе, такое вполне вероятно, зная очень оригинальные методы ведении бизнеса достаточно одиозной в своих кругах фигуры.
Вообще, Максиму Блажко свойственно понятие жизнь взаймы. Бизнесмен хватает кредиты и справа, и слева. Причем, как правило, кредиты такие, возврат которых оказывается просто неподъемным. Совсем недавно Банк "Российский капитал" выиграл свой иск в арбитражном суде, поданный кредитной организацией в отношении самого Максима Блажко и его строительную компанию "Ривер Тауэр". Общая сумма выигранного иска составила 8 миллиардов рублей.
Всего же общая кредиторская задолженность "Ривер Тауэр" превышает 13 миллиардов рублей. 60 процентов из которых приходится на "Российский капитал". "По результатам финансового анализа хозяйственной деятельности должника установлено, что восстановить его платежеспособность невозможно, сообщил арбитражные судьи.
"Имущества не достаточно для покрытия долгов", — вторит Арбитражный управляющий Владимир Соломатин, добавляя, что следующим этапом станет инвентаризация имущества, оценка и торги. На этом участке Максим Блажко планировал построить жилье еще 10 лет назад, в 2007 году, когда был совладельцем "Дон-строя". Но девелопер не смог вовремя реализовать проект. В 2014 году мэрия Москвы согласовала здесь строительство МФК "Звенигородский" общей площадью 267 тыс. кв. м, из которых 172 тыс. кв. м — торгово-развлекательная зона, 95 тыс. кв. м — бизнес-центр.
Так, строительный бизнесмен потерял еще один свой объект. Впрочем, это была одна из последних капель. Блажко утратил практически весь свой строительный бизнес. Ведь долги перед кредиторами составляют фантастические 60 миллиардов рублей. И в счет ликвидации этой задолженности кредиторы отнимают в судебном порядке его имущество. А ведь в том же направлении скорее всего последуют и другие проекты Блажко. А вслед за этим грянет и личное банкротство бизнесмена. Таким образом, Масим Блажко лишился еще одного строительного объекта. Фактически, он уже лишился всего своего девелоперского бизнеса. Ведь по сути, кредиторы просто начали отнимать у бизнесмена активы за его многочисленные долги.
Скандальный строитель
За чтобы не брался Максим Блажко, везде неизбежны скандалы. И касаются они не только финансовой составляющей. В частности, принадлежащая Блажко компания "Дон Строй" является едва ли не всероссийским лидером по количеству на стройках разного рода ЧП. Производственный травматизм просто зашкаливает. Причина всему этому – пущенная ради получении прибыли на самотек элементарное соблюдение правил техники безопасности, а часто и их грубейшее нарушение. Стоит только вспомнить скандально известные жилищный комплекс Алые паруса. За время его возведения число только погибших рабочих составило с десяток человек. Причем, все погибшие были нелегалами. То есть, принятыми на работу неизвестно за какое вознаграждение гастарбайтерами.
В этой ситуации ни о какой профессиональной квалификации и соблюдении элементарных правил техники безопасности и речи не идет. Все поставлено на конвейер. Не успеешь со сроками – денег не получишь. Вот и происходят такие массовые нулевые случаи. А еще от этого страдает и качество строительства. Ведь дома возводит в свое основе неквалифицированная рабочая сила. Скорее всего, на абы как. В этой ситуации не позавидуешь будущим новоселам. Вбухаешь огромные деньги, а потом страдай из-за промерзших стен и перекошенных окон.
ДК Серафимовича
Каким-то образом структуры Максима Блажко получили подряд на снос здания дома культуры имени Серафимовича в столице. И здание уже начали сносить, пока дело не дошло до акций протеста. Архитектурные активисты заявили о том, что ДК имени Серафимовича представляет собой исторический памятник, который был построен в начале прошлого века, а, значит, должен находиться под охраной государства. Когда началось сильное общественное брожение, власти столицы вроде бы приостановили снос ДК. Но когда волна возмущения несколько успокоилась, контора Блажко снова попыталась довести задуманное до конца.
"Несмотря на прямой запрет городских властей, снос ДК Серафимовича возобновился утром во вторник и продолжается до сих пор. Полиция не пытается пресечь правонарушение", — заявили в Архнадзоре.
"Фрагменты фасада здания ДК имени Серафимовича обрушились на электрические провода во время сноса строения. Полиция перекрыла движение по всему Среднему Тишинскому переулку, где расположен ДК", - сообщали неравнодушные защитники архитектурных памятников.
Чем закончится история с арендной платой в ТРЦ Щука, пока сказать трудно. Если кипрская фирма - сторонняя от бизнесмена – это дело одно, и бизнесмен сильно попадет на деньги. А если нет?