Кипрская компания River-stretch Trading & Investments (RT&I) потребовала от некоторых арендаторов торгово-развлекательного центра «Щука» рядом с метро «Щукинская» в Москве платить аренду ей. «Ведомости» ознакомились с текстом письма, датированного 19 июня.
Два арендатора «Щуки» подтвердили «Ведомостям», что получали его. Эта же информация есть и в ответном письме владельца комплекса – АО «Щука» (принадлежит структуре основателя «Дон-строя» Максима Блажко) арендаторам, отправленном в июле. Его подлинность подтвердили один из арендаторов и источник, близкий к АО «Щука».
RT&I в письме называет себя основным кредитором и залогодержателем комплекса. АО «Щука» «злостно» не исполнило обязательства по кредиту, поэтому RT&I считает, что вправе получить удовлетворение требований в том числе в виде арендных платежей.
У держателя залога есть преимущества перед другими кредиторами, рассуждает RT&I: если владелец АО «Щука» обанкротится, плата за аренду войдет в состав конкурсной массы и пойдет на удовлетворение требований держателя залога. В середине июля 2017 г. Арбитражный суд Москвы принял к производству заявление фирмы BP Group о признании АО «Щука» несостоятельным, рассмотрение иска назначено на 2018 г.
АО «Щука» в письме арендаторам парирует: такое преимущество у держателя залога появилось лишь три года назад, а торговый центр по кредитам был заложен еще в 2011 г.
Представитель АО «Щука» назвал требование RT&I платить ей аренду неправомерным. Статус RT&I как кредитора компании оспаривается в Арбитражном суде Москвы, сказал он «Ведомостям»; а так как банкротство «Щуки» не начато, суд не изучал еще обоснованность претензий кипрской фирмы.
Партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев также считает действия RT&I неправомерными. «Чтобы требовать от арендаторов платежи в свою пользу, должно быть на руках как минимум решение суда, сам по себе факт подачи иска о банкротстве не дает кредитору оснований что-то требовать», – рассуждает он. Директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Александр Обуховский говорит, что с начала 2000-х гг. он не припомнит случаев, когда кредиторы без решений суда требовали от арендаторов заемщиков платить аренду им.
Если арендаторы перестанут платить за аренду АО «Щука», то владелец торгового центра будет добиваться оплаты по договору и по закону, отмечает представитель «Щуки». Кроме того, если вдруг арендатор решит платить третьим лицам, это чревато налоговыми последствиями, добавляет Кюрджев: «Налоговая служба не признает обоснованность выплат и учет их в составе расходов».
О том, что RT&I является кредитором, Блажко стало известно в прошлом году. Сбербанк переуступил ей обязательства структур бизнесмена примерно на $480 млн, «Щука» и бизнес-центр «Нордстар тауэр» были залогами, рассказывали тогда источники, близкие к сделке.
Кто стоит за RT&I, точно не известно. Кредиты выкупила структура «Роснефти
», говорил в 2016 г. первый зампред правления Сбербанка Максим Полетаев и подтверждали три консультанта, работавших с активами Блажко. «Роснефть» это не подтверждала. В пятницу, 28 июля, ее представитель от комментариев отказался. Блажко говорил «Коммерсанту», что связи с «Роснефтью» у RT&I нет.
RT&I может быть связана с группой компаний «Регион», сообщал в 2016 г. РБК. Группа участвовала в структурировании сделки с долгом, но сделка проходила не в ее интересах, уточнил представитель группы «Ведомостям».
В карточке российского представительства RT&I в «СПАРК-Интерфаксе» в качестве ее сайта указана страница бизнес-центра «Конкорд». Он принадлежал UFG Real Estate, но в конце 2015 г. три консультанта рассказали, что комплекс купила структура группы «Регион». Из сообщения рейтингового агентства RAEX тогда следовало, что облигации, обеспеченные арендными платежами в том числе «Конкорда» приобрел пенсионный фонд «Роснефти
» – «Нефтегарант», управлением которым занимается УК «Регион».
Получить комментарии RT&I не удалось: указанный в СПАРК телефон ее представительства не работает.
Доходная «Щука»
10-12 млрд руб. может стоить «Щука», оценивает Александр Обуховский из Knight Frank. Годовая выручка от аренды комплекса, по его словам, может составлять 1,3–1,5 млрд рублей.