Ликвидация дырок: как «Карат» сменил акционера и реанимировал свои сырные бренды

Источник
Еще год назад торговые сети не хотели разговаривать с «Каратом». Долги ритейлерам росли, но к декабрю 2015 года «Карат» обновил ассортимент, изменил упаковку и перезапустил свои бренды. Продажи к апрелю 2016 года выросли на 68%.
Гендиректор московского завода «Карат» Павел Розенфельд расставляет на столе разноцветные баночки с творожным сыром Violette. «Когда мы начали поставлять все это в сети, у категорийных менеджеров было ощущение, что они выставляют на полки новый для рынка продукт, — хвалится Розенфельд. — Его не ассоциировали с «Каратом», этого мы и добивались».

Еще год назад торговые сети не хотели с «Каратом» разговаривать. Небольшие объемы плавленых и творожных сыров отгружались X5 Retail Group и «Ашану». Долги другим ритейлерам за сорванные поставки приближались к 2 млрд рублей. Но к декабрю 2015 года «Карат» обновил ассортимент, изменил упаковку и перезапустил свои бренды «Волна», «Дружба», «Янтарь», а потом и Violette. Продажи к апрелю 2016 года выросли на 68% по сравнению с ноябрем 2015 года.

«Когда в январе 2014 года я пришел на «Карат» как антикризисный менеджер, завод выпускал 340 тонн продукции при мощности 2500 тонн», — рассказывает Розенфельд, бывший партнер консалтинговой компании Berkshire Advisory Group. Разобраться с ситуацией его пригласил крупнейший акционер предприятия — Связь Банк, получивший контрольный пакет акций завода за долги. Завод, кроме того, задолжал Сбербанку, банку «Зенит», поставщикам, торговым сетям — в сумме 3,5 млрд рублей. Связь Банк рассчитывал вернуть свои деньги и продать «Карат». А продать можно, если поднять производство и капитализировать бренд предприятия.

Летом 2014 года Розенфельд переподписал договоры с банками-кредиторами и получил 500 млн рублей от Связь Банка на реанимацию «Карата». С новой командой управленцев он разработал план вывода завода из кризиса. Первоочередная задача — возобновить поставки продукции в розничные сети.

    Пока одни менеджеры разбирались со штрафами, выставленными ритейлерами за срыв сроков поставок, другие выстраивали маркетинговую стратегию и пересматривали производственную линейку. Основу ассортимента составили плавленые и творожные сыры плюс зерненый творог, сметана и мягкий сыр.

В 2014 году «Карат» получил 1,9 млрд рублей выручки и показал убыток выше 242 млн рублей. Конкурировать «Карату» приходилось с такими гигантами, как Valio (марка Viola), Hochland (марки Almette и Hochland) и Lactalis (марка President). У всех этих компаний имелись заводы в России. После введения продуктового эмбарго Valio наладила производство плавленого сыра на своем подмосковном предприятии к декабрю 2014 года. «Еще одна проблема, которая существовала для «Карата»: плавленые сыры «Волна», «Дружба», «Янтарь» выпускали и другие производители, — рассказывает, Павел Розенфельд. — Потребитель просто не знал, что такое «Карат». Человек что-то покупал и звонил нам со словами «у вас плохой сыр». А производитель-то другой».

Какими должны стать продукт и упаковка, чтобы одновременно сохранить преемственность и выделиться среди конкурентов? Разработку новых логотипов и дизайна поручили брендинговому агентству Depot WPF. Маркетологи предложили сохранить зонтичный бренд «Карат», а продукцию разделить на несколько категорий и соответственно оформить упаковку. Первую категорию — плавленые сыры — решили фасовать в пластиковые ванночки с яркими цветовыми полями и фигурами. Цветовая палитра соответствовала прежним этикеткам. «Мы решили оставить геометрию как новое прочтение ретро, но в современном исполнении. За основу стиля взяли советский супрематизм начала XX века», — поясняет креативный директор Depot WPF Алексей Фадеев. В первые недели перезапуска на коробочки с «Волной», «Дружбой» и «Янтарем» придумали надевать картонные манжеты с изображениями сырных треугольников в фольге, которыми когда-то прославился «Карат».

Прежний дизайн Violette (луг, коровы и деревянная ложка с творожным сыром) специалисты по брендингу изменили радикально. «В оформлении упаковок творожных сыров хватает свежести, легкости и натуральности, а вот эмоций и настроения нет, — говорит стратег Depot WPF Фархад Кучкаров. — Этот продукт потребители чаще всего едят на завтрак, так что мы добавили красок для яркого начала дня». Крышки баночек оформили так, чтобы покупатель легко мог различать вкусы по цветам, а логотип и картинка складывались в забавный образ жующего «пакмана» из компьютерных игр.

К концу 2015 года план по наращиванию продаж в розничных сетях был выполнен почти на 100%. Этому способствовал запрет на ввоз в Россию сыров иностранных брендов, а управленцы «Карата» разобрались с долгами перед ритейлерами. Продукция «Карата» — пока что в старом виде — вновь появилась в сетях «Дикси», «О’Кей», Billa, Selgros, «Верный», сибирской «Мария-Ра».

Запуск всех обновленных продуктов Розенфельд наметил на декабрь 2015 года. «Мы должны были палить из всех пушек сразу — представить и новые ретросыры, и наш самый сильный продукт Violette, и зерненый творог», — рассказывает он. Но подвел производитель упаковки для Violette, и перезапуск творожного сыра пришлось отложить на четыре месяца. А «Волну», «Дружбу» и «Янтарь» презентовали покупателям в соответствии с планом. «Карат» запустил рекламную кампанию на телевидении, наружную рекламу в Москве, дегустации в магазинах.

    По словам коммерческого директора «Карата» Юлии Ивановой, в среднем рост продаж во время дегустаций в одной розничной точке доходил до 300%.

В процессе перезапуска, уверяет Фадеев, специалисты Depot WPF общались с покупателями — из ответов было понятно, что только при новом дизайне они обратили внимание на плавленые сыры от «Карата». «С начала 2016 года среднемесячный товарооборот ассортимента «Карата» в сетях «Дикси» и «Виктория» увеличился в 1,5 раза, — подтверждает директор по внешним связям группы компаний «Дикси» Екатерина Куманина. — Яркий дизайн привлекает внимание и выделяет продукт на полке. Однако для того, чтобы полностью оценить влияние ребрендинга на покупателя, требуется время». «Карат» показывает хорошую динамику, — говорит Анна Сидорова, заместитель руководителя направления закупок продуктов питания короткого срока хранения сети гипермаркетов «Глобус». — Сегодня мы работаем с ним практически по всем категориям: плавленые сыры, творожные сыры Violette, творог, масло сливочное».

Перезапуски продолжаются: в новой упаковке выпускается зерненый творог (бывший «Сыр домашний»). Среди плавленых сыров появились новые вкусы под зонтичным брендом «Карат» — сливочный, ветчина, грибы. Продукция предприятия теперь продается в двадцати крупнейших торговых сетях, не считая мелкой розницы.

Если в первом квартале 2015 года выручка «Карата» составила 802 млн рублей, то за первый квартал 2016-го превысила 1,2 млрд рублей. Совокупный долг завода уменьшился до 2,2 млрд рублей. План реструктуризации и развития рассчитан до 2018 года, и гендиректор «Карата» заверяет, что отставания по целям нет.

«Мы сейчас работаем на пределе производственных мощностей. Постепенно будем уходить из HoReCa и наращивать объемы в ритейле. По Violette уж точно, это самый перспективный наш продукт сейчас, — замечает Розенфельд, намазывая на ломтик хлеба творожный сыр. — И если пока мы на рынке на третьем-четвертом месте, то скоро нашим точно будет второе».
Персоны Компании
Ремонт для «ЦентрОбуви»: спасет ли бизнес сети ее новый владелец
Основным акционером оказавшейся на грани банкротства «ЦентрОбуви» стал предприниматель Дмитрий Вернимонт.
На таблетках: как наследники Игоря Рудинского пытаются вернуть его компанию к жизни
Члены семьи Рудинского при его жизни были далеки от управления фармацевтической компанией «СИА Интернейшнл». Но теперь у них, кажется, нет другого выхода.
Как «Татспиртпром» дошел до Татарского пролива
Ирек Миннахметов рассчитывает окупить траты на «входной билет» в федеральные сети за три-четыре года.
Следственный комитет сел на “Пятерочку”
“Пятерочка” ощутила на себе всю мощь Следственного комитета после инцидента с 89-летней пенсионеркой. Ведомство забрало полицейское дело себе, подозреваемого планируется арестовать, ожидаются тотальные проверки.
«Великолепная пятерка» Forbes из Татарстана могла бы год кормить республику
Братья Шаймиевы, Альберт Шигабутдинов, Рустем Сультеев и Алексей Семин за год потеряли почти 37% капиталов.
Торговые сети теряют аппетит
Ритейлеры обсуждают полный отказ от 10-процентного вознаграждения с локальных поставщиков мяса, птицы, фруктов и овощей.
Сила Siberica: как Андрей Трубников захватил рынок дешевой косметики
Андрей Трубников занялся дешевой косметикой в кризис 1998 года. Теперь его шампуни и скрабы Natura Siberica продаются в лондонском Harrods и парижском Monoprix, но Трубников снова ставит на продукты ценой до 100 руб.
Кризис помешал запустить новую розничную сеть
Германская Tengelmann сворачивает проект продовольственных дискаунтеров «Плюс» в России.
Второй дом за миллион: кто зарабатывает на обучении мигрантов
Бывший хедхантер Андрей Шешенин создал сеть центров обучения и тестирования трудовых мигрантов. Выручка «Второго дома» уже достигла 95 млн рублей.
Главного технолога «Перекрестка» задержали за взятку на 36 млн руб.
Главный технолог продуктовой сети «Перекресток» была задержана при получении взятки от поставщика. Комментируя дело, Следственный комитет сообщил, что намерен «навести жесткий порядок» в торговле.
Евгений Ивкин: спасатель заводов
Почему восстановить немецкую промышленность легче, чем отечественную.
Намагниченный
Как приходят деньги к владельцу крупнейшей ритейл-сети Сергею Галицкому.
«Зарплатное неравенство» продолжает расти
За прошлый год зарплаты топ-менеджеров «Газпрома» и других крупных компаний увеличились на десятки процентов в отличие от доходов среднестатистических сотрудников.
Список Швондера
Минэкономразвития подготовило перечень системообразующих компаний.
Война с «Армадой»: как ссора акционеров поставила под угрозу бывший IT-бизнес РБК
Бывшее подразделение медиахолдинга РБК за несколько лет превратилось в одного из крупнейших игроков на IT-рынке и зарабатывало миллиарды на госконтрактах. Что не поделили его нынешний и бывший совладельцы?
Почтальон из бизнеса: как Дмитрий Страшнов реформирует «Почту России»
Чиновники не раз безуспешно пытались реформировать «Почту России». Что удалось сделать ее нынешнему гендиректору Дмитрию Страшнову — выходцу из бизнеса?
Как основатели «Копейки» зарабатывают на товарах по одной цене
Сергей Ломакин и его давний партнер Артем Хачатрян стали единственными предпринимателями, которые владеют долями сразу в двух из 30 самых быстрорастущих компаний России по версии РБК – «Бэст Прайс» (магазины Fix Price) и «Одежда 3000» (магазины Modis).
Из-за ограничения продуктового импорта котировки ретейлеров поползли вниз
Российские розничные компании уверены, что смогут заменить на своих полках попавшие под санкции товары, их доля невысока. Тем не менее акции X5, «Магнита» и других ретейлеров вчера подешевели.