В Сбербанке его называли единственным человеком, который мог спорить с Германом Грефом. Авторитет Хасиса был чрезвычайно высок, хотя практические результаты его деятельности можно охарактеризовать как «провал за провалом». Теперь уехавший в Америку топ-менеджер продает квартиру в Москве и явно не собирается возвращаться.
Бывший первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис с марта прошлого года пытается продать свою московскую квартиру, расположенную в Малом Левшинском переулке. Об этом в конце января сообщило издание Baza. Похоже, элитная недвижимость в центре столицы – это последнее, что связывает бывшего топ-менеджера с Россией: сам «правая рука Германа Грефа» внезапно и без предупреждений уехал в США без малого год назад, еще в дни начала СВО. Чем привел своих коллег в состояние шока, ведь к тому моменту в Сбербанке уже анонсировали, что Хасис возглавит новый холдинг, который будет заниматься направлением e-commerce в структуре Сбера. Следует отметить, что это направление Сбербанк позиционирует как одно из основных, помимо собственно банковской деятельности, и серьезно настроен на его дальнейшее развитие.
Выставленная на продажу квартира несомненно хороша, как и весь ЖК «Стольник», в котором она находится. «Планировка: гостиная-столовая, кухня с хозяйственной комнатой и кладовой, кабинет с сейфовой комнатой, спальня с 2 с/у и 2 гардеробными, две гостевые спальни, две детские спальни (смежные), кладовая, две ванные, гардероб прихожая с гардеробной и с/у, постирочная. Выполнена дорогая дизайнерская отделка в классическом стиле с применением ценных пород дерева, натурального камня. Установлена выполненная на заказ мебель и бытовая техника ведущих брендов», – гласит объявление о продаже на сайте ЦИАН. Живи да радуйся, но желающих приобрести этот лот не нашлось до сих пор: в январе цена объекта продажи была снижена с начальных 9 млн долларов (около 635 млн руб) до 8,3 млн долларов (около 580 млн руб). Впрочем, судя по совпадению адреса, метража и фотографий, этот объект недвижимости пытаются продать по меньшей мере три агентства, и цена несколько разнится. Но похоже, что те, кто хотел и мог себе позволить подобное приобретение, уже решили свой квартирный вопрос, а впрочем – все меняется…
Послужной список
Не исключено, что с началом СВО так же внезапно изменились и дальнейшие планы на жизнь самого Льва Ароновича, поскольку на работу в новом качестве он так и не вышел. Лишь спустя некоторое время его коллеги узнали, что Хасис уже находится в США и, похоже, возвращаться в Россию больше не собирается. Скандальной подробностью оказалось наличие у него американского гражданства. Какие же значимые достижения оставил после себя эффективный топ-менеджер Сбербанка?
В 2016 году Сбер не смог договориться с китайским торговым гигантом Alibaba. Инициатива сотрудничества принадлежала руководителю компании Джеку Ма, который ожидал от потенциального российского партнера поддержки на государственном уровне, продвижения среди его собственных клиентов и готовности к инвестициям в онлайн-ретейл. Однако в ходе переговоров выяснилось, что стороны преследуют прямо противоположные цели: Alibaba намеревалась локализоваться в России, в то время как Сбер планировал создать компанию, торгующую за пределами РФ.
В 2017 году Сбер пытался выстроить партнерство с Яндексом. Договорились быстро, но ненадолго: в 2020 году последовал «развод». Стороны разделили активы, и по итогам этой сделки Сбер остался в плюсе, показав положительный финансовый результат своих нефинансовых сервисов. Однако эти неудавшиеся отношения стали «самой большой болью, разочарованием и обидой», поскольку Сбер упустил возможность построить огромного игрока на рынке, пишет Forbes.
В 2020 году Сбер вел переговоры о партнерстве с маркетплейсом Ozon. Глава компании Александр Шульгин и Лев Хасис в течение нескольких часов пытались найти общий интерес. В результате Ozon прекратил операционное сотрудничество со Сбером, а уже через месяц маркетплейс вышел на биржу. Как выяснилось позже, стороны не смогли договориться о цене. Кроме того, Сбер настаивал на ребрендинге, к которому Ozon не был готов.
Разводом завершилось и совместное предприятие Сбера с Mail.Ru Group в сфере транспорта и доставки еды. Еще в 2020 году сообщалось о множестве разногласий между партнерами.
Видимо, последней попыткой закрыть гештальт в сегменте e-commece стало сотрудничество с интернет-магазином goods.ru. Эта торговая площадка принадлежала группе «М.Видео-Эльдорадо», по итогам сделки Сбербанк получил 85% долей в компании. Сейчас сервис продолжает работать под названием СберМегаМаркет.
Главным переговорщиком Сбера со всеми партнерами выступал Лев Хасис. Переговоры, как видно, лишь в последнем случае завершились относительным успехом. Провалы же принято объяснять «особенностями характера» Льва Ароновича, «помноженными на масштаб Сбера», и его неумением «играть в партнерские отношения». Однако в свете американского гражданства второго лица в Сбербанке и его поспешного отъезда в эту страну невольно напрашивается мысль: а действительно ли эти неудачи были непреднамеренными? И если результаты этой «бурной деятельности» Хасиса не вызывают вопросов ни у руководства Сбербанка в лице Германа Грефа, ни у компетентных органов, то здесь остается только руками развести от удивления.
Семейные обстоятельства
Для полноты картины стоит упомянуть и о супруге Льва Ароновича – Ольге Хасис, урожденной Финкельштейн-Беспечной. О ней известно, что родилась она на Западной Украине, а в настоящее время является, как и ее супруг, гражданкой США. И судя по всему, весьма предприимчивой гражданкой: на нее записаны бизнес и недвижимость в Майами. Если вспомнить недавнюю скандальную историю с космическим стартапом Momentus Space, который основали в США Лев Хасис и еще один российский бизнесмен Михаил Кокорич, то вполне можно предположить, что на супругу Ольгу записываются активы самого Хасиса. Схема, впрочем, стандартная и часто используемая.
Пожалуй, Сбербанку еще предстоит оценить итоги деятельности своего бывшего топ-менеджера по соотношению прибыли и убытков. А многим другим крупным структурам уже сейчас стоит задуматься, должны ли граждане США оказываться в руководстве российских компаний.