Кредит на $500 млн. даст Группе "Илим" Захара Смушкина синдикат банков. Его организаторами выступают Raiffeisen Bank International и Intesa Sanpaolo Group, участник – Credit Agricole. Другие участники - китайские Bank ICBC, Agricultural Bank of China, Bank of China, China Construction Bank и корейский KDB Bank.
Удивляет то, что кредит – необеспеченный. Он пойдет на финансирование стратегического развития компании. Если учесть, что когда-то в Группе "Илим" работал сам премьер-министр Дмитрий Медведев, то можно предположить, что именно "под его авторитет" банки дали кредит. Под главу правительства могли и миллиарды дать, однако, видимо, не хотели привлекать лишнего внимания к группе. Репутация бизнесмена Захара Смушкина и его партнеров по бизнесу и так хромает на обе ноги.
Участие китайских банков вполне прогнозируемо. Производство Смушкина в Сибири на 98% работает на китайский рынок. А у китайцев вообще большие виды на Дальний Восток, где находится лес, который не использует Группа "Илим" в своем производстве. Возможно, что после получения якобы необеспеченного кредита, лес на российских землях будут валить представители дружественного народа?
В европейской части России на предприятиях Группы "Илим" выпускается 75% всей российской товарной целлюлозы, 20% картона и 10% всей российской бумаги. Так что Захара Смушкина вполне можно считать "лесным королем" России. Как же ему удалось им стать?
"Темное" прошлое Смушкина
Захар Смушкин начинал бизнес в 1992 г. Его партнерами стали Борис и Михаил Зингаревичи – на тот момент механики Ленинградской бумажной фабрики. Через несколько лет учредители фирмы "Илим Палп" уже владели 30-ю лесозаготовительными предприятиями. И за ними, по-видимому, вился криминальный шлейф.
У дома руководителя Архангельского ЦБК Владимира Крупчака откуда ни возьмись появилась бомба. А Александр Булатов, гендиректор департамента лесопромышленного комплекса областной администрации, в подъезде собственного дома получил пять ударов монтировкой по голове. И это было только начало.
Весной 2000 г. в Петербурге убили Дмитрия Варварина, гендиректора ЗАО "Концерн "Орими", единственного на тот момент конкурента "Илим Палп". Варварин еще и владел значительным пакетом акций этой компании и слыл довольно жестким бизнесменом, который мог отобрать бизнес. Не поэтому ли его устранили?
Через несколько дней после убийства Дмитрия Варварина вместе с семьей расстреляли еще одного из учредителей "Орими" - Сергея Крижана. После этого компания прекратила свое существование. Естественно, следственные органы какое-то время разрабатывали версию, связанную с руководством "Илим Палп", но потом потеряли к ней интерес. Возможно это было хорошо простимулировано. А "Илим Палп" в результате осталась вне конкуренции.
В ДТП погиб и член Совета Федерации Вячеслав Калямин. Он выехал на встречную полосу и столкнулся с грузовиком. Калямин пробовал "воевать" с "Илим Палп" – попросил Счетную палату обратить внимание на приватизацию Котласского ЦБК. Было возбуждено несколько уголовных дел, которые впоследствии были закрыты. О подробностях ДТП ничего не сообщалось. А один из следователей, который вел это дело, потом странным образом оказался в службе безопасности Котласского ЦБК. Или это – совсем не странно?
А в США случилась вообще чудовищная история. Брат Захара Смушкина Федор Смушкин, на тот момент возглавляющий Котласский ЦБК, был обсужден за изнасилование на 260 лет. История вполне достойная братвы 90-х. Брат приехал к брату в Америку погостить, сходили в ресторан, видимо, показалось мало. Продолжили дома, вместо девочек заказали пиццу. Ее принесла 19-летняя Анжела Крисп. Что там и кому из братьев в голову ударило, непонятно, только девушка была изнасилована и задушена.
Федор Смушкин поначалу инициатором преступления называл брата. Однако потом, вероятно, одумался и всю вину взял на себя. Понял, что негоже брата подставлять. После того, как с Захара Смушкина были сняты все обвинения, жена Федора переехала в Нью-Йорк и поселилась в апартаментах стоимостью $830 тыс. Видимо, Федор неплохо зарабатывал, хотя мог и Захар помочь по-родственному. Зря что ли брат в тюрьме срок трубит?
Бизнес по чесноку?
Методы ведения бизнеса Захаром Смушкиным не раз могли вызвать вопросы у правоохранителей, однако почему-то до этого не доходило. Возможно, что с ними бизнесмен давно нашел общий язык. Котласский ЦБК перешел под контроль "Илим Палп" в результате инвестиционного конкурса. По его условиям, новые собственники должны были делать инвестиции в предприятие. Они и делали, только на один день. Потом деньги со счетов комбината уходили. Но условия конкурса же при этом соблюдались? В сообразительности Захару Смушкину отказать трудно. Бизнес-жилка – она или есть, или нет.
Иркутский областной суд вынес решение о взыскании с Группы "Илим" более 8,5 млн рублей ущерба из-за вырубки деревьев. Выяснилось, что в период с 2013 по 2015 год группа вырубила лес на площади более 30 тыс. га. Суд признал, что вырубка нарушила конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Только вот причиненный ущерб почему-то был оценен в 283 руб. за 1 га.
Экологи считают, что одно срубленное дерево стоит больше. Но то экологи, а у Смушкина на этот счет, видимо, было свое мнение. Даже с таким решением Группа "Илим" не согласилась и была намерена обжаловать его в суде. Зачем платить больше, когда можно вообще не платить? В 2016 г. райсуд Москвы заочно арестовал владельца "Энергостройинвест-холдинга" (ЭСИХ) Антона Зингаревича, сына Бориса Зингаревича, совладельца "Илим". Следователи заподозрили Антона Зингаревича в хищении кредитов на сумму 2,5 млрд руб. у МТС-банка и банка "Глобэкс". Возможно, что эти деньги бесследно исчезли на счетах фирм, аффилированных с владельцами "Илим".
Антон Зингаревич объявлен в розыск?
Захар Смушкин и совладельцы "Илим", видимо, ведут бизнес правильно – по-семейному. И умело перераспределяют взятые кредиты. Поэтому можно не сомневаться, что $500 млн будут потрачены именно на развитие компании, а не канут в офшорах. Верится в это? У Захара Смушкина есть еще одна компания - "Старт девелопмент", которая намерена заняться возведением аналога "Сколково" – "Иннограда". Комплекс будет возведен в строящемся городе-спутнике "Южный" на юге Петербурга. И уже сейчас против его строительства выступают активисты, которые считают, что он нанесет вред экологии района.