Амурский областной суд вчера отказал в удовлетворении кассационного представления прокуратуры и оставил в силе оправдательный приговор, вынесенный экс-губернатору области Леониду Короткову. Следствие обвиняло губернатора, отправленного в отставку президентом "в связи с утратой доверия", в трех эпизодах превышения полномочий.
В начале заседания гособвинитель Борис Кононенко зачитал кассационное представление прокуратуры. В представленном документе напоминалось о трех эпизодах "дела Короткова" — нанесенном Забайкальской железной дороге ущербе в 30 млн рублей из-за финансирования "Амурэнерго" ФК "Амур", закупке дорожной техники на 3 млн рублей дороже рыночной стоимости у ООО "Торгфинанс" и несостоявшейся покупке областью акций ОАО "Прииск "Дамбуки"" за 16 млн рублей. Все они были квалифицированы следствием по ч. 2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
По мнению прокуроров, вынося 27 декабря прошлого года оправдательный приговор экс-губернатору, горсуд Благовещенска не принял во внимание показания некоторых свидетелей. В частности, речь шла о Галине Кацубе, которая в то время была начальником региональной энергетической комиссии. "Несмотря на возможные благие намерения, которыми, как говорит Коротков, он руководствовался, их необходимо было выполнять в установленном законом порядке, но в этих случаях законы были нарушены",— подвел черту господин Кононенко.
Леонид Коротков и его адвокат Елена Андрейченко-Митр подробно остановились на каждом эпизоде уголовного дела, доказывая их несостоятельность. "В судебном заседании амурские энергетики дали показания о том, что и сейчас они спонсируют футбольный клуб "Луч" (Владивосток) и хоккейный клуб СКА (Санкт-Петербург)",— заявила госпожа Андрейченко-Митр. Что касается Галины Кацубы, то экс-губернатор пояснил, что, по данным ею показаниям в горсуде Благовещенска, ее допрашивали более десяти раз, и при этом следователь сказал ей "собирать вещи в тюрьму, если она не даст нужных показаний".
Выслушав стороны, коллегия из трех судей осталась в совещательной комнате почти на 30 минут. За это время господин Коротков умудрился выкурить почти половину пачки сигарет. "27 декабря (в день вынесения оправдательного приговора.— "Ъ") в промежутке перед вынесением решения суда я думал, что это может быть моей последней сигаретой на свободе",— вспоминал Леонид Коротков.
В итоге облсуд оставил оправдательный приговор благовещенского горсуда в силе, а кассационное представление прокуратуры — без удовлетворения. Леонид Коротков воспринял решение коллегии с явной радостью. В последовавшем разговоре с журналистами он сказал, что сейчас для него первоочередная задача — отдохнуть с семьей, так как почти четыре года уголовного преследования "дались непросто". Будет ли бывший губернатор добиваться материальной компенсации, неизвестно. По словам экс-губернатора, пока он не готов сказать, будет ли подавать иски и требовать возмещения морального вреда. "Я человек не очень мстительный, когда-то Борис Гребенщиков пел о том, что "эта земля была наша, пока мы не увязли в борьбе". Я хочу пожить, заниматься тем, что я люблю делать, а в суд я ходить не очень люблю. Поэтому постараюсь забыть эти четыре года, которые длится это дело, и зажить нормальной жизнью, с нормальной работой".
В свою очередь, прокурор Кононенко в разговоре с корреспондентом "Ъ" отметил, что у стороны обвинения есть почти год на обжалование вступившего в силу решения суда. "В надзорной инстанции делать это сложнее, чем в кассации, но мы не исключаем эту возможность",— сообщил Борис Кононенко.
Уголовное дело в отношении Леонида Короткова, напомним, возбудили в марте 2007 года, а в мае указом президента Владимира Путина он был отстранен от должности "в связи с утратой доверия". Предварительное следствие велось более двух лет, в суд дело ушло только в апреле 2009 года, но после этого также возвращалось следователям для устранения недочетов. За это время сменилось несколько следователей, занимавшихся делом экс-губернатора, сократилось количество эпизодов уголовного дела и значительно уменьшилась сумма якобы нанесенного им ущерба. Тем не менее гособвинение требовало отправить экс-губернатора на три года в колонию общего режима, лишить его права занимать госдолжности в течение двух лет и оштрафовать на 400 тыс. рублей.