Акционеры «Сити Инвест Банка» Леонид Шоршер и Сергей Камзин, похоже, собираются поставить банкротства и остановки крупных российских производителей на поток. Остановив работу новгородского АО «Дека» (бренды «Никола» и «Русский квас»), господа Шоршер и Камзин переключились на другое крупное отечественное предприятие – НПО «Далекс» во Владимирской области. Если в случае с АО «Дека» речь шла об остановке поставок напитков на российский рынок, то НПО «Далекс» имеет стратегически важное для обороноспособности РФ: завод входит в число поставщиков Росатома и предприятий Минобороны. Его банкротство банкиры Шоршер и Камзин запускают по аналогичной с АО «Дека» схеме, используя даже тех же людей, что и в Новгородской области. Итогом их работы АО «Дека» стало возбуждение уголовного дела.
Структура «Сити Инвест Банка» вошла в процесс банкротства НПО «Далекс» (Владимирская обл), следует из картотеки дел Арбитражного суда Владимирской области (определение арбитража от 27.10.20 по делу №А11-5864/2020). Речь идет об аффилированном с «Сити Инвест Банком» ООО «Сити Инвест Консалт», которое возглавляет некто Анна Михайловская. В конце октября 2020 года это ООО по решению арбитража стало третьей стороной в деле о банкротстве НПО «Далекс» (ООО «Крип Техно»), причем сперва структура «Сити Инвест Банка» хотела войти в процесс банкротства сразу как истец к заводу, то есть предъявить ему некие требования и получить, таким образом, возможность сильнее влиять на процесс его банкротства. Однако суд по ходатайству НПО «Далекс» эту инициативу отклонил, и структура «Сити Инвест Банка» осталась в судебном процессе просто третьей стороной. Впрочем, даже это позволить ей получать всю интересующую ее информацию о деле, косвенно контролируя процесс банкротства НПО «Далекс».
НПО «Далекс» - это некогда один из ключевых поставщиков советского ОПК и атомной промышленности. На сайте завода говорится, что НПО образовано на базе Александровского завода полупроводниковых приборов им. 50-летия СССР и поставляет продукцию более, чем 500 предприятиям российского ОПК, включая «Алмаз-Антей», ОАО «Энергия», ФГУП НПП «Алмаз» и ОАО «ОКБ Сухого», а также структурам «Росатома». Численность сотрудников НПО -- около 400 человек. Приемку продукции завода до сих пор осуществляет специальное военное представительство Минобороны N5356.
Анна Михайловская, которая теперь возглавляет «Сити Инвест Консалт» и через это юрлицо появилась в процессе банкротства НПО «Далекс», принимала участие и в банкротстве АО «Дека» -- крупного новгородского производителя пива и кваса. Тогда госпожа Михайловская возглавляла другую структуру «Сити Инвест Банка», ООО «Эксперт Системс», подавшее заявление о банкротстве АО «Дека». До того, как «Сити Инвест Банк» начал банкротство предприятия, оно стабильно работало, продавая продукцию через все крупнейшие торговые сети, включая «O’кей», «Лента», «Магнит» (доля рынка «Дека» достигала 35%). АО «Дека» платило 1 млрд руб налогов в бюджет Новгородской области, а его крупные кредиторы в лице ВТБ, Юникредит и Промсвязьбанк, имея более 1 млрд выданных заводу кредитов, и не думали его банкротить или создавать ему другие проблемы.
Теперь же речь идет о том, что собственники «Сити Инвест Банка» Шоршер и Камзин, похоже, ставят банкротство крупных российских производителей на поток, причем действуя по схожей схеме и используя одних и те же людей. Если нынешнее банкротство НПО «Далекс» также пойдет по сценарию новгородского АО «Дека», то следующим шагом «Сити Инвест Банка» должны будет попытка установить контроль над НПО «Далекс» через совет директоров или менеджмент, чтобы затем получить контроль над финансовыми потоками. Во всяком случае, именно это было на АО «Дека»: «Сити Инвест Банка» в 2018-2019 годах вывел все финансовые потоки АО «Дека» во вновь созданное дружественное банку юрлицо (ООО «Декалитр»), а затем подали в суд иск о банкротстве предприятия, имея к нему формальных требований всего на 1,3 млн руб. Причем генеральным директором АО «Дека» совет директоров с одобрения банка назначил малопонятного человека с редким именем Хуравиди Маноло Иванович, которого, как писали СМИ, на заводе никто ни разу не видел за полтора года. Не имея оборотных средств, АО «Дека» к декабрю 2020 года полностью остановил работу, что шокировало других кредиторов, в том числе ВТБ, Юникредит и Промсвязьбанк, а также региональные власти. В итоге, по факту преднамеренного банкротства УМВД по Новгородской области по заявлению кредиторов завело уголовное дело, которое расследуется до сих пор.
Процесс банкротства НПО «Далекс» идет еще с 2014 года, но до сих пор имел, скорее, вялотекущую форму. Начался он с того, что некое ООО «АвтоМетанСервис», получившее в собственность 8 зданий корпусов завода, подало заявление о его банкротстве, требуя от завода выплатить долги по аренде зданий на сумму чуть более 30 млн руб. С этих пор судебный процесс сторон шел относительно плавно, хотя периодически конфликтующие стороны доходили до крайностей: дружественный «АвтоМетанСервису» ЧОП даже закрывал сотрудникам НПО доступ на завод, а в конфликт вмешивалась лично прежний губернатор Владимирской области Светлана Орлова и областная прокуратура.
Однако если Леонид Шоршер и Сергей Камзин подтвердят свою репутацию людей, способных быстро доводить предприятия до остановки, речь будет идти о возможном срыве гособоронзаказа и соответствующими вопросами со стороны Минобороны. Остановка НПО «Далекс» приведет и к социальным последствиям для Владимирской области: на предприятии, несмотря на банкротство с 2014 года, по-прежнему работает 350 чел, а сама продукция завода уникальна и не имеет аналогов в РФ.
«Сити Инвест Банк» появился на НПО «Далекс» не случайно: банк Шоршера и Камзина имеет с этим ООО «АвтоМетанСервис» давние деловые связи. ООО учреждено с партнерским банком «Сити Инвест Банка» -- «Интрастбанком». «Сити Инвест Банк» участвовал в финансовых операциях «Интрастбанка»: в частности, как следует из решения Волгоградского областного суда от 2018 года, «Сити Инвест Банк» выдал ему кредит на $6 млн, поручителем по которому были как раз созданное «Интрастбанком» ООО «АвтоМетанСервис» и лично его основатель Олег Тарасов. Однако в 2015 году «Интрастбанк» лишился лицензии ЦБ за сомнительные операции с наличными, а против его основателя Олега Тарасова возбудили уголовное дело, и он был объявлен в международный розыск. Во время банкротства «Интрастбанка» следователи при поддержке ФСБ приходили с обыском и в «Сити Инвест Банк» и даже нашли в нем малопонятные наличные, причем в большом объеме: некий «бесхозный чемодан» с $300 тыс внутри, коробки с $7 млн и еще 400 млн руб общим весом более, чем на 100 кг. Происхождение этих денег ни сами «Сити Инвест Банк», ни его акционеры Леонид Шоршер и Сергей Камзин до сих пор не объяснили, а обыски банк тогда объяснял «произволом силовиков».
Сейчас же речь идет о том, что после банкротства «Интрастбанка» осталось аффилированное с банком юрлицо (ООО «АвтоМетанСервис»), на балансе которого уже давно находились производственные корпуса НПО «Далекс». Это и позволило «Сити Инвест Банку» войти в процесс банкротства поставщика российского ОПК. В отличие от АО «Дека», где помимо «Сити Инвест Банка» были крупные кредиторы, способные противостоять «Сити Инвест Банку» (именно они завели уголовное дело), на НПО «Далекс» сильных кредиторов нет, и вопрос того, сохранит ли предприятие дееспособность упрется в региональные власти и Минобороны. Уголовное дело, заведенное по факту преднамеренного банкротства АО «Дека», пока расследуется. Впрочем, на прошлой неделе СМИ сообщили, что МВД и ФСБ проводили его рамках обыски в «Сити Инвест Банке», причем следователи УМВД по Новгородской области, которые их проводили, опрашивали даже главу правления и акционера банка Павла Дядичкина. Создает ли это риски для акционеров банка Леонида Шоршера и Сергея Камзина, пока неясно.
В любом случае, акционеры «Сити Инвест Банка» предусмотрели для себя и этот сценарий: в январе СМИ сообщили, что именя Сергея Камзина и Леонида Шоршера появились в числе владельцев «золотых паспортов» Мальты. Для их оформления, напомним, необходимо заплатить 650 тыс евро плюс еще 150 тыс евро инвестировать в мальтийские ценные бумаги. Соответственно, оба банкира в случае возникновения персональных рисков по уголовному делу могут беспрепятственно покинуть Россию, а следователям оставят разбираться топ-менеджеров, руками которых банкротили предприятия, вроде Анны Михайловской и Маноли Хуравиди.