По его мнению, переговоры министров иностранных дел России, Германии, Франции и Украины были "долгими, но в итоге полезными".
На первом плане стояло обсуждение выполнения минских договоренностей. По словам Сергея Лаврова, было высказано немало противоречивых идей, но в результате России удалось отстоять ту позицию, по которой и принимались минские договоренности в феврале.
Министры четырех стран "нормандского формата" подтвердили приверженность принятым в Минске соглашениям, в том числе решению о прекращении огня, а также отводе тяжелых вооружений за линию соприкосновения. По словам главы российского МИД, стороны подтвердили центральную роль миссии ОБСЕ при инициативной роли российско-украинского координационного и контрольного центра.
Одной из главных договоренностей встречи стало решение о том, чтобы наряду с типами вооружения, которые уже были в списках, в них также были бы внесены и вооружения калибром менее 100 миллиметров и танки. "Достаточно конкретной вещью" назвал это решение Сергей Лавров, подчеркнув, что российская сторона предложила подобное урегулирование еще полтора месяца назад. То, что к этому решению пришли теперь стороны "нормандского формата", это уже, по словам Сергея Лаврова, большое достижение.
Российский министр указал, что акцент делался не только на военной, но и политической, экономической и гуманитарной областях. Сергей Лавров подчеркнул на переговорах также пагубность все еще продолжающейся экономической блокады Донбасса. Этот момент был отражен в заявлении по итогам встречи.
Много времени, по словам российского министра, стороны уделили практическим шагам по выполнению договоренностей лидеров четырех стран о том, что контактная группа в составе России, Киева, ОБСЕ, ЛНР и ДНР (в заявлении она почему-то названа трехсторонней) должна образовать конкретные четыре рабочие группы по вопросам урегулирования. На переговорах присутствовала также глава контактной группы Хайди Тальявини. "Мы понимаем, - отметил Сергей Лавров, - что выполнение этого призыва займет какое-то время, но решимость всех лидеров добиваться конкретных шагов была очевидна".
Кроме того, глава российского внешнеполитического ведомства указал, что российская сторона "привлекла внимание к тому, какие законы принимает Верховная Рада и к тому, что происходит на Украине". Хотя, по словам Сергея Лаврова, пока не принято никаких шагов со стороны Германии и Евросоюза и не было сделано никаких заявлений, но европейские партнеры понимают, что героизация нацистов и дегероизация воинов-освободителей грозит успеху минского процесса.
Российский министр также признал, что нарушения перемирия, к сожалению, наблюдаются с обеих сторон конфликта, как со стороны украинских силовиков, так и со стороны ополченцев. Сергей Лавров подчеркнул, что в итоговом заявлении министры "нормандского формата" призвали к прекращению всех инцидентов и прекращению огня, а также отводу всего вооружения за линию соприкосновения.
В отдельном заявлении Франк-Вальтер Штайнмайер также отметил, что переговоры были весьма интенсивными, однако указал на их "противоречивость". "Ничего нет простого в украинском кризисе, - резюмировал глава МИД ФРГ. - Сегодня во время переговоров в формате разногласия между Украиной и Россией были особенно видны. Однако у нас нет другого пути как мирное соглашение". Министр иностранных дел ФРГ подчеркнул, в свою очередь, что минские договоренности - это не только соглашение о перемирии, но и о начале политического процесса. "Мы должны продвинуться в направлении политического решения этого конфликта. Если этот процесс прекратится, то минские договоренности тоже не возымеют успеха", - констатировал Штайнмайер.
Министр иностранных дел ФРГ также указал на такие важные итоги переговоров как призыв всех участвующих приложить все усилия, чтобы боевые действия в восточной Украине были закончены, и подчеркнул, что ОБСЕ должна быть отведена решающая роль. Кроме того Штайнмайер упомянул, что в соответствии с достигнутым консенсусом все стороны должны поддерживать эту организацию также и в финансовом отношении. Кроме того, должен быть доведен до конца обмен пленными. В скором времени должны быть также названы имена участников рабочих групп и таким образом они смогут начать работу, чтобы обеспечить население восточной Украины гуманитарной помощью, отметил Штайнмайер.
В принятом итоговом заявлении были особо выделены пять пунктов. В первом говорилось о необходимости последовательных усилий по прекращению огня и полному выполнению минских договоренностей. Во втором пункте подчеркивалось, что прекращение огня пока что не достигнуто полностью, и стороны призывают всех участников конфликта прекратить боевые действия и отвести вооружения калибром менее ста миллиметров и танки за линию соприкосновения. Подчеркивалась настоятельная необходимость составления четкого плана и контроля этого процесса.
Третий пункт касается важной роли постоянной наблюдательной миссии ОБСЕ и мониторинга выполнения минских договоренностей. В четвертом пункте отмечается необходимость создания рабочих групп по безопасности, проведению политического процесса, оказанию гуманитарной помощи и улучшению экономической ситуации, а также восстановлению региона. В пятом пункте делается акцент на необходимости дальнейшего наблюдения за ситуацией со стороны министров и заместителей министров иностранных дел стран "нормандской четверки".