Недавно полку кремлевских лоббистов в Вашингтоне прибыло. Два сенатора — Трент Лотт, бывший лидером республиканского большинства и покинувший верхнюю палату в 2007 году, и демократ Джон Бро, оставивший сенат в 2005-м, отныне представляют в США интересы Газпромбанка, третьего по величине банка РФ, попавшего под санкции в июле прошлого года (исполнительный указ президента Обамы №13662). В соответствии с требованиями закона о лоббизме (Lobbying Disclosure Act of 1995) пара экс-сенаторов представила в конгресс регистрационное заявление от имени лоббистской фирмы Squire Patton Boggs.
Лотт и Бро — опытные лоббисты, в прошлом году работавшие на бывшего лидера демократического большинства в сенате Тома Дэшла, продвигавшие интересы телеиндустрии, связанной с медициной и здравоохранением, а также представлявшие интересы телекоммуникационной компании AT&T в предполагаемом слиянии с T-Mobile.
«Ничего личного, просто бизнес»
Газпромбанк, отмечает the Washington Post, обратился к российскому правительству с запросом о финансовой помощи в связи с негативными последствиями западных санкций. Тем не менее одновременно банк нанял бывших сенаторов с их пиар-фирмой, а во второй половине 2013 года заплатил другой известной лоббистской компании Ketchum $3,7 млн (данные общественного центра ProPublica, обнародовавшего всю финансовую отчетность кремлевских и газпромовских пиарщиков).
Эти документы должны быть представлены в минюст США и службу конгресса в соответствии с FARA (Foreign Agent Registration Act) — законом о регистрации иностранных агентов, принятым в США еще в 1938 году. Закон предписывает сообщать о всех пиар-действиях. Лоббизм должен быть открытой и прозрачной для общества сферой деятельности. Так вот, в период с 2006-го по 2012 год только «Газпром» заплатил Ketchum $17 млн. Еще $25 млн получено пиарщиками от российского правительства. Как сообщает Reuters со ссылкой на бумаги, полученные минюстом, в 2007-м, благодаря усилиям Ketchum, журнал «Тайм» признал Владимира Путина «Человеком года». В документах зафиксированы неоднократные встречи лоббистов с сотрудниками журнала. Сотрудники пиар-компании встречались с представителями Госдепартамента, пытаясь добиться «более мягкого подхода» в вопросе нарушений прав человека в России, связывались с американскими журналистами, пишущими на эти темы. Кроме того, согласно отчету Ketchum, пиарщики снабжают материалами сайт ModernRussia.com (сейчас ThinkRussia.com).
«Венцом усилий» Ketchum на российском направлении принято считать публикацию в The New York Times в разделе мнений статьи Владимира Путина в сентябре 2013 года, где, как отмечает журналист Энди Салливан, российский лидер представляет себя миротворцем в Сирии, а Америке «читает лекцию о том, как нельзя себя вести на мировой арене». Статья Путина, которая «оскорбила» спикера конгресса Джона Бейнера, была предложена NYT пиарщиками из Ketchum. Белый дом тоже отреагировал на публикацию: Путин пользуется преимуществами свободы прессы, которая есть в Америке и которая «недоступна» в России.
Действия России в Крыму, а также на востоке Украины заставили американских журналистов по-новому посмотреть на вопрос: кто в США получает зарплату «от Путина»? На этот счет опубликовано сразу несколько статей-расследований.
Как выяснилось, Ketchum, активно продвигавший в прошлом году кампанию по «раскрутке» сочинской Олимпиады, распространявший пресс-релизы «Газпрома» и российской Континентальной хоккейной лиги, нанял субподрядчика — Alston & Bird, имеющую самое прямое отношение к еще одному ветерану американской политики — бывшему сенатору-республиканцу и кандидату в президенты Бобу Доулу, а также бывшему конгрессмену-демократу Эрлу Померою. Эта компания получила от российского правительства в первой половине 2013 года $100 тысяч. Еще один субподрядчик Ketchum — Venable получила в это же время от «Газпрома» $168 тысяч. Под крышей Venable с окладом $28 тысяч в месяц (плюс командировочные) трудится бывший конгрессмен-демократ Барт Ступак.
В отчете министерству юстиции задача, сформулированная самой Alston & Bird, выглядит так: «Собирать информацию и предоставлять консультации и аналитические материалы по различным направлениям международной политики, американской внешней и внешнеэкономической политики, которые влияют на двусторонние американо-российские отношения».
Насколько эффективен в США бизнес пиарщиков России, пытался выяснить журналист издания Politico Люк О'Брайен. «Сегодня к России относятся хуже, чем в 2006 году, когда был заключен контракт с Ketchum, — отмечает журналист. — Чтобы быть эффективным, пиар должен в какой-то мере совпадать с реальностью. Когда же страна применяет силу, чтобы заново предъявлять права на свои бывшие территории, душит инакомыслие внутри и ведет бизнес с коррумпированностью, достойной банановых республик, реальность не особо способствует успешному пиару. Один лоббист, работавший на россиян (он пожелал остаться анонимным, боясь негативных последствий для карьеры), грубо сравнил свою роль с «попытками отполировать дерьмо».
Уже упомянутые фирмы-субподрядчики Ketchum, судя по документам, сделали совсем немного для отработки своих гонораров, кстати, из средств российских налогоплательщиков (а чем еще может платить Правительство РФ?). Фирма Alston & Bird «на данный момент отчиталась только об одном случае апелляции к политикам — она связалась с ассистентами трех американских чиновников по поводу визита некоего российского вице-премьера». Фирма Venable с 1 ноября 2010 года до 30 апреля 2014 года «разослала семь электронных писем, провела четыре встречи, два раза звонила по телефону и провела две телеконференции», — говорится в статье Politico.
Ketchum, на выход!
Возможно, Россия скоро будет искать новых пиарщиков, замечает автор. Прошлым летом контракт Ketchum с «Газпромом» был разорван. Работа по контракту с РФ — «теперь почти что синекура», пишет О'Брайен. В недавнем заявлении для Politico Magazine агентство Ketchum написало: «Если учесть текущую геополитическую обстановку, это трудное время для продвижения экономического развития России, и в результате мы не планируем в США никакой деятельности».
Впрочем, кто-то теряет, а кто-то находит. Например, Squire Patton Boggs, лоббирующая отмену санкций против их клиента — Газпромбанка. В августе прошлого года ОАО «Новатэк» наняло вашингтонскую пиар-фирму Qorvis для продвижения своих интересов в администрации Белого дома и в конгрессе, заплатив «за услугу» $280 тысяч.
Впрочем, развитие ситуации на Украине скорее приведет к дальнейшему ужесточению режима американских санкций. Об этом говорил в Индии президент Обама, об этом заявили по итогам своей встречи вице-президент Байден и президент Украины Порошенко. Расширение санкций против России может обернуться запретом деятельности пророссийских лоббистов. Пока до этого «дело не дошло», отмечает Роб Келнер, председатель компании Covington & Burling.
Зато кризис в Крыму расшевелил лоббистов, занимающихся продвижением интересов американских клиентов из военной, энергетической и космической отраслей. Они могут сказать Путину «большое спасибо», отмечает Bloomberg News. Лоббисты не упустят без выгоды для себя ни один крупный кризис. Вокруг Украины, вокруг поставок туда и вообще в Европу американских энергоресурсов, снятия зависимости от российских ракет и ракетных двигателей и других вопросов, ставших теперь резко актуальными, засуетились лоббисты и так называемой «группы специальных интересов». «Лоббисты находятся сейчас на гребне большой волны, вызванной украинскими событиями», — констатирует профессор политических наук из Канзаса Бардетт Лумис.
По данным Center for Responsive Politics (Центра гибкой политики), более 300 бывших членов конгресса работают лоббистами. И продвигать позитивный образ России им становится все труднее. Но в американском конгрессе есть и те, кто поддерживает президента Путина, что называется, по зову сердца.
Вот, скажем, Дана Рорабахер, конгрессмен-республиканец из Калифорнии, голосовавший в марте прошлого года против законопроекта о введении санкций в отношении РФ и оказания помощи Украине. Давний поклонник Владимира Путина, он стал героем нескольких заметных публикаций американской прессы. 16 республиканцев голосовали против предоставления финансовой помощи Киеву, но им всем было жалко денег налогоплательщиков. А Рорабахер и демократ из Флориды Алан Грейсон поддержали Кремль «идеологически». Грейсон заявил тогда на слушаниях: «Нас должно радовать то, что в какой-то из точек на мировой карте бескровный переход власти выразил волю к самоопределению двух миллионов человек».
Таким образом, в поддержке Путина объединились ультралевый Грейсон и ультраправый Рорабахер. Конгрессмен-республиканец из Флориды любит вспоминать о том, как в середине 1990-х годов он поучаствовал в дружеском поединке по армрестлингу. Поединок проходил в одном из ирландских пабов поблизости от конгресса. После нескольких выпитых пинт между конгрессменами и российской делегацией, в которую входил и тогдашний замгубернатора Санкт-Петербурга, зашел спор, кто победил в холодной войне. Российский гость предложил решить вопрос в поединке. Рорабахер не знал, что перед ним обладатель черного пояса по дзюдо, и проиграл. А «сильный, жилистый заместитель губернатора по имени Владимир Путин
» произвел на него неизгладимое впечатление. Сегодня Рорабахер признает, что у Путина «много недостатков», но считает, что США «не должны пытаться восстановить его против себя».
«Церкви там переполнены»
В 2013 году, после теракта в Бостоне, Рорабахер побывал в России. Его сопровождали конгрессмен Стив Кинг и киноактер Стивен Сигал. Детали поездки не разглашались из соображений безопасности. Накануне визита я взял интервью у законодателя в его офисе в конгрессе. Запомнилось присутствие в кабинете бутылки русской водки.
«Американцы не знали о том, что с радикальным исламским терроризмом России приходится иметь дело на протяжении нескольких десятилетий, что Россия понесла большие потери, сражаясь с исламским терроризмом, — заявил конгрессмен. — Поэтому цель нашего визита состоит еще и в том, чтобы по возвращении помочь американцам четко осознать: у нас общий с Россией враг. Мы все помним о событиях 11 сентября, но в Российской Федерации от рук этого общего врага погибли тысячи людей... Давайте забудем, наконец, о холодной войне и будем вместе бороться с радикальным исламом, который угрожает всем. А может быть, нашим странам также стоит объединить усилия, столкнувшись с растущей общей угрозой со стороны Китая?»
И сегодня, после Крыма, Дана Рорабахер (кстати, бывший спичрайтер президента Рейгана) не перестает поддерживать российские власти. Вот что он заявил на слушаниях в конгрессе: «Мои коллеги не знают, какие значительные реформы прошли в России. Церкви там переполнены. Оппозиционные газеты продаются в любом газетном киоске. Люди могут проводить демонстрации в парках». А на вопрос о «Пусси Райот», побитых казаками в Сочи, Рорабахер только пожал плечами: «Я не думаю, что такое происходит там часто. Есть много людей, абсолютно свободно выходящих на демонстрации».
Возможно, в офис конгрессмену следует отправить вместо водки копию фильма «Левиафан», если он в связи с загруженностью не сможет сходить в кинотеатр, где только что с успехом прошла вашингтонская премьера фильма Андрея Звягинцева, номинанта «Оскара»?
Возможно, Рорабахеру в Путине видится что-то от своего бывшего и очень любимого им шефа Рональда Рейгана? Разница в том, что Рейган добился разрушения Берлинской стены, окончания холодной войны и разрядки международной напряженности. Чего добился Путин? Исключения России из «Большой восьмерки», ухудшения образа страны и русских во всем мире, введения санкций, попадания России во все возможные антирейтинги: коррупции, несвободы прессы и т.д.? Ставлю вопрос, потому что знаю — есть и иная точка зрения: вставание с колен и возвращение «духовных скреп».
А еще Рорабахер любит вспоминать о том, как он вышел из Белого дома по завершении работы в президентской администрации «практически с пустыми карманами, но с толстой записной книжкой с нужными телефонами». И это помогло ему очень скоро сделать собственную политическую карьеру. Возможно, по окончании своего пребывания на Капитолийском холме конгрессмен присоединится к полку бывших коллег, ставших лоббистами. А сейчас одна из российских газет написала, что высказывания Рорабахера — то, о чем лоббисты России в Вашингтоне могут только мечтать. То, что надо!