Роману Абрамовичу и целому ряду других российских миллиардеров может принадлежать не по одному, а сразу по несколько бизнес-джетов, «спрятанных» в различных юрисдикциях. Судя по данным из открытых источников, три самолета, якобы связанных с его партнером Александром Абрамовым, поднимаются в воздух едва ли не каждый день. Могут ли наши подсанкционные олигархи путешествовать больше, чем голливудские звезды? Насколько чиновникам уместно использовать частную авиацию?
Научный журнал Proceedings опубликовал статью, авторы которой собрали и проанализировали данные о перемещениях частных джетов в 2019–2022 годах. Речь идет о самолетах, принадлежащих богатейшим людям мира. Исследователи пытались оценить ущерб, нанесенный ими природе. Но для нас куда более примечательной выглядит сама статистика таких перелетов. Ведь, как оказалось, тройка лидеров состоит из российских олигархов.
На первом месте Александр Абрамов, председатель совета директоров и крупный акционер Evraz Group. Если верить публикации в Proceedings, ему принадлежат три самолета, совершившие за три года 1806 рейсов. Леонарду Блаватнику, живущему в США однокурснику Виктора Вексельберга, авторы исследования приписывают владение пятью самолетами, совершившими 1015 вылетов за тот же период. На третьем месте Роман Абрамович, которому якобы принадлежат шесть (!) авиалайнеров, на них пришлось 869 полетов.
Таким образом, Абрамов, Блаватник и Абрамович заметно перещеголяли западных миллиардеров. К примеру, у Билла Гейтса всего два самолета и 630 полетов. Илону Маску принадлежит лишь один джет, совершивший 625 полетов в 2019–2022 годах. Воздушные путешествия ряда других российских олигархов также выглядят скромнее: у Вагита Алекперова насчитали 581 рейс, у Владимира Потанина – 392, у Алишера Усманова – 296. Тем более странным, если верить данным исследователей, выглядит наличие у них одновременно нескольких бизнес-джетов. Алекперову приписывают прямое или косвенное владение тремя самолетами, у Потанина и Усманова может быть две крылатые машины. Зачем попавшим под санкции бизнесменам такой авиапарк, если учесть, что стоимость обслуживания одного джета обходится в несколько миллионов долларов ежегодно?
Облет санкций
По данным немецкой газеты Welt am Sonntag, олигархи продолжают летать над территорией Евросоюза вопреки запретам. Издание пишет о 30 самолетах и вертолетах, предположительно, принадлежащих российским бизнесменам и совершивших в этом году полеты в нарушение санкций. Помогают им в этом подставные офшорные фирмы, которые используются для сокрытия истинных владельцев бизнес-джетов и яхт.
Например, в марте из Ниццы в Стамбул вылетел самолет Bombardier с регистрационным номером Т7-7АА, зарегистрированный в Сан-Марино. Немецкая газета предполагает, что в реальности он может принадлежать российскому бизнесмену Альберту Авдоляну. Также она рассказала о лайнере, который зарегистрирован в Люксембурге и может быть собственностью Виктора Вексельберга. Если все действительно так, возникает следующий вопрос. Владение самолетом можно спрятать от лишних глаз в офшорах, но как быть с пассажирами? Все же трудно представить, что участники списка Forbes пересекают границы по поддельным документам на чужие имена и прикрывают лица масками. Кого, в таком случае, перевозят «офшорные» бизнес-джеты в Европу и обратно?
Отчасти пролить свет на этот вопрос может реакция западных звезд на публикацию в Proceedings. Например, представитель певицы Тейлор Свифт, которую зеленые также обвинили в чрезмерном использовании частного воздушного транспорта, выступил с опровержением в газете The Washington Post. «Самолет Тейлор регулярно сдается в аренду другим людям. Приписывать ей все эти поездки в корне неправильно», – заявил он. Примерно так же отреагировали на расследование экологов представители рэпера Jay-Z. Может, и наши олигархи действуют подобным образом?
Справка
По данным на весну 2019 года, российские миллиардеры открыто владели более чем 250 воздушными судами. Если собрать этот флот в одной компании, он оказался бы ненамного меньше, чем у «Аэрофлота». По оценке Forbes, с учетом джетов, зарегистрированных за границей, на тот момент россияне могли быть собственниками примерно 500 самолетов.
Как уже рассказывала «Наша Версия», в феврале – апреле трафик бизнес-авиации в России сократился на 50–70%, при этом стоимость рейса за рубеж удвоилась. В такой ситуации некоторые подсанкционные миллиардеры начали продавать свои джеты со скидками до 30%, другие же решили сдавать их в аренду для покрытия расходов. Мы помним, как весной профильные телеграм-каналы чуть ли не ежедневно сообщали, что якобы Алексей Мордашов улетел в Италию, а Владимир Потанин – в Израиль, хотя за этими рейсами явно стояли совсем другие пассажиры. Например, в условиях санкций быстрые и скрытные перемещения по миру могут быть весьма востребованы среди российских чиновников и руководителей госкорпораций. Кто-то из них может летать за границу для отдыха и осмотра своей недвижимости, а кто-то и по службе – договариваться о параллельном импорте и новых маршрутах экспорта. За примерами использования частной авиации чиновниками далеко ходить не надо. В частности, издание «Блокнот» недавно обратило внимание на то, что в день визита губернатора Петербурга Александра Беглова в Узбекистан из аэропорта Пулково в Ташкент вылетели сразу несколько бизнес-джетов, в том числе Embraer Legacy 600, либо Challenger 850, либо Challenger 604.
«Не очень хорошо»
В июле 2020 года тогдашний министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин был вынужден признать, что глава Росприроднадзора Светлана Радионова летала в Норильск на самолете, принадлежащем «Норникелю» Владимира Потанина. «При таких больших расстояниях и слабом транспортном сообщении, если человеку нужно срочно прилететь, то он может воспользоваться самолетом компании, хотя это, наверное, не очень хорошо», – сказал министр в разговоре с РБК. Сам Кобылкин добирался на место ЧП также на частном вертолете, другого способа попасть на место у него попросту не было. Ситуация с западными санкциями выглядит чем-то похожей, возможное использование нашими чиновниками и госменеджерами «офшорных» бизнес-джетов выглядит вполне логичным. Вот только грань между служебной необходимостью и взяткой от дружественных олигархов в таком случае получается весьма зыбкой.
Перелет – форма взятки?
Перелеты официальных лиц на частных самолетах давно стали скользкой темой не только в России. В 2011 году в ходе секс-скандала вокруг премьер-министра Италии Сильвио Берлускони сообщалось, что он устраивал вечеринки на борту частного джета во время полетов в Венецию и Болгарию. В 2017 году фигурантом уголовного дела о «взятках крыльями» стал американский сенатор Боб Менендес, который был единственным пассажиром нескольких рейсов, оплаченных одним из спонсоров Демократической партии США. Менендесу удалось отделаться «строгим предупреждением» комитета по этике.
В 2019 году Интернет взорвало видео, на котором экс-министр сельского хозяйства России Александр Ткачев, бывший вице-премьер Аркадий Дворкович и экс-пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова поют песню и выпивают «за аграрное лобби», находясь, насколько можно понять, в частном самолете. На момент публикации ролика изданием Baza никто из них не находился в статусе чиновника. Однако, когда именно была сделана видеозапись, неизвестно.
Пару лет назад на всю страну прогремело имя зампреда правительства Ульяновской области Михаила Семенкина, который отправился в отпуск в Ниццу на бизнес-джете Gulfstream G200. Не один, а вместе с 32-летней главой Чердаклинского района Марией Шпак. Местные СМИ предположили, что чиновники могли арендовать самолет целиком, что обошлось бы им примерно в 6 млн рублей – намного больше их официального годового дохода. Откуда деньги? Семенкин заявлял, что оплатил только два места, что это был обычный чартер, где были и другие пассажиры. Коррупции в деятельности чиновника не выявили, и потому тогдашний губернатор Сергей Морозов уволил его с формулировкой «в связи с утратой доверия». Михаил Семенкин почти год оспаривал это решение в судах, ему удалось восстановиться на службе (правда, только в статусе министра сельского хозяйства региона) и получить компенсацию за вынужденный прогул.
А буквально на минувшей неделе в Новосибирске суд признал виновными в коррупции бывшего сотрудника мэрии Константина Головина и предпринимателя Икмета Тагиева. Чиновник помог подрядчику подготовить фиктивные документы по строительству детсада на 5 млн рублей. Взятки Головин получал в том числе авиабилетами в бизнес-класс по маршруту Новосибирск – Сочи – Новосибирск.