Семья Ротшильдов попытается помочь Олегу Дерипаске вывести его активы из-под американских санкций. Об этом накануне сообщила газета Financial Times. Миллиардеру необходимо продать контрольный пакет в холдинге En+ (объединяет энергетические активы и долю в UC Rusal). Покупателя будет искать компания Rothschild & Co — флагман банковской группы Ротшильдов. Для такой крупной сделки времени остается немного. Минфин США предписал контрагентам UC Rusal свернуть контракты с алюминиевым гигантом до 23 октября.
Для Ротшильдов Дерипаска далеко не единственный клиент из России. Всемирно известная династия европейских финансистов уже давно и активно работает в странах бывшего СССР. Forbes вспомнил ключевые проекты, в которых участвовали Ротшильды и миллиардеры, с которыми их связывают партнерские отношения.
Старые друзья
«Нас парил 25-летний банщик, человек, который всю свою жизнь совершенствовался в банном искусстве. Потом мы прыгали в ледяную воду. Это было огромное удовольствие. На следующий день каждый проснулся обновленным и с ощущением прекрасного дня» — так Натаниэль Ротшильд, наследник британской ветви Ротшильдов, вспоминал о своей поездке в Сибирь в конце января 2005 года. Вместе с Ротшильдом в бане тогда парились Олег Дерипаска
, комиссар Еврокомиссии Питер Мендельсон, канадский бизнесмен Питер Мунк и друг Ротшильда Себастьян Тейлор. История этого уик-энда спустя семь лет стала частью показаний Натана Ротшильда, которые он давал в Высоком суде Лондона. 14-й Королевский суд слушал рассказ об особенностях русской бани в рамках рассмотрения иска Ротшильда к издательскому дому Associated Newspapers. Причиной иска, который позже, впрочем, был отклонен, послужила статья в газете The Daily Mail (входит в ИД). В ней утверждалось наличие некоей «тайной связи» между Ротшильдом-младшим и Олегом Дерипаской, позволившей последнему заключить сделку по продаже двух заводов компании Alcoa.
Именно после этого материала стало широко известно о близких отношениях российского миллиардера и наследника банковского дома Ротшильдов. История их отношений тянется с 2002 года, тогда 31-летний Натан Ротшильд познакомился с Дерипаской и вскоре возглавил наблюдательный совет En+ Group. Rothschild & Co выступала финансовым консультантом на IPO UC Rusal в 2010 году, а Натан Ротшильд даже выступил одним из инвесторов: через фонд NR Investments он купил 0,47% акций производителя алюминия за $100 млн. В 2010 году Олег Дерипаска
, начавший затяжную корпоративную войну с Владимиром Потаниным, выдвигал Ротшильда в совет директоров «Норильского никеля».
Собеседник Forbes, знакомый с тем, как проходило прошлогоднее IPO En+ в Лондоне, говорит, что структуры Ротшильдов и здесь выступали в роли консультанта и одного из инвесторов. В Rothschild & Co не стали комментировать Forbes эту информацию.
Дерипаска — не первый клиент Ротшильдов, покупателей на активы которого они ищут. В 2014 году президент Украины Петр Порошенко доверил британскому банку Rothschild & Cie (принадлежит Rothschild & Co) продажу своих активов, которые на тот момент Forbes оценивал в $1,3 млрд. Но нестабильная экономическая ситуация в стране не позволила найти покупателей, и доля Порошенко в корпорации Roshen так и осталась под управлением независимого слепого траста. «Фактически все заинтересованные стороны сообщили нам, что не готовы принять на себя такой высокий риск, и вежливо отказывались от возможности, — рассказал в интервью «Украинской правде» глава банковского дома Rothschild в России и СНГ Марио Сальветти. — Им всем понравилась компания, но контекст был слишком рискованным».
Друзья миллиардеров
«Я вернул Ротшильдов в Россию», — утверждал в 2010 году Натан Ротшильд газете «Ведомости», добавляя, что его предки ушли из Российской империи после революции 1917 года.
После распада СССР у европейских финансистов действительно сложились близкие отношения со многими российскими бизнесменами. Среди них был Михаил Ходорковский. Когда в 2002 году Натан Ротшильд вошел в набсовет En+, его отец Джейкоб, четвертый барон Ротшильд, стал вместе с Ходорковским одним из директоров организации Open Russia Foundation, следует из британского реестра юрлиц. Среди других директоров этой компании, призванной развивать проекты в области образования, науки и культуры в России и Восточной Европе, были также экс-госсекретарь США Генри Киссинджер и глава Эрмитажа Михаил Пиотровский. Спустя год, в октябре 2003 года, Ходорковского арестовали в аэропорту Новосибирска. Вскоре издание Sunday Times сообщило, что Ротшильд-старший оказался попечителем пакета акций Ходорковского в ЮКОСе. Таким образом сработала «чрезвычайная» схема управления ЮКОСом, разработанная на случай смерти или недееспособности Ходорковского. Причем Ротшильд был лишь одним из возможных «наследников» миллиардера. Гораздо больше шансов получить пакет Ходорковского было у Платона Лебедева, но его отправили за решетку еще в июле 2003 года.
Сегодня компания Open Russia Foundation переименована в Future Russia Foundation. Он финансирует проекты семьи Ходорковского, например Институту современной России его сына Павла (Генеральная прокуратура признала организацию нежелательной). Джейкоб Ротшильд покинул компанию только в мае 2016 года.
Абрамович и «Мечел»
Бизнес финансовой группы Rothschild & Co активизировался в России после назначения в 2002 году экс-канцлера Германии Герхарда Шредера, известного своими хорошими отношениями с Владимиром Путиным, членом Европейского консультационного совета группы Ротшильдов. Тогда экс-глава группы Дэвид Ротшильд говорил, что приход Шредера связан с усилением позиций компании в Центральной и Восточной Европе. «Исключительное знание этих стран господином Шредером, а также его международный опыт и репутация будут иметь для нас огромную ценность», — приводились в сообщении слова Дэвида Ротшильда.
Уже в конце следующего 2007 года Rothschild & Co выступала консультантом Highland Gold Mining по продаже 25% своих акций Millhouse Романа Абрамовича. Сумма сделки оценивалась тогда в $400 млн.
С тех пор Rothschild & Co участвовала в целом ряде крупных сделок с участием российских компаний, следует из ее ежегодных отчетов. Например, в 2012 году помогла Сбербанку купить у бельгийской Dexia турецкий Denizbank за $3,5 млрд. В 2016 году компания организовывала сделку по продаже «Роснефтью» 23,9% акций «Ванкорнефти» пулу индийских инвесторов за $2 млрд. В декабре того же года глава Rothschild Group в России Джованни Салветти рассказывал Reuters, что компания участвовала в реструктуризации долга металлургической компании «Мечел», а также была вовлечена в сделку по покупке «Альфа-Групп» Михаила Фридмана и его партнеров Укрсоцбанка у Unicredit Group в обмен на миноритарную долю в головной компании Альфа-Банка.