Генеральная прокуратура РФ направила Великобритании запрос о выдаче бывшего совладельца Внешпромбанка Георгия Беджамова. Это решение было принято сразу после того, как стало известно об отказе Интерпола разыскивать Беджамова по своим каналам. Строго говоря, решение о невозможности международного розыска банкира Георгия Беджамова было принято еще в ноябре прошлого года. Мотивировка - «неподходящая статья» для такого розыска. Беджамова в России обвиняют в хищении около 1 млрд рублей, и ему заочно предъявлено обвинение по «общепринятой» в наше время ст. 159 ч. 4 (мошенничество в составе организованной группы).
Достать из Лондона
Бывший совладелец Внешпромбанка Георгий Беджамов находится за границей с декабря 2015 года. В отличие от своей сестры Ларисы Маркус (также совладелицы Внешпромбанка). Ее обвинили в мошенничестве и арестовали очень даже очно - 22 декабря 2015 года. Беджамова тоже арестовывали, но в Монако. Судя по информации, опубликованной в местных СМИ, он даже провел некоторое время в СИЗО с видом на Средиземное море и продуктами, доставляемыми из приличного ресторана. Тогда же появилась информация о возможности выдачи Беджамова на родину. Но в июле 2016 года апелляционный суд Монако вынес решение об отказе в экстрадиции на основании состояния здоровья Георгия Беджамова (очевидно, подорванное в монакской тюрьме). В этом решении отчетливо просматривались родственные души банкира и главы государства - князя Альбера II - на почве бобслея, президентом ассоциации которой являлся в тот момент Беджамов. В результате банкиру удалось уехать в противоположном от России направлении. И теперь его попытаются достать из Лондона.
Черный день
Министерство внутренних дел Великобритании запрос о выдаче, отправленный Генпрокуратурой на берега Темзы, не комментирует. Это обычная практика в подобной истории.
Впрочем, подобной же практикой стал отказ в таких просьбах: обычно он мотивируется политическими причинами. Но Георгий Беджамов пока не делал никаких политических заявлений и признаний. Таким образом, интрига с просьбой Генпрокуратуры сохраняется. Тем не менее куда более вероятным станет гражданское преследование Георгия Беджамова, уже неоднократно опробованное в Лондоне на других убежантах. Для этого достаточно найти лишь подходящую зацепку - учредителя, регистратора или просто номинального директора. Эта задача более чем простая, с учетом традиции плести настоящие корпоративные сети в офшорных юрисдикциях, любимая российскими финансистами. И АСВ, выступающая в роли конкурсного управляющего, наловчилось печь подобные иски как горячие пирожки.
АСВ уже начало работать. Пока в Нью-Йорке, где в суд Южного округа (обычно он разбирает деловые иски) адвокаты агентства подали петицию о признании приоритетных прав участников российского банка. Эта петиция - обычная рутинная операция. Но в Нью-Йорке она неожиданно столкнулась с контрмерой: панамская оффшорная компания
Panabroker также заявила о своих правах. Юридические представители Panabroker потребовали погашения займа в размере $1,57 млн, выданного Внешпромбанку еще в 2001 году. Погасить ссуду панамские кредиторы намеревались за счет недвижимости, принадлежащей не юридическому, а частному лицу - бенефициару Внешпромбанка Ларисе Маркус. Скорее всего юристы АСВ усмотрели в этой инициативе обычную схемную сделку, сделанную на черный день, который как раз наступил.
А вдруг получится
Юридические доводы панамских претендентов были беспощадно отклонены. Но за ними неожиданно последовали... политические. Представители Panabroker сделали заявление о том, что удовлетворение требований АСВ будет противоречить национальным интересам США, так как упомянутое агентство принимало непосредственное участие в интеграции России и Крыма. Американский суд от заявлений насчет Крыма воздержалась, но и требованиях панамских кредиторов отказала.
«Я не принимаю никаких решений касаемо Крыма», — сказала судья.
«Крымский ход», использованный в Штатах, видимо теперь будет постоянно прокатываться в международных исках, подаваемых АСВ. А вдруг получится. У исковых требований в Нью-Йорке есть не только юридическая, но и вполне экономическая сторона. По данным АСВ, у Ларисы Маркус в Нью-Йорке есть много компаний, на балансе которых находится приобретенная в деловой столице США недвижимость. Средства на эти покупки поступали со счетов Внешпромбанка. Что дает основания АСВ наложить руку на нью-йоркскую недвижимость, в случае признания этого факта.