Подведомственное Минобороны ФГУП не выполняет финансовые обязательства перед частными компаниями-подрядчиками, несмотря на обещания Игоря Краснова наказывать за просрочку оплаты по госконтрактам. Долг севастопольских энергетиков составляет не менее 65 млн рублей, и платить они, судя по всему, не собираются, прямо заявляя об отсутствии средств. Местные контрольные и надзорные органы не задаются вопросом, куда исчезли деньги со счетов государственной компании, хотя от нее зависит энергоснабжение стратегических объектов Черноморского флота и почти половины Севастополя.
Долги государственных заказчиков перед коммерческими компаниями-подрядчиками — тема, обсуждаемая в России на самом высоком уровне. О необходимости принятия мер для погашения этих долгов не раз заявляли и президент Владимир Путин, и руководители правоохранительных и надзорных органов. По инициативе Генпрокуратуры в 2017 году была введена административная ответственность за нарушение срока оплаты товаров и услуг при осуществлении госзакупок. Но проблема так и не решена, во всяком случае, о ней говорили предприниматели на встрече с генпрокурором Игорем Красновым в Новосибирске 21 мая. Тогда глава надзорного ведомства пообещал, что добьется личной материальной ответственности чиновников за просрочки оплаты по госконтрактам.
Об этой же проблеме в рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции” написал директор севастопольской компании “Энергоэффективность и системы электроснабжения” Игорь Кулешов. По его словам, обязательства по оплате контрактов в регионе не исполняет структура министерства обороны — ФГУП “102 предприятие электрических сетей”, а военные прокуроры и сотрудники ФАС этот факт игнорируют. Понимая, что на региональном уровне проблему не решить, бизнесмен направил обращения руководителям целого ряда федеральных органов, в частности, министру обороны Сергею Шойгу, генпрокурору Игорю Краснову, директору ФСБ Александру Бортникову и председателю СКР Александру Бастрыкину.
Разорительные госконтракты
Подведомственный Минобороны ФГУП задолжал ООО “ЭИСЭ” 2 млн 360 тыс. рублей, рассказал Игорь Кулешов журналистам ПАСМИ. Это оплата работ по четырем госконтрактам на ремонт зданий трансформаторных подстанций и технологическое присоединение жилого дома к сетям.
При этом, по двум договорам на общую сумму 1 млн 250 тыс. рублей, заключенным в июне прошлого года, заказчик принял работы без каких-либо претензий еще в декабре 2020, но до сих пор эти работы не оплатил.
Еще два контракта были заключены в конце прошлого года, документы об их исполнении Игорь Кулешов направил ФГУП месяц назад, но никакого ответа не получил. На днях в подведомственное Минобороны учреждение была отправлена претензия — реакции также нет.
По словам руководителя, просрочка оплаты привела к полной остановке деятельности его предприятия — с нового года ООО не заключает никаких договоров, так как для их исполнения нет оборотных средств. Стабильного источника дохода лишились рабочие, которых компания привлекала для исполнения контрактов по договорам найма.
При этом, по словам Игоря Кулешова, раньше у ФГУП “102 предприятие электрических сетей” была безупречная репутация — все исполненные контракты оплачивались точно в срок. Он полагает, что проблемы с долгами подрядчикам связаны со сменой руководства структуры Минобороны — в августе 2020 года ее директором стал Алексей Полухин.
Кому должен — прощаю
Впрочем, пострадала от действий ФГУП не только компания Игоря Кулешова. Как указывается в его обращении к руководителям федеральных органов, к государственному предприятию поданы иски о невыплате долгов подрядчикам и поставщикам на общую сумму почти 65 млн рублей.
В частности, по информации картотеки арбитражных дел, “102 предприятие электрических сетей” задолжало порядка 20 млн рублей ООО «Энергоучет», 18 млн рублей — «Крымской инжиниринговой компании», 16,6 млн рублей — ООО «Крымский свет», 7,5 млн рублей — ООО “Факел-Юг”. Менее крупные суммы (от 200 тыс. до 1 млн рублей) с ФГУП пытаются взыскать ООО «Эридан», ООО «Крымэлектропоставка», ИП Амедов Д.Н., АНО «Центр энергосбережения Удмуртской Республики».
“Наличие судебных споров приводит к дополнительной финансовой нагрузке на 102 ПЭС в виде необходимости уплаты неустойки, возмещения расходов истцов на адвокатов и госпошлин”, — подчеркивается в обращении.
Там также отмечается, что ФГУП “102 предприятие электрических сетей” не исполняет обязательства по уже удовлетворенным арбитражными судами искам. По информации портала ФССП России, в отношении госпредприятия с начала года открыты 10 исполнительных производств на общую сумму 700 тыс. рублей.
При этом управление Федеральной службы судебных приставов по Севастополю никаких мер по реализации имущества должника, погашению долгов и привлечению к ответственности должностных лиц не принимает.
Они в курсе:
— губернатор Севастополя Михаил Развожаев
— командующий Черноморский флотом Игорь Осипов
— военный прокурор Черноморского флота Алексей Найда
— военный прокурор 107 военной прокуратуры гарнизона Дмитрий Агибалов
Также, по словам автора обращения, региональные подразделения Минобороны, военной прокуратуры и ФАС самоустранились от выполнения своих обязанностей по защите прав предпринимателей, о которых не раз говорили президент Владимир Путин и генпрокурор Игорь Краснов.
“Ни Минобороны РФ, ни военными прокурорами, ни Крымским ФАС, ни другими госорганами ни разу не изучались причины возникновения у “102 ПЭС” задолженности перед подрядчиками, не принимались меры, направленные на ее погашение, виновные лица госзаказчика к административной ответственности не привлекались, представления не вносились”, — отмечается в письме.
Нищий монополист
Автор документа обращает внимание на двукратный рост кредиторской задолженности подведомственного Минобороны предприятия. Согласно открытым данным ФНС России и Росстата, в 2019 году этот показатель составлял 653 млн рублей, а в 2020 — превысил 1 млрд рублей. За этот же период более чем в пять раз увеличился убыток ФГУП — с 7 млн до 37 млн рублей. При этом отмечается серьезный рост расходов на управление предприятием — с 34 млн рублей в 2019 году до 53 млн рублей в 2020.
Впрочем, плачевные финансовые дела “102 предприятия электрических сетей” не скрывают и его должностные лица. Так, представитель ФГУП Лилия Захарова на заседании арбитражного суда Севастополя по иску «Крымской инжиниринговой компании» прямо заявила, что на счетах государственного предприятия отсутствуют денежные средства. Ее слова зафиксированы в судебном решении.
Каким образом исчезли средства с расчетных счетов энергетического гиганта, который является монополистом в своей сфере на территории Крыма и Севастополя, неизвестно, и выяснять это, судя по всему, никто не торопится. “Ни одним контрольно-надзорным и правоохранительным органом не давалась оценка исчезновения денежных средств со счетов 102 ПЭС, в том числе денег, предназначавшихся для выплаты подрядчикам по исполненным госконтрактам”, — указывается в обращении Игоря Кулешова.
Они должны быть в курсе:
-министр обороны Сергей Шойгу
— генпрокурор Игорь Краснов
— главный военный прокурор Валерий Петров
— председатель СКР Александр Бастрыкин
Директор ООО “ЭИСЭ” предполагает, что речь в данном случае может идти не только о неэффективности топ-менеджмента ФГУП, но и о возможных умышленных действиях с целью довести госпредприятие до банкротства и продать в частные руки по заниженной цене. Он также усматривает коррупциогенность в отказах оплачивать исполненные контракты. По его мнению, нельзя исключать того, что у предпринимателей могут таким образом выманивать процент от выплаченного долга.
“С учетом изложенного, прошу дать оценку законности действиям должностных лиц ФГУП «102 ПЭС», Минобороны и военной прокуратуры. Принять меры направленные на восстановление нарушенных имущественных прав Минобороны, а также прав предпринимателей допущенных в результате действий (бездействий) этих лиц”, — резюмирует Кулешов.
Опасное банкротство
Между тем юрист Сергей Джавлах, представляющий его интересы, сообщил ПАСМИ, что отправкой обращения к федеральным руководителям дело не ограничилось.
На днях в Арбитражный суд Севастополя было подано исковое заявление о признании банкротом ФГУП “102 предприятие электрических сетей”, учрежденного министерством обороны. В заявлении указывается, что срок неисполнения предприятием своих финансовых обязательств превышает три месяца, а сумма долга значительно больше необходимых в данном случае по закону 300 тыс. рублей.
Одновременно уведомление о банкротстве ФГУП подано в адрес руководителей региональных и федеральных органов власти, а также правоохранительных и надзорных структур.
Там указывается на необходимость принятия мер, направленных на обеспечение дальнейшей подачи электроэнергии на военные и гражданские объекты. Кроме того, руководству Севастополя и Минобороны предлагается рассмотреть вопрос о введении режима повышенной готовности в связи с возможными перебоями в работе предприятия энергоснабжения в ходе процедуры банкротства.
Как пояснил Сергей Джавлах, подведомственное Минобороны предприятие обеспечивает электроэнергией объекты Черноморского флота, в том числе и секретные, а также 40% гражданских зданий Севастополя, включая больницы, школы и детские сады. Поэтому возможные перебои в снабжении электричеством могут привести к необратимым последствиям.