Королевский суд: зачем ВТБ судится с Олегом Дерипаской в Англии

Источник
Госбанк, будучи крупнейшим кредитором российского миллиардера, не спешит искать справедливости на Родине, и у этого есть вполне понятные причины.
ВТБ предъявил иск к «Базовому элементу» Олега Дерипаски и просит взыскать с компании почти $133 млн. Дело рассматривается в Высоком суде Лондона — уже 25 лет как это стало нормой для крупных и даже средних российских компаний. Так уже стало принято. Стоит вспомнить хотя бы спор 2012 года в Лондонском суде между Борисом Березовским и Романом Абрамовичем по поводу акций «Сибнефти», когда британскому правосудию пришлось глубоко погрузиться в реалии ведения российского бизнеса, познакомиться с его терминологией и узнать много новых слов, таких как krysha и otkat.

В Коммерческом суде Лондона рассматривался и иск UС Rusal к Crispian Investments того же Абрамовича о запрете продажи последним акций «Норильского никеля» компании Whiteleave, входящей в «Инеррос» Владимира Потанина.

Зачастую британские суды принимают далеко не самые желанные для российских бизнесменов решения. Например, Лондонский суд постановил изъять особняк у бывшего главы Межпромбанка и экс-сенатора Сергея Пугачева. В 2017 году Высокий суд Лондона отказал президенту Inteco Management Елене Батуриной во взыскании ущерба с экс-менеджера РАО «ЕЭС» Александра Чистякова. В 2016 году все тот же суд и вовсе отправил в тюрьму на 18 месяцев за «неуважение к суду» владельца сети обувных магазинов Carlo Pazolini Илью Резника.

Но российский бизнес по-прежнему полон решимости искать справедливость на Туманном Альбионе. Только за последний год Коммерческий суд Англии и Уэльса вынес решения более чем по 20 делам россиян. Наши соотечественники входят в тройку самых активных истцов и ответчиков в британской юрисдикции.

На этот раз в качестве российского истца выступает второй по размеру госбанк, в качестве российского ответчика — одна из крупнейших частных компаний страны. Предмет спора исключительно российский: долги по стройке, банкротство, ответственность поручителя — примета времени для нашей экономики. В этом деле нет ни единого иностранного элемента или интереса. Абсолютный Russian style business оказывается в Лондоне на столе у английских судей. Стоит обратить внимание, что речь идет не о знаменитом Лондонском арбитраже: не о третейском суде, а об одном из высших судов Англии и Уэльса. Это аналог нашего Верховного суда. Иными словами, с точки зрения юридической теории наш государственный банкир и наш частный миллиардер приходят за разрешением спора, за силой и принуждением к британскому, а не к российскому государству. И очевидно ведь, что именно для этих компаний момент для обращения в иностранный суд не самый удачный. На российскую экономику в целом, на сектора, в которых работают стороны спора, наконец, лично на Дерипаску наложены санкции.

Так почему же все-таки не в Арбитражном суде Москвы?

Можно сказать, что так составлены договоры, что для крупного спора это нормально, что ВТБ — акционерное общество и вольно судиться там, где считает нужным. Все это, несомненно, так. Но ответ лежит глубже. Причина — та самая незрелость, из-за которой мы как общество не понимаем, для чего нам нужны свои хорошие суды и настоящее правосудие, которое позволило бы не ходить больше по иностранным юрисдикциям и не спрашивать, как же было бы правильно и справедливо жить в той или иной ситуации.

На это можно услышать, что мы стараемся, дело это небыстрое, должны пройти годы и века, как в той же Англии. Но, к сожалению, все прекрасно видят, что мы не стараемся, мы этого не хотим и все делаем для того, чтобы этого не было. Подобные кейсы рельефно это показывают.

И если мы все же хотим, то резонно спросить: кто же сделает хорошие суды, откуда возьмется настоящее правосудие? Обычно считается, что их должно создать государство. Однако на примере тысячи лет нашей великой истории мы видим, что государству важна монополия на власть, о которой говорили Платон, Гоббс и Иеринг, оно не заинтересовано в создании независимого суда.

А правосудие нужно нам: обществу, миллиардерам и простым гражданам. И каждый может сделать свой вклад. И необходимо признать, у каждого усилия разный эффект. Влияние судьи, который не берет взяток и трубку, когда ему звонят из мэрии или из администрации президента, больше, чем у истца или ответчика, изо всех сил сдерживающих себя от того, чтобы эту взятку дать. И миллиардер, который отдаст свой крупный спор в российский арбитражный или третейский суд, может сделать гораздо больше, чем любая юридическая фирма, которая старается внедрять современные технологии и насаждать всеми силами rule of law на каменистой российской почве. Заставить миллиардера судиться в российском суде вместо английского — примерно как пересадить его с Mercedes на «Жигули». Но это надо делать, иначе не будет ни нормальных судов, ни нормальных «Жигулей».
Персоны Компании
Rusal поменяет прописку на российскую
Rusal объявил о перерегистрации с острова Джерси на Россию. В компании объяснили, что это — наилучшее для нее решение.
«Стрелка» не продается: ВЭБ откзался покупать долю в компании Александра Мамута
«Стрелка» оказалось слишком сложной системой, объединяющей консалтинговое бюро, архитектурный институт и фонд. Поэтому ВЭБ решил ограничиться тесным партнерством.
По иску к уже несуществующему "Руникому" в швейцарском суде ответит Роман Абрамович
Российскому миллиардеру Роману Абрамовичу снова напомнили о темном прошлом.
Богатых россиян в Лондоне убивали, убивают и будут убивать
Бывший юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов рисует изнутри красочную, но безрадостную картину британской столицы и рассказывает, как изменилась жизнь состоятельных россиян в эпоху политической истерии.
Кто стоит за аферами в «Кутузовской миле» и «Рублевской ривьере», и когда дольщики получат свои квартиры
«Кутузовская миля» и «Рублевская ривьера» - одни из самых известных проектов бизнесмена Сергея Полонского
Разноплановый бизнесмен Лев Кветной
Судьба заставляла Льва Кветного не раз совершать крутые повороты. Самый первый произошел с ним в 1989 году
Андрей Костин потащил Олега Дерипаску в Высокий суд Лондона
ВТБ обратился в Высокий суд Лондона с требованием взыскать свыше 103 миллионов фунтов стерлингов с подконтрольной Дерипаске компании, выступившей поручителем по выданным банком кредитам.
Тюменский партнер «Норильского никеля» погряз в судебных тяжбах на сотни миллионов
«Интегра-Бурение» вынуждена отбиваться в арбитраже от вала исковых заявлений.
"Норильский никель" заиграл в хоккей
Компания заплатит 1 миллиард рублей за право быть генеральным партнером Федерации хоккея России.
«Базэл Аэро» получит 187 гектаров под краснодарский аэропорт
Росавиация изъяла в федеральную собственность земельный участок площадью 187 га на восточной окраине Краснодара под строительство нового аэровокзального комплекса.
Гарантия Магомедова: зачем ВТБ попросил у FESCO обеспечение на 30 миллиардов рублей
FESCO предоставила ВТБ гарантию на 30 миллиардов рублей в рамках продажи 25% «Трансконтейнера» — вдвое выше стоимости этого пакета. 
Российский производитель овощей вложит 550 миллионов долларов в свой первый зарубежный проект
«Эко-культура» создаст в Узбекистане крупнейшее производство помидоров.
Крупнейшая частная российская авиакомпания обновляет воздушный парк
К 2024 году S7 Group первой перейдет на суда нового поколения Airbus 320/321 neo и Boeing 737 MAX.
Швейцария объяснила, почему она не хочет давать вид на жительство Абрамовичу
Суд разрешил обнародовать возражения швейцарской полиции.
Владимир Потанин: "Олег съехал с дискуссии"
Глава «Интерроса» Владимир Потанин рассказал о конфликте с Олегом Дерипаской, «списке Белоусова» и криптовалюте.
Китай воткнул нож в спину РФ
Китайские банки не хотят работать с российскими клиентами из-за международных санкций.
Романа Абрамовича заподозрили в Швейцарии в отмывании денег
Верховный суд Швейцарии раскрыл данные о том, почему российский олигарх не получил вид на жительство в этой альпийской стране.
Наследство братьев Магомедовых будет поделено
Блокпакет акций «Трансконтейнера» поделят между ВТБ и частным инвестором.