Вчера Высокий суд Лондона постановил, что судебный спор между ВТБ и основателем Marshall Capital Константином Малофеевым на $230 млн находится вне его юрисдикции. Если ВТБ не удастся оспорить это решение, то арест, наложенный летом на активы бизнесмена, в том числе на долю в ОАО "Ростелеком", будет снят.
Резолютивная часть решения Высокого суда Лондона, датированная 29 ноября, есть в распоряжении "Ъ". Из нее следует, что Лондонский суд в принципе посчитал судебный спор между ВТБ и Константином Малофеевым вне своей юрисдикции. В решении цитируются слова судьи: "Даже если бы я был готов дать ВТБ разрешение на исполнение решения суда вне юрисдикции, я бы не стал продлевать арест (имеется в виду арест активов Константина Малофеева.— "Ъ")" и "Даже если бы я был готов продлить арест активов, я бы отменил его в связи с существенным нераскрытием информации со стороны ВТБ".
Представитель ВТБ от комментариев отказался. Константин Малофеев заявил "Ъ", что "удовлетворен решением суда", и отметил, что всегда "выражал недоумение в связи с юридическими основаниями подачи иска к нему".
Постановление о замораживании активов Константина Малофеева было принято Высоким судом Лондона 5 августа. Обеспечительные меры были наложены в поддержку иска "дочки" ВТБ VTB Capital plc к компании Nutritek International Corp., фондам под управлением Marshall Capital и лично господину Малофееву. "Ъ" сообщал об иске 3 июня: иск "о возмещении полной суммы причиненных банку убытков вследствие обмана и предоставления неверной информации" был подан 23 декабря 2010 года и дополнен в мае этого года. Банк рассчитывает взыскать свыше $230 млн, говорил "Ъ" ранее источник, близкий к ВТБ: на эту сумму банк четыре года назад выдал кредит ООО "Руссагропром" для покупки молочных заводов у группы "Нутритек", управлявшейся тогда структурами Marshall Capital. ВТБ утверждает, что "Руссагропром" не вернул банку кредит, а стоимость предприятий при продаже была завышена.
В числе активов Константина Малофеева, которые попали под арест в августе этого года, фигурировали примерно 6% акций ОАО "Ростелеком" (вчера стоили на ММВБ $896 млн), доли в Marshall Capital Holdings Ltd, Marshall Capital LLC и других компаниях. Кроме того, запрет распространялся на личное имущество бизнесмена — квартиру в Москве, землю и коттедж в подмосковном Одинцово (полный список активов см. в "Ъ" от 29 августа).
Источник, знакомый с ходом судебного разбирательства, сказал "Ъ", что ВТБ планирует подать апелляционную жалобу на вчерашнее решение. До тех пор пока решение по жалобе не будет принято, активы господина Малофеева останутся под арестом, считает собеседник "Ъ". Источник, близкий к ответчику, утверждает, что Лондонский суд запретил оспаривать вчерашнее решение.
Адвокат "Юков, Хренов и партнеры" Дмитрий Лобачев говорит, что в случае, если апелляция ВТБ будет отклонена, банку придется самостоятельно определиться с новой юрисдикцией для своего иска. Но выводы, которые успел сделать Лондонский суд в рамках рассмотрения дела, могут пригодиться в ходе рассмотрения дела другим судом, рассуждает юрист.