Компания двоюродного брата Медведева довела партнеров до разорения

Источник
Субподрядчики агрохолдинга судятся с компанией, которой руководят родственник и однокурсник главы правительства.
Бизнесмены из Старого Оскола жалуются на родственника и друзей председателя правительства Дмитрия Медведева в надзорные органы, но пока безрезультатно. По их словам, ЗАО «Агрокомплекс «Мансурово», которым руководили двоюродный брат премьер-министра Андрей Медведев, зять замруководителя аппарата правительства Михаила Триноги Александр Зацепин и однокурсник премьера, зампред Газпромбанка Илья Елисеев, отказывается рассчитываться со строителями.

Как выяснили «Известия», агрокомплекс задолжал своим подрядчикам более 350 млн рублей. А генподрядчик строительства суперсовременных ферм на малой родине Медведева ЗАО «ГазИнСтрой» (ГИС) и вовсе разорился из-за неплатежей и находится сейчас в стадии банкротства.

Отец и сын Анатолий и Александр Лукьянцевы, предприниматели из Старого Оскола, говорят, что приехали в Москву от безысходности. ЗАО «Агрокомплекс «Мансурово» второй год отказывается платить им 21 млн рублей за поставленный щебень и песок. Лукьянцевы выиграли все суды, обращались в прокуратуру и к бизнес-омбудсмену Борису Титову, но помощи ниоткуда не дождались.

— Надзорные органы боятся связываться с «Мансурово», потому что там всем заправляют друзья и родственники Дмитрия Медведева, — рассказывает Лукьянцев-младший.

— Нам некуда деваться. Мы несколько месяцев за свой счет возили им песок и щебень, влезли в долги. А теперь нам нечем платить работникам зарплату и гасить кредиты, — объясняет Лукьянцев-отец.

Заниматься бизнесом Анатолий Лукьянцев начал еще в перестройку. На Северном Кавказе у него была ферма по разведению лис и песцов. Когда в Чечне и Дагестане стало неспокойно, перебрался в Старый Оскол. Открыл магазинчик, а потом организовал вместе с сыном автотранспортное предприятие и фирму по добыче песка и щебенки.

Бизнес процветал до 2012 года, пока Лукьянцевы не выиграли тендер на обеспечение ЗАО «Агрокомплекс «Мансурово» щебнем, гранитом и шлаком.

— От знакомых бизнесменов мы узнали, что агрокомплекс, расположенный в соседней Курской области, ищет поставщиков и перевозчиков, — говорит Лукьянцев-отец. — Мы направили им на сайт заявку со своими расценками и получили подряд. Кто же знал, что это «кидалово»? Ведь руководители ЗАО всем говорили, что на самом деле все это строится для Дмитрия Анатольевича Медведева.

На малой родине ­премьера

Эпопея со строительством суперсовременного агрокомп­лекса в деревеньке Мансурово с населением 320 человек, большая часть из которых пенсионеры, началась в 2009 году после официального визита Дмит­рия Медведева, на тот момент президента России, на свою малую родину. В Мансурово когда-то жили предки нынешнего премьер-министра.

По данным местного краеведа Евгения Карпука, составлявшего родословную Медведевых, Федор Федорович, прадед Дмитрия Анатольевича, был зажиточным крестьянином. У него было 12 га земли, две лошади, бык, корова и восемь овец. А еще телега, сани, соха и борона. В годы коллективизации Медведевых раскулачили. А после Великой Отечественной войны отец премьер-министра перебрался жить в Краснодар.

За годы советской власти Мансурово захирело, но, как только Дмитрий Медведев пожелал посмотреть на малую родину, жизнь в этой деревушке существенно преобразилась. К его визиту школу и дорогу отремонтировали и медпункт открыли. На встрече с земляками, которые жаловались на безработицу, Медведев пообещал построить современный агрохолдинг. Обещание свое он выполнил.

— В Мансурово расположено головное предприятие агрохолдинга, который объединяет ООО «Агрокомпания ­КОЛОС», ООО «Мансурово-Агро», ООО «Сельские зори» и ОАО «Александровский конезавод № 12», — рассказывает первый зампредседателя комитета агропромышленного комплекса Курской области Вячеслав Бычков. — У ЗАО сейчас более 20 тыс. га земли, построили они уже молочный комплекс на 1,2 тыс. голов. Мансурово дает в сутки больше 30 т молока. Сейчас там строятся свинокомплекс и предприятие по переработке производимой продукции. Это очень серьезный проект.

Согласно информации, размещенной на сайте администрации Курской области, ЗАО создано в августе 2010 года на базе филиала ООО «Агро­фирма «Харитоновская». В 2011 году на развитие сельскохозяйственного производства компания направила 2894,7 млн рублей, заплатив при этом в областной бюджет налогов и сборов в сумме 18,3 млн рублей. Средняя зарплата в агрохолдинге — более 37 тыс. рублей.

По словам Вячеслава Бычкова, это предприятие получает целый ряд преференций. Например, дорога, электричество и газ к фермам, построенным в Мансурово, подводились за счет областного бюджета.

— Как сельхозпредприятию ему субсидируются из госбюджета затраты на удобрения, производство молока и мяса. В 2012 году компании было выплачено в качестве господдержки 11 млн рублей. В прошлом году ЗАО получило 13,5 млн рублей, — добавляет Бычков.

Близкие люди

По данным базы СПАРК, учредителем ЗАО «Агрокомплекс «Мансурово» является ЗАО «ТехИнПро», которое принадлежит Алексею Силкину. Руководит агрокомплексом Александр Таламанов. Офис компании расположен в Москве в одном здании с консульством Монголии.

Совет директоров агрокомплекса возглавляет однокурсник Дмитрия Медведева зампред Газпромбанка Илья Елисеев, он сам подтвердил это «Известиям». В СМИ он также упоминался, как председатель наблюдательного совета фонда «Дар», который строил другую неофициальную резиденцию Дмитрия и Светланы Медведевых — в Плесе Ивановской области. Также в совет директоров входит двоюродный брат Дмитрия Анатольевича Андрей Медведев. Он же является совладельцем и директором другого сельхозпредприятия в Курской области — «Сейм-Агро», которое строит теплицы. Еще в совете директоров состоит Александр Зацепин — зять замруководителя аппарата правительства Михаила Триноги.

Именно с этими громкими фамилиями и связывают свои беды предприниматели, строившие агрокомплекс в Мансурово.

— Решение о строительстве суперсовременного агрокомплекса в Мансурово принималось на самом верху, а курировал весь проект Михаил Тринога, который при президенте Медведеве был его советником, а сейчас замруководителя аппарата правительства. Тринога был и на закладке первого камня в начале строительства, и на открытии первой линии комплекса, — рассказали «Известиям» в компании «Газ­ИнСтрой» (ГИС), которая выступала генеральным подрядчиком строительства.

Финансировать строительство перестали сразу после проплаты авансов, утверждают в компании.

— Руководители ЗАО и Тринога ссылались на финансовые трудности, но при этом просили не останавливать строительство, — отмечает собеседник в ГИСе. — Мы пошли навстречу. Да и как можно отказать, когда такие люди просят? Вбухали туда свои деньги, купив на них оборудование и материалы. А нас после этого фактически силой согнали со стройплощадки, и теперь мы в стадии банкротства — АПК «Мансурово» должен нам 244 млн рублей, мы подали в суд. К нам предъявили требования поставщики стройматериалов, субподрядчики и собственные предприятия, входившие в нашу структуру.

Председатель совета директоров ЗАО Илья Елисеев говорит, что в разрыве отношений виноват сам ГИС, потому что некачественно строил.

— Они брак гнать стали, при строительстве коровника кто-то из субподрядчиков так возвел стену, что сверху она отклонилась на метр, — объясняет Елисеев. — У нас не было отношений с субподрядчиками, поэтому все претензии мы адресовали к ГИСу, в итоге контракт был разорван и переведен в судебную плоскость.

После ГИСа генподрядчиком строительства стала «дочка» «Мансурово» — «Базис-директ». Сейчас, по данным «Известий», в арбитражном суде рассматривается семь исков к ЗАО «Агрокомплекс «Мансурово» и «Базис-директу» на общую сумму более 350 млн руб­лей. Среди пострадавших — ООО «Евро­СтройСервис», ООО «Рем­стройсервис», ООО «Векторстрой», ЗАО «Компания «Еврострой», ООО «Авто-Черноземье», ООО «Курскспец­дорстрой» и ООО «Олимп-транс».

Все они оказались с долгами по той же схеме, что и «ГазИнСтрой».

— Мы заключали контракт с «Базис-директом», — рассказывает Александр Лукьянцев из «Олимп-транса». — Вначале нам заплатили минимум. А потом уговорили работать в долг, обещая, что все выплатят. Мы под это дело набрали кредиты и за свой счет возили им гранит с карьеров, расположенных в 400 км от Мансурово. А когда пришло время расчетов, просто прогнали со стройки. При этом нам всегда говорили, что ферма строится для Дмитрия Анатольевича Медведева.

Олег Бойко из «Авто-Чер­но­земье» говорит, что мансуровцы должны его фирме 7 млн руб­лей.

— Мы тоже возили щебень для стройки, и с нами не расплатились, — рассказывает Бойко. — Фирма у нас небольшая, для нас это огромная ­сумма. Мы пошли в суд и выиграли, но денег пока не получили.

Еще одному подрядчику, пожелавшему остаться неизвестным, агрохолдинг должен ­несколько десятков миллионов.

— С нами расплачиваются кукурузой, денег, говорят, нет, хотя я еще на что-то надеюсь, поэтому и в суд не обращаюсь — так хозяин крупной фирмы объясняет свою анонимность.

Разговор на месте

По словам Лукьянцева, Дмитрий Медведев не раз приезжал на ферму. В Мансурово, рядом с агрокомплексом, есть резиденция, где Медведев регулярно останавливается. В августе 2010-го постановлением правительства Курской области № 100-пп в границы Мансурово включили 24 га «для индивидуальной жилищной застройки и рекреации». Теперь это чья-то собственность, хозяина которой не раскрывают. Впрочем, в деревне и так все знают, кто отдыхает на даче, спрятанной от посторонних глаз за высоким забором и оборудованной камерами видеонаблюдения.

Елисеев уверяет, что дача эта — собственность агрокомплекса, а не премьер-министра Медведева, как утверждает людская молва. И находится на балансе агрохолдинга.

— Это гостевой дом для наших сотрудников. Там иногда останавливается Дмитрий Анатольевич, когда приезжает в Мансурово, ну нужно же ему где-то останавливаться, не гнать же его за 60 км в Курск, в гостиницу! — горячится Елисеев. — Надо видеть эту резиденцию — одноэтажная деревянная постройка повышенной комфортности. Там нет ни золотых унитазов, ни венецианской штукатурки. Я под себя его строил, ну не могу я на раскладушке спать!

Вместе с Медведевым бывает в Мансурово и Михаил Тринога — 14 сентября 2010 года, в день рождения Дмитрия Анатольевича, он в качестве советника президента присутствовал на открытии храма во имя Святой Троицы и часовни Иконы Божией Матери «Державная». Построили их на месте дома предков Медведева «содействием и усердием президента России Дмитрия Медведева», как писали тогда в местных газетах.

— Когда премьер приезжает, в Советский район сгоняют полицию со всей области, а со стройки в Мансурово выгоняют гастарбайтеров, — рассказывают в деревне.

В августе 2013 года, узнав об очередном визите Дмитрия Медведева на дачу, Лукьянцевы попытались поговорить с ним.

— Медведев приезжал сюда, и нам удалось подъехать к его кортежу, когда они остановились возле ферм. Медведев послал к нам Триногу. Тот аж побелел, когда нас увидел, и сказал, что если что-то не нравится — обращайтесь в суд, — говорит Лукьянцев-старший.

Лукьянцевы последовали совету Триноги: пошли в суд и выиграли. Но денег все равно не получили. А приставов, которые поехали взыскивать средства по исполнительному листу, задержала полиция.

— Приставы поехали в «Ба­зис-директ», офис которого находится в том же здании, что и ЗАО «Агрокомплекс «Мансурово», а их там всех повязали. Потому что сунулись они с главного входа, а там посольство Монголии находится, — вспоминает Лукьянцев-старший.

«Тут сам Медведев, ­точно не кинут!»

Андрей Медведев комментировать родственные связи с премьер-министром отказался. Он заявил «Известиям», что попавшие на деньги бизнесмены, работавшие в Мансурово, «мухлевали с ценами».

— Насколько я знаю, люди, которые пикетируют, продавали нам сырье по завышенной цене. Они воспользовались непрофессионализмом и халатностью наших сотрудников либо их коммерческой заинтересованностью. Наварились они на нас дай бог, — говорит Медведев.

Другой член совета директоров агрохолдинга — Александр Зацепин, услышав вопросы «Известий», бросил трубку. Его тесть Михаил Тринога из аппарата правительства был недоступен. Наталья Тимакова, пресс-секретарь Дмитрия Медведева, на вопросы «Извес­тий» не ответила.

Один из участников строительства агрокомплекса, попросивший не указывать его фамилию, говорит, что в строительство мансуровского агрокомплекса вбухали не меньше 5 млрд рублей. Елисеев из Газпромбанка оценивает стройку в 4 млрд.

— С этой стройкой флаг высоко подняли, все побежали с криками ура-ура! — тут такой уровень, сам Медведев, значит, точно не кинут, — рассказывает владелец фирмы, работавший на стройке. — Там самое современное немецкое оборудование, немецкие зерно­уборочные машины, коровники планируют расширять, а стадо увеличить в два раза, до 2,4 тыс. голов. Это самое дорогое и продвинутое сельхозпредприятие в Курской области, всячески поддерживаемое властями, и при этом такое отношение к людям.

Многомиллионные неплатежи подрядчикам, которые работали в Мансурово и теперь оказались банкротами, генеральный директор ЗАО «Агрокомп­лекс «Мансурово» Александр Таламанов объясняет «непрос­той ситуацией в сельском хозяйстве» и «погодой, которая подвела».

А Илья Елисеев — еще и вступлением России в ВТО, которое поставило крест на отечественном свиноводстве.

— Разводить свиней стало невыгодно, из-за этого мы заморозили стройку свинарников, которые были на 80% готовы, — говорит он.

Оплошали и элитные коровы голштино-фризской породы, которых везли в передовое хозяйство Курской области из американского штата Оклахома. Грудь у них глубокая и широкая, а при благоприятных условиях и хорошем уходе, объясняют в Мансурово, по сравнению с другими породами они наиболее продуктивны. До элитного курского агрокомплекса часть из них так и не доехала — буренки погибли во время транспортировки в море, потому что во время их перевозки сломался навозоотсос.
Персоны Компании
Мишарина ждет кабинет президента
Путин компенсирует чиновнику публичное унижение.
С Рублевки на Кипр
Оборотная сторона платной автодороги.
Возвращение семибанкирщины
Некогда влиятельный миллиардер Олег Дерипаска заключил перемирие со своим основным конкурентом Виктором Вексельбергом, подписав мировое соглашение с Sual Partners (владельцы Виктор Вексельберг и Леонид Блаватник) по делу трейдера Glencore.
ЦБ отозвал лицензии у банка «Надежность» и Имбанка
Банк России с понедельника, 20 января, отозвал лицензии у Зауральского акционерного социального коммерческого банка «Надежность», махачкалинского акционерного имущественного банка «Имбанк» и небанковской кредитной организации «Национальная расчетная компания» (НРК), сообщается на сайте регулятора.
Счетная палата: Минкомсвязи нецелевым образом использовало 1,7 млрд
Материалы проверки надзорное ведомство направило в Генпрокуратуру.
 
Генпрокуратура готовится к смене власти
Силовики обсуждают скорую отставку Юрия Чайки и переход на работу в Москву Юрия Пономарева.
Губернатору Республики Алтай готовят замену
Александр Бердников может стать первым главой региона, лишившимся поста в новом году.
Из России с пиаром
Кремль вкладывает немалые деньги в улучшение имиджа России за рубежом. 
ФСБ уполномочен доложить
Фонд Станислава Белковского (ФСБ) — о наездах-2013 и русских войнах.
После Олимпиады
Что будет с олимпийскими объектами после 2014 г.?
Больше, чем намек
Политический Петербург все никак не может уйти на зимние каникулы. Меньше чем за неделю до нового года спокойствие нарушила информация о серьезных проблемах, постигших сенатора Тюльпанова.
Сулейманово отрешение
Как развалилась империя Сулеймана Керимова.
Следственный комитет и Генпрокуратура нашли новый повод для «войны»
Дело об убийстве Владимира Шмойлова может привести к очередному конфликту ведомств Александра Бастрыкина и Юрия Чайки.
Освобождение Ходорковского не повлияет на инвестклимат в России
Освобождение Михаила Ходорковского почти не повлияет на инвестиционный климат в России, считают инвесторы, банкиры и чиновники.
«Ракетно-откатый» вице-премьер?
Вот уже два года бывший председатель партии «Родина» и экс-представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин занимает пост вице-премьера, курирующего оборонный сектор. 
Под дождем
Кто финансирует оппозиционный телеканал.
Ходорковскому грозит до семи лет по новому делу
Срок давности по третьему делу истекает в 2015 году, утверждают источники. Правоохранители отталкиваются в расследовании от так называемого дела экспертов.
Банкир из Петербурга: как Владимир Коган пробивается в высшую бизнес-лигу
Один из самых закрытых участников списка Forbes был претендентом на покупку «Уралкалия». Откуда у бывшего госслужащего деньги?