Кому в Чечне жить хорошо? Конечно, родственникам главы республики Рамзана Кадырова. Эта фамилия в Чечне уважается настолько глубоко, что компаниям, которые принадлежат членам семьи Кадыровых, прощают даже долги перед государством. Счет идет на миллионы, которые не попали в бюджет из-за слабой платежной дисциплины и нежелания местных властей ввязываться в тяжбы с родственниками главы республики.
Три суда
О долгах, накопленных аффилированными с главой Чечни Рамзаном Кадыровым компаниям, узнали «Открытые медиа». По подсчетам журналистов, за последние шесть лет несколько фирм задолжали бюджету более 23 млн рублей. С учетом региональной специфики эту задолженность можно смело называть невозвратной.
В числе неплательщиков, как сообщают «Открытые медиа», АО УК «Белфарма Грозный», частично принадлежащее благотворительному фонду Ахмата Кадырова, и сам фонд. Так, сейчас в Арбитражном суде Чечни рассматривается иск на 7,5 млн рублей от мэрии Грозного к «Белфарма Грозный». Уже несколько лет муниципалы пытаются взыскать в фармацевтической компании долги за аренду городской земли.
В 2016 году Региональный общественный фонд имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова, который возглавляет мать главы Чечни Рамзана Кадырова Аймани Кадырова, стал соучредителем УК «Белфарма Грозный». Компания управляет проектом по строительству в Грозном биофармацевтического кластера под названием «Магнус Грозный», который также на четверть принадлежит фонду. Стоимость проекта его учредители оценили в 17 млрд рублей, под строительство кластера мэрия Грозного выделила участок в 25 гектаров.
Земля была передана не в бесплатное пользование, однако арендаторы подумали иначе. В мае 2017 года чиновники попытались взыскать с «Белфарма Грозный» 1,5 млн рублей за уже прошедший срок аренды, иск подал Комитет по имущественным и земельным отношениям грозненской администрации. Уже в июне суд отказался рассматривать иск, указав, что досудебную претензию комитет направлял по старому адресу ответчика, а значит, нарушен порядок урегулирования спора.
Вторую попытку муниципалитет сделал в сентябре того же года, потребовав уже 3 млн рублей долга. В ноябре 2017 года дело прекратили по заявлению истца — должник пообещал выплатить долг, но обещание не сдержал. В декабре 2018 года мэрия Грозного обратилась в суд в третий раз. На тот момент сумма долга «Белфарма» по аренде участка достигла 7,5 млн рублей. Решения по иску пока нет.
Истец против воли
Похожая платежная история и у фонда Ахмата Кадырова. «В 2016 году комитет имущественных и земельных отношений мэрии Грозного пытался взыскать с фонда Ахмада Кадырова долг в 5,1 млн рублей и 11 млн рублей пеней за земельный участок. Как следует из документов суда, речь шла о 6,1 га в лучшем районе Грозного, которые фонд в 2005 году арендовал у властей на 49 лет для строительства Исламского центра», — пишет издание.
На территории Исламского центра фонд в 2009 году построил мечеть «Сердце Чечни» и с того времени никакой информации о платежах за земельный участок нет. В суде, куда единожды обратилась мэрия Грозного, ответчик заявил, что договор аренды был заключен в 2009 году, а расторгнут в 2011 году и срок давности по претензиям к нему истек. Суд согласился с ответчиком и в иске отказал. Представитель мэрии заявил, что ничего не знал о расторжении договора, но настаивать на своей правоте не стал. Решение суда тоже никто не оспорил.
Лишь несколько лет спустя администрации удалось взыскать с неплательщика 27 тысяч рублей при заявленных исковых требованиях на 785 тысяч рублей.
«Как развивались дальше арендные взаимоотношения между администрацией и фондом, «Открытым медиа» выяснить не удалось. Судя по данным Росреестра, единого участка под исламским центром больше не существует: в 2017 и 2018 году на учет были поставлены отдельные участки под религиозными сооружениями центра», — отмечается в статье.
Очевидно, чиновники и вовсе бы не стали ввязываться в эту безнадежную историю с взысканием долгов с фонда Кадырова, если бы их к этому не обязывало федеральное законодательство. Госструктуры обязаны подавать в суд на неплательщиков, иначе контрольные органы накажут чиновников за бездействие. А вот оспаривать решения суда обязанности нет и долги можно списывать по решению суда.
Скупые миллиардеры
При этом фонд далеко не бедствует, чтобы не иметь возможности платить по счетам. Например, организация дарила французскому актеру Жерару Депардье пятикомнатную квартиру в центре Грозного за 15 млн рублей, стилисту Сергею Звереву — часы за €100 тысяч, телеведущей Яне Рудковской — Porsche Cayenne, бойцу Александру Емельяненко — «Мерседес», а Майку Тайсону, участвовавшему в товарищеском спарринге с Рамзаном Кадыровым, — €2 млн. В августе 2018 года фонд впервые раскрыл финансовую отчетность, из которой выяснилось, что с активами в 2 млрд рублей он входит в число крупнейших российских благотворителей.