СКР намерен привлечь члена комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Дениса Вороненкова к уголовной ответственности за организацию хищения в 2010 году здания в центре Москвы. Ходатайство о лишении депутатской неприкосновенности члена КПРФ Вороненкова в Генпрокуратуру направил председатель СКР Александр Бастрыкин. "Из-за действий депутата мой клиент потерял и деньги, и свободу",— сказал "Ъ" адвокат одного из фигурантов этого дела, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве.
Вчера официальный представитель СКР Владимир Маркин сообщил, что следователи намерены привлечь депутата Госдумы от КПРФ Дениса Вороненкова в качестве обвиняемого по уголовному делу о мошенничестве в особо крупном размере и предъявить ему соответствующее обвинение по ч. 4 ст. 159 УК. Речь идет о двухэтажном здании общей площадью 1,5 тыс. кв. м, расположенного на Международной улице, 38 и принадлежавшего ООО "Тома". По словам господина Маркина, следствием получены данные о том, что организовал хищение и руководил исполнением преступления Денис Вороненков.
"Его (Вороненкова.— "Ъ") уже давно надо было привлечь к уголовной ответственности, да только процедура оказалось очень сложной",— заявил "Ъ" адвокат Вадим Лялин, представляющий интересы предпринимателя Виталия Качура, которому, по версии следствия, депутат решил продать похищенное здание. "Из-за действий депутата Виталий Качур потерял и деньги, и свободу",— подчеркнул адвокат Лялин.
Уголовное дело по факту рейдерского захвата здания на Международной улице было возбуждено ГСУ СКР по Москве в октябре 2011 года. Основанием для этого стало заявление учредителя ООО "Тома" Отари Кобахидзе. По его информации, из-за определенных семейных трудностей он был вынужден передать управление пекарней и магазином, расположенным в этом доме, гендиректору "Томы" Марине Владимирской. Однако по каким-то причинам отношения между господином Кобахидзе и Мариной Владимирской затем испортились, и она предложила их общему знакомому, полковнику МВД в отставке Вячеславу Полозкову, переоформить право собственности на недвижимость и продать ее по сходной цене.
Как говорится в материалах уголовного дела, Вячеслав Полозков, в свою очередь, предложил поучаствовать в продаже здания своим знакомым из ФСБ полковнику Андрею Мурзикову и подполковнику Сергею Шишакову. Затем в этой цепочке появился депутат Вороненков, которого знакомые ему чекисты попросили подыскать покупателя на здание.
Денис Вороненков предложил приобрести недвижимость, оцениваемую в $5 млн, за $2 млн предпринимателю Виталию Качуру, и тот согласился. В качестве аванса "на текущие расходы" господин Качур в апреле 2011 года передал депутату Вороненкову $100 тыс. А для придания сделке видимости законной был привлечен адвокат Виталий Чабан из бюро "Русюрконсалт". Последний договорился с руководителем одной из строительных компаний Москвы взять в банке кредит в размере 20 млн руб. якобы для приобретения недвижимости Отари Кобахидзе. При этом самому строителю деньги пообещали вернуть в день получения кредита, но только наличными, что вскоре и сделал Виталий Качур. Обналиченный же кредит риэлтора, по данным следствия, исходя из показаний обвиняемых, депутат Вороненков разделил между участниками аферы, оставив большую часть себе. Помимо этих средств, по словам адвоката Лялина, Виталий Качур лично отдал депутату Вороненкову еще $1,2 млн за окончательное оформление здания в свою собственность. "Из $2 млн законодатель вернул моему подзащитному лишь $100 тыс., а сколько он потерял в качестве упущенной выгоды, будучи под стражей, можно только догадываться",— отметил защитник.
Так или иначе, Отари Кобахидзе в ходе серии арбитражных процессов удалось вернуть свою недвижимость. "Когда я узнал, что за похищением моей собственности стоит коммунист, а за ним целая банда, я был просто поражен",— заявил "Ъ" потерпевший Кобахидзе. По его словам, он понял, что придется потягаться с "большими силами". "Я рад, что следствие довело расследование до своего логического завершения, а те немалые деньги, что я затратил на юристов, обязательно потребую с подсудимых",— подчеркнул он.
В 2013-2015 годах по этому делу к условным срокам были приговорены признавшие свою вину Андрей Мурзиков, Сергей Шишаков, Марина Владимирская, а также еще трое второстепенных участников преступной группы. Все они в рамках досудебных соглашений о сотрудничестве, как и Виталий Чабан и Виталий Качур, обвинения по делам которых еще предстоит утвердить прокуратуре, назвали организатором мошенничества депутата Вороненкова. Сейчас в суде рассматривается дело Вячеслава Полозкова, не признающего вину.
В свою очередь, вице-спикер Госдумы от КПРФ Иван Мельников посчитал "очень странным" и "некрасивым" то, что СКР хочет возбудить дело в отношении депутата Вороненкова после свадьбы, которую тот 27 марта сыграл с депутатом от "Единой России" Марией Максаковой. Та, в свою очередь, считает дело "сфабрикованным" и не имеющим судебной перспективы.