Имя Петра Колбина из поселка Ясный в Архангельской области впервые появилось в рейтинге Forbes в 2011 году — 187 строчка с состоянием в полмиллиарда долларов, а дальше его дела шли только в гору. Колбин оказался третьим акционером крупнейшей энергетической группы Gunvor, коллегой Геннадия Тимченко.
А еще Колбины много лет дружили с Путиными: каждое лето семьи вместе с детьми — маленькими Володей и Петей — отдыхали вместе. Кто он, загадочный друг из детства президента, — смотрите в репортаже Дождя.
В декабре 2000 года пенсионер Виктор Колбин получил письмо. Владимир Путин
, только полгода назад вступивший в должность президента России, благодарил провинциального пенсионера за память своих родителях: «Уважаемый Виктор Иванович! Рад был получить от вас весточку. Спасибо за теплые слова, за добрую память. Мне особенно приятно, что вы помните о приближающемся юбилее моего отца».
Когда письмо напечатали в местной газете, история знакомства президента с Виктором Колбиным вышла за пределы узкого круга его соседей по Ясному. От Архангельска до поселка 250 километров, это почти 6 часов на машине по бездорожью. Официально в Ясном живут 1500 человек, на самом деле ― вдвое меньше. Здесь даже через 16 лет хорошо помнят о письме Путина пенсионеру. Но только сейчас выяснилось ― этому письму предшествовала многолетняя дружба.
Татьяна Сурина, подруга Виктора Колбина: «Я помню тот день, когда были выборы, и он мне позвонил: „Таня, ты знаешь, кто у нас президентом будет?“. Я говорю: „Уже знаю“. „Так это Вовка Путин, которого я на коленях держал, которого я немецкому учил!“».
Татьяна Сурина охотно вспоминает о соседе и, кажется, до сих пор не знает — скромный пенсионер, ютившийся в далеком поселке, был отцом одного из влиятельнейших людей страны. Весной 2011 года в рейтинге богатейших россиян журнала Forbes впервые появилось имя Петра Колбина. Частный инвестор стартовал со 187 строчки с состоянием в полмиллиарда долларов. Ни фото, ни биографии.
В 2016 году Колбин уже на 149 месте. Но известно про бизнесмена по-прежнему немного. Чтобы подтвердить версию о родстве архангельского пенсионера с героем рейтинга Forbes, нам потребуется преодолеть еще сотни километров.
Валентина Егорова, соседка Виктора Колбина, вспоминает — все началось в 1954 году. Молодой директор именицкой сельской школы Виктор Колбин знакомится с семьей Путиных, они снимают комнату в доме колбинской тетки. Главы семей — оба фронтовики, оба были ранены под Ленинградом. Владимир Спиридонович Путин и Виктор Иванович Колбин быстро нашли общий язык. Маленькому Вове тогда было 2 года. Валентина рассказала, что Виктор Иванович всегда очень гордился тем, что знал Владимира Путина: «Он даже когда-то обращался к нему с каким-то вопросом. Говорит, ответил он мне. Вспомнил. Наверное, помог».
Две дороги, несколько десятков домов, трактор в поле и унылые стога вокруг. Сейчас в Именицах школы нет — только в соседней Большой Пустомерже, но это всего полчаса ходьбы. А тогда в Пустомержу ходили в клуб, на танцы. В середине дня, на сонном перекрестке у магазина — только старый боксер дядя Коля. Ему как раз нужно в магазин, а до пенсии еще далеко. Так что сегодня дядя Коля словоохотлив:
― А правда, что здесь у Путина дача была?
― Я тебе покажу, если не веришь. Я с ним водку вместе пил.
― С Путиным?
― Да. Вот здесь Виктор Иваныч Колбин жил.
― Колбин?
― Да. Знаешь его?
― Ветеран, да?
― Ветеран. Он был директором школы 20 лет назад. Я не вру. Кто врет, тот мрет, правильно я говорю? Одна просьба будет у меня ― 94 рубля. Выручишь меня?
Жители Пустомержи ощущают себя чуть ли не земляками президента. «Мы находимся в пустомержской библиотеке, где мы всегда людям, которые заходят к нам, говорим, что у нас в Пустомерже жил наш президент Владимир Путин
», ― говорит заведующая деревенской библиотекой Елена Трыбуш. Есть даже нечто вроде летописи пребывания юного Путина в Пустомерже. Все популярные истории еще к середине первого срока собрали в местной газете.
В газете «Время» в 2002 году вышла статья, которая называлась «Владимир Путин
, отведав пустомержской каши, стал президентом». «Там упоминается, что он был очень общительным, ходил на эти местные танцы, даже были какие-то стычки там с местной молодежью, это всегда, знаете, взаимоотношения своих и приезжих. Но все его вспоминают очень хорошо», ― рассказала Елена.
А это ― фрагмент статьи из газеты «Правда Севера» от 17 января 2002 года: «Однажды с Петькой, моим сыном, пошли на танцы в соседнюю деревню. К Петьке там подлез один. Сын у меня не из слабых ― шлепнул по загривку. За местного заступились хозяева танцев и начали Петьку дубасить. Володя скомандовал: „Петька, в угол” и один пятерых обработал. Он тогда уже занимался борьбой».
Не все местные помнят ту давнюю драку. В здании сельского клуба, где проходили танцы, коротают деревенские вечера шахматисты. Советуют поговорить с директором школы ― пожилая женщина должна помнить те годы. Но разговор не получается с самого начала.
У Колбина-старшего ― четверо сыновей, в том числе Петр от первого брака. Петя и Володя виделись каждое лето до 1963 года, когда Виктор с семьей уехал в Германию. Там он четыре года был директором школы для детей советских военных в Бранденбурге. Когда Путин и Колбин встретились здесь снова, одному было уже 15, другому 16.
В семидесятых Путины покупают небольшой дом в Пустомерже. «В нашем поселке Домик Путина ― это наша такая одна из местных достопримечательностей. Он находится на въезде в поселок и все, кто проезжает, видят его», ― пояснила нам Елена Трыбуш.
Отыскать бывшую дачу Путиных просто. Единственный дом у дороги, покрашенный не то в розовый, не то в фиолетовый. Соседка Софья Васильевна говорит, что сейчас здесь живут новые дачники. Приезжают, как и прежние жильцы, только на лето.
Семья Колбина так сблизилась с семьей Путина, что они стали видеться не только как соседи по даче. В интервью «Правде Севера» Виктор Иванович рассказывал, что часто гостил у них в Ленинграде, в коммуналке на Басковом переулке: «Комнатка ― 18 метров, посередине стол, у стенки ― шкаф, кровать, напротив ― кушетка. А когда я приезжал, для меня ставили раскладушку. Когда приезжал с женой, нам стелили на полу».
В 1971 году Колбин-старший развелся с первой женой и уехал в Архангельскую область. Жизнь фронтовика складывалась непросто. В школе райцентра Пинега Виктор Иванович проработал всего год, а потом коллега назвала вернувшегося из ГДР Колбина немецким шпионом. Виктора Ивановича перевели в глушь. Много лет бывший учитель прожил в крохотном поселке Ясный. Впрочем, присутствия духа Колбин не терял ― даже в 90 лет мог вогнать в краску соседку по огороду. Соседка Колбина Галина Пентюшенкова вспоминает: «Даже такие у него шуточки были: „Ох и попа, как орех, так и просится на грех“».
В 2000 году Владимир Путин
, тот самый Вовка, сын старого друга Колбина, стал президентом России. Семидесятивосьмилетний Виктор Иванович решил написать ему письмо, рассказать о проблемах поселка ― закрывались школы, больницы. А чтобы президент точно прочитал, начал с упоминания о родителях Путина. По словам Галины Пентюшенковой, письмо Виктор Иванович написал «именно на социальные вопросы. По сельским местностям стали закрывать медпункты, больницы. Здесь же была шикарная больница. Ее закрыли. И написал: „Очень хотелось бы съездить на могилу к твоему отцу“». Соседка Колбина пояснила, что на решение этих проблем письмо не повлияло ― закрытую больницу не восстановили.
Впрочем, ответ из Кремля не сыграл большой роли в жизни пенсионера. Свой последний, девяносто второй день рождения он встречал все в том же скромном доме. Маленький огород, старая мебель, давно требующая ремонта комната. Вскоре после смерти старика дети от второго брака продали его половину дома. Слишком дорого содержать жилплощадь в Ясном ― только за отопление выходит около семи тысяч в месяц.
Но есть человек, для которого избрание Путина президентом сыграло куда большую роль. Этот человек ― Петр Колбин, сын Виктора Ивановича. Тот самый Петька, которого Путин когда-то спасал на деревенской дискотеке. Казалось бы, человек с таким состоянием хоть раз должен попасть на первые полосы газет или в обзоры богатых женихов. Российский же мультимиллионер настолько засекречен, что его фото Дождю удалось найти только сейчас.
Еще в 2001 году, разговаривая с корреспондентом «Правды Севера», Колбин-старший сказал, что его сын Петр поддерживает отношения с Путиным, а, возможно, и работает у него: «Петр, по-моему, не знаю точно, но говорят, в команде Путина где-то там. Смолоду они были друзья».
Впрочем, Виктор Иванович не особо охотно распространялся, чем именно занимается его сын. Не знают этого и подруга Колбина Татьяна Кондратенко, и соседка Галина Пентюшенкова: «У Петра него какой-то бизнес в Санкт-Петербурге. Виктор Иванович всегда говорил, что он очень состоятельный мужчина. И он говорил, если мне нужны деньги, Петр всегда мне даст их».
Петр Колбин действительно занимается бизнесом ― и большим. В 2001 году, вскоре после письма Колбина-старшего Путину, информация о Петре появляется в базе данных юридических лиц. Регистрацию проходит фирма «Разноэкспорт». Ее «дочка» поставляет оборудование для «Газпрома». Другой бизнес Петра Колбина, компания «Сургутэкс», продает на экспорт нефть «Сургутнефтегаза».
А в 2005 году Колбин становится акционером Gunvor, компании, буквально за несколько лет превратившейся в одного из крупнейших мировых нефтетрейдеров. Основные объемы Gunvor обеспечили российские игроки вроде «Роснефти». Но долгое время информация об участии Колбина в Gunvor остается тайной. В 2009 году «Новая газета» проводит журналистское расследование, за что адвокаты двух других акционеров Gunvor, Геннадия Тимченко и Торбьорна Торнквиста, угрожают журналистам судом. Хотя позже подтверждают: Петр Колбин был совладельцем нефтетрейдера.
Наконец, Петр Колбин некоторое время владел акциями компании «Ямал СПГ». Сейчас это известный проект, в Заполярье строится второй в России завод по сжижению газа. Совместно с Геннадием Тимченко Колбин учредил некоммерческое партнерство «Развитие рынка эффективных инвестиций». Один из проектов ― благоустройство набережной реки Ладоги в городе Лахденпохье в Карелии. Как говорят местные жители, помимо общественной набережной в городе появится элитный гостиничный комплекс и даже яхт-клуб.
Одним из первых шагов нового президента России Владимира Путина стала смена руководства «Газпрома». Место Рема Вяхирева занял Алексей Миллер, когда-то работавший под началом Путина в мэрии Санкт-Петербурга. Вслед за новыми менеджерами у газового гиганта появились и новые поставщики. Например, компания «Ямал-Инвест» ― Петр Колбин косвенно контролировал там более 20%.
В 2008 году компания «Ямал-Инвест» попала в поле зрение правоохранителей. Ее подозревали в создании незаконных схем и уходе от налогов. Здесь, в доме 29 по проспекту Вернадского, якобы хранились подложные документы и велась черная бухгалтерия. Осенью 2008 года сюда нагрянули оперативники. Сергей Соколов, в 2008 году проводивший расследование внутри компании «Ямал-Инвест», утверждает: «Компания „Ямал-Инвест” делала поставки „Газпрому”. Поставляли лопатки для турбин, какие-то вентиля, какие-то прокладки. Огромные, огромные контракты».
Руслан Мильченко, который в то время служил старшим оперуполномоченным по особо важным делам отдела по налоговым преступлениям УВД Западного административного округа, рассказал Дождю:
«Данная фирма покупала через торговый дом, аффилированный с ней, который, в свою очередь, покупал за облигации Сбербанка у другого торгового дома, а тот, в свою очередь, брал этот товар на заводе. Проходя этот путь, себестоимость возрастала, хотя на самом деле ничего такого не происходило. То есть увеличивалась себестоимость. И комплектующие поставлялись вообще, по-моему, напрямую с завода в „Газпром”. Фактически сидели и лепили документы».
Но проверка даже не привела к возбуждению уголовного дела. Причем бессильна оказалась не только территориальная полиция, но и могущественный ДЭБ МВД. «Наша проверка несколько раз приостанавливалась, выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Хотя там сумма уклонения была порядка миллиарда почти. Начало ей заниматься Главное управление по борьбе с экономической преступностью, на тот момент Департамент экономической безопасности МВД. И на каком-то этапе, когда они уже докопались до истины, вышли на более высокий уровень распределения этих похищенных средств, им тоже ударили по рукам и эту проблему закрыли», ― говорит Руслан Мильченко.
Компания «Ямал-Инвест» перестала работать с «Газпромом» в 2009 году. Но не из-за проверки, а потому что в структурах газовой монополии вновь сменился менеджмент. Впрочем, едва ли Петра Колбина это сильно волновало. Бизнесмен зарабатывал фантастические деньги в других компаниях ― «Сургутэксе» и Gunvor, а на исходе нулевых провернул сделку, которой можно только позавидовать, заработав за полтора года более 450 миллионов долларов. Началось с того, что бизнесмен приобрел у Газпромбанка 25% акций компании «Ямал СПГ» за 90 миллионов долларов. Аналитики только подивились такой низкой цене. «Если, например, оценивать по запасам... Известно, что запасы „Ямала СПГ“ ― 926 миллиардов кубометров газа. У «Газпрома» капитализация ― 49 миллиардов, а запасы ― 36 триллионов кубометров. В общем, получается, что четверть „Ямала СПГ” должна стоить порядка 300 миллионов долларов», ― поясняет Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets.
Эту странную сделку одобрили даже на правительственной комиссии во главе с премьер-министром Владимиром Путиным в декабре 2009 года. А вскоре Петр Колбин продал пакет. Уже по рыночной цене, за 526 миллионов долларов. Именно тогда он впервые угодил в список миллиардеров Forbes.
Биография Петра в промежутке между деревенской дракой в шестидесятых и бизнесом в нулевых туманна. По словам Виктора Хмарина, еще одного знакомого путинской молодости, до перестройки Колбин работал в Ленинграде мясником. Два других собеседника Дождя рассказали, что Колбин ― профессиональный стрелок, умеет даже с двух рук, по-македонски.
Сергей Соколов, начальник службы безопасности «Ямал-Инвеста»: «Мне и Витя про него рассказывал, что он классно стреляет. А у меня в прошлом тоже был такой фрагмент жизни. Я брал в руки пистолет, и не только пистолет. Поэтому мне было действительно интересно. Даже по-македонски умеет стрелять, это очень сложно».
Петр Колбин действительно хорошо известен среди стрелков, например, его знают в Балтийском стрелковом клубе в Санкт-Петербурге. А вот среди нефтетрейдеров, как ни странно, эта фамилия мало кому о чем-либо говорит. Роман Шлейнов, обозреватель «Новой газеты», в прошлом корреспондент газеты «Ведомости», рассказывает: «О нем было мало что известно, о нем не знал практически никто и ничего. Просто человек не был заметен в бизнес-сообществе, сколько бы вопросов мы не задавали, никто даже фамилии такой вспомнить не мог. Сам он не производит впечатления человека, который ведет образ жизни, свойственный миллиардерам. Он достаточно скромен, он никогда не выходит на публику. Да, мы знаем других непубличных миллиардеров, но атрибуты их жизни все же говорят об их состоянии. Здесь же мы не видим этого».
Лучше всего Колбина описывают его друзья, с которыми удалось пообщаться «Ведомостям»: «Они говорят о том, что он, конечно, не предприниматель в классическом понимании. По их мнению, он скорее человек, которому очень сильно доверяют. Доверяют подписывать документы в том числе. Но он не принимает ключевых решений. Вот как его описывали. Говорили вплоть до того, что он постоянно должен быть на телефоне, потому что очень часто старшие товарищи могут дозвониться за каким-то делом».
Кто же эти старшие товарищи? До сих пор считалось, что Колбина в бизнес привел Геннадий Тимченко ― бывший совладелец Gunvor, один из богатейших людей России, знакомый с Путиным с девяностых. В единственном в своей жизни интервью ― Колбин дал его газете «Ведомости» в 2012 году ― бизнесмен говорил журналистам, что Тимченко ― его друг детства, познакомились они, когда отца Колбина перевели служить в ГДР. А вот что говорил о третьем совладельце Gunvor сам Тимченко: «Это был мой давний товарищ, со времен детства, который на некоторое время выступил финансовым инвестором, получив за это небольшой пакет акций. Он никак не связан с властью или крупным бизнесом».
Получается, Колбин сказал журналистам не совсем правду: его отец никогда не был офицером, хотя и некоторое время жил в ГДР. Мы не знаем точно, был ли он другом детства Тимченко. Зато теперь мы точно знаем, как зовут другого друга детства Петра.
Отдельного внимания заслуживают показания бизнесмена Юрия Никитина, данные им несколько лет назад в лондонском суде. Он говорит, что в начале нулевых Тимченко расстался с прежними партнерами по бизнесу и не позвал их в новые проекты. Тимченко больше не нуждался в них, в том числе потому, что был уверен в своих хороших отношениях с президентом Путиным, подчеркивал Никитин. Примерно тогда возле олигарха и возник Петр Колбин.
«Я общался с Тимченко с 1992 года довольно близко, мы пересекались по рабочим вопросам чуть ли не каждый день. Никакого Колбина в его окружении не было», ― рассказал Дождю источник, связанный с одним из бизнес-проектов Тимченко. Он добавляет, что впервые услышал фамилию Колбин лишь в 2000 году ― как знакомого Тимченко, но не более того. Если это такой большой друг детства, то почему Колбина не было на 50-летии бизнесмена, которое Тимченко с большим размахом отмечал в Санкт-Петербурге 9 ноября 2002 года?
Нестандартный для нынешних времен миллионер. Никакой публичности. Прописан до последнего времени в маленьком городке Ивангород на границе с Эстонией, отец ― в глухой деревне на Севере, а братья ― люди простых профессий, кто моряк, кто таможенник.
Роман Шлейнов, обозреватель «Новой газеты», в прошлом корреспондент газеты «Ведомости»: Возвращаясь к Петру Колбину… Тоже возникает вопрос, для кого этот человек, не производящий впечатление бизнесмена, в чьих интересах он мог держать эти 10%? У меня тоже возникал вопрос, а не держит ли он эти 10% в интересах Владимира Владимировича Путина?
Американские власти, вводя санкции против окружения Путина в 2015 году, включили в список и Петра Колбина. В заявлении американского Минфина сказано буквально следующее: «Путин инвестировал в Gunvor и может иметь доступ к средствам компании».
Действительно ли связь Путина с этим человеком до сих пор тесна, мы не знаем. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал нам, что ему такая фамилия среди знакомых президента неизвестна. Спросили мы про дружбу с Колбиным и у Тимченко, на что официальный представитель бизнесмена посоветовал адресовать вопросы самому Колбину.
Единственный дополнительный штрих к портрету таинственного бизнесмена из списка Forbes можно найти в доме номер 18 на Старом Арбате. В этом элитном доме бизнесмену принадлежали две квартиры и два стояночных места для машин. Правда, в конце 2015 года Колбин, как сказано в выписке из Росреестра, продал квартиры и парковку Анне Яковлевне Зацепилиной. Тогда же дорогую квартиру на Мытнинской набережной в Петербурге продал все той же женщине и Геннадий Тимченко. А еще раньше женщине с таким именем перешла подмосковная недвижимость Григория Баевского, делового партнера Аркадия Ротенберга.
Колбина, Тимченко и Ротенберга объединяет дружба с Владимиром Путиным, а что их объединяет с Анной Зацепилиной? Открытых данных про нее немногим больше, чем про Петра Колбина. В прессе женщина с таким именем упоминалось считанное количество раз. Например, в 2013 году Первый канал называл Зацепилину бабушкой гимнастки Алины Кабаевой.
Ни по одному из известных редакции телефонов Петр Колбин не ответил.