Клан Минниханова доел банковский сектор Татарстана

Источник
В Татарстане ушел «в минус» очередной банк, связанный с Татфондбанком и правительством республики - Татагропромбанк.
Руководитель республики Татарстан Рустам Минниханов достиг вершины своей карьеры - умудрился развалить всю банковскую систему региона. Накануне стало известно, что Центробанк отозвал лицензию у «Татарстанского аграрно-промышленного банка» (Татагропромбанк). Регулятор неоднократно применял к банку санкции, но в итоге банк все равно полностью утратил собственный капитал.

По данным ЦБ, Татагропромбанк регулярно финансировал кредитные организации, входящие в «неформальную банковскую группу, возглавляемую ПАО «Татфондбанк»».

«Вследствие доформирования резервов по обязательствам ПАО «Татфондбанк» и ПАО «Интехбанк» в связи с отзывом у них лицензий на осуществление банковских операций капитал банка приобрел отрицательное значение порядка 0,6 млрд рублей», - говорится в сообщении Центробанка. То есть Татагропромбанк сумел «влить» в правительственные Татфондбанк и Интехбанк столько денег, что в капитале осталась не просто «дыра», а сам капитал банка оказался в минусе на 600 млн рублей!

Законодательство в сфере противодействия отмыванию доходов в Татагропромбанке не соблюдалось по той простой причине, что именно этим финансовая организация, скорее всего, и промышляла.

«Тесная связь и зависимость операционной деятельности банка от ПАО «Татфондбанк» и его конечного бенефициара также явились причиной ухудшения финансового состояния ООО «Татагропромбанк», - подтвердила зампред ЦБ Ольга Полякова.

Самое интересное, что в связи с Татагропромбанком всплывает все та же фигура бывшего президента Татфондбанка Роберта Мусина, ныне благополучно ожидающего в СИЗО суда за миллиардные хищения.

Для кого старался Мусин?

В тот же день, 15 декабря, когда Мусин был отстранен от должности президента ТФБ, стало известно, что этот делец вышел из состава акционеров Татагропромбанка. Господин Мусин был собственником 36,34% акций Татагропромбанка через компанию «Новая нефтехимия». Доля компании в банке сократилась до 9,9%, но их собственников через «Нефтеимию» стал уже Рамиль Сафин.

Отметим, что «Новая нефтехимия» является крупнейшим акционером Татфондбанка (доля в 20,2%). Собственно, именно через «Новую нефтехимию» Мусин и «высасывал» деньги из банковского сектора Татарстана. Эта компания является акционером не только рухнувших Татфондбанка и Татагропромбанка, но и владеет 100% капитала «Тимер Банка»! Вчера стало известно, что в республиканской прокуратуре уже лежит более двух десятков заявлений от вкладчиков «Тимер Банка». финансовая организация так и не вернула заявителем из вклады.

«В прокуратуру Республики Татарстан поступило 21 обращение вкладчиков Тимер Банка. Изучение обращений показало, что все они касаются невозврата вкладов и не связаны с ситуацией, когда Татфондбанк выступал санатором Тимер Банка», - рассказали в прокуратуре. На санацию мусинский банк был отправлен 20 февраля. Вот только с выводами про отсутствие связи прокуратура, возможно, поторопилась. Ведь банк Мусина фактически попал на санацию Татфондбанку, который в то время был подчинен… все тому же Роберту Мусину.

Агентство по страхованию вклада взяло на себя оздоровление «Тимер Банка» только 20 февраля. Хотя по-хорошему, если из финансовой организации Мусина выведены еще не все активы, их стоит направить в качестве компенсации того, что успел, как считает следствие, наворовать Мусин. Кстати, в результате санации, которую под руководством Мусина закатил Татфондбанк, пострадала еще одна финансовая организация - банк «Советский». Вместо оздоровления санатор забрал из «Советского» 15 млрд рублей под видом получения кредита. Мнения акционеров санируемого банка, как выяснилось позднее, не спрашивали: Татфондбанк просто воспользовался своим доминирующим положением.

Акционеров не спрашивали в буквальном смысле этого слова - голосования незаинтересованных акционеров, обязательного в случае выдачи межбанковского кредита, не проводилось. Такое собрание провели уже позднее, когда Татфондбанк продал долю в «Советском» связанной с сыном соратника Мусина и акционера ТФБ Ильдуза Мингазетдинова компании. Эта контора и обеспечила на голосовании необходимый Мусину перевес. Вот только суд проведение собрания акционеров «задним числом» не удовлетворился и потребовал от Татфондбанка вернуть кредит. Сейчас ТФБ пытается оспорить данное решение.

А сидящий в СИЗО Мусин сегодня, 6 апреля, стал фигурантом нового уголовного дела. Напомним, первое дело в отношении банкира было возбуждено в марте этого года. Как считает следствие, летом прошлого года Татфондбанк, которым тогда руководил Мусин, предоставил ЦБ фиктивные сведения о якобы имеющихся высоколиквидных активов. Банк под эти гарантии получил кредит на 3 млрд рублей, но деньги были переведены на счета подконтрольных Мусину организаций и похищены. Второе уголовное дело связано с незаконным выводом 847 млн рублей.

«По версии следствия, Мусин и неустановленные должностные лица ПАО «Татфондбанк», осведомленные о неплатежеспособности банка и возможности отзыва лицензии ЦБ России, в декабре 2016 года незаконно вывели залоговое имущество ООО «Урман» по четырем кредитным договорам с ПАО «Татфондбанк» на сумму более 847 млн рублей», - говорится на сайте СУ СКР.

Эксперты уверены, что следственной группе придется исписать еще тонны бумаги, раскрывая подробности махинаций в Татфондбанке и других связанных с ним структурах. Ведь «дыра» в капитале банка превышает 100 млрд рублей. Куда-то же эти деньги исчезли? Вернее, в чьи-то карманы. Но, скорее всего, нести ответственность Роберт Мусин будет не в одиночестве, а в компании главы Республика Татарстан Рустама Минниханова, экс-премьера Ильдара Халикова и отдельных членом регионального правительства.

Минниханов «присядет»

Татарстанский кабмин является владельцем почти 50% акций Татфондбанка, и 10% акций - Интехбанка. Жители региона доверяли этим банкам в первую очередь, потому, что финансовые организации эти - правительственные. А в итоге получились «дыры» на 100 млрд рублей в первом банке, и на 14 млрд рублей - во втором. У акционеров есть доступ к финансовой отчетности банка, ведь владелец не только имеет право, но и обязан быть в курсе дел своих активов. Тем более, если актив - государственный, то есть принадлежит населению.

Кто как не акционер должен нести ответственность за фактически кражу средств вкладчиков? И кто как не глава республики должен по крайней мере, ответить своей карьерой за творящееся в регионе? Если Минниханова просто отправят в отставку, можно считать, «царек» еще легко отделается. Возможно, в какой-то альтернативной реальности глава республики и мог быть не в курсе, что из правительственных банком в течение нескольких лет выводили десятки миллиардов рублей. Но не знать этого Рустам Минниханов не мог. А если знал и молчал, значит, скорее всего, был не просто наблюдателем, а активным участником этой «кормушки».

Хуже Шаймиева

После крушения Татфондбанка и Интехбанка, увольнения регионального премьера Ильдара Халикова, ареста главного претендента на звание «вор года» Роберта Мусина, казалось бы, куда еще хуже? Оказалось, что может быть и хуже. Минниханов сумел сохранить все лучшие традиции правления, оставшиеся еще со времен прошлого «хана» Татарстана Минтимера Шаймиева. Это клановость, сосредоточение финансовых потоков в одних руках, коррупция.

Но Минниханов переплюнул предшественника, умудрившись «выжать» банковскую сферу Татарстана настолько, что она просто скончалась. Поговаривают, что Минниханов не только сам мог «кормиться» за счет банковских афер, но и оставил «кормушку» для Шаймиева, который после отставки продолжает фактически контролировать республику. Косвенно это подтверждает тот факт, что до 2010 года (то есть года выхода в отставку Шаймиева) Татагропромбанком владел Резервный фонд президента Татарстан. После чего фонд вышел из состава акционеров, влившись в Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Минтимера Шаймиева.

Внучка бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева оказалась совладелицей почти 2% непубличного бизнес-монстра - компании «ТАИФ». Эта контора сегодня контролирует 96% химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей сегментов республики. Кроме того, еще в 2015 году почти 12% акций «Таифа» владел сын Минтимера Шаймиева Радик. Кстати, в свое время «ТАИФ» был акционером Татфондбанка. Компания владела долей в финансовой организации через фирму «Телеком-менеджмент». Правда, еще в 2015 году у «Таифа» было менее одного процента акций ТФБ. Но само участие компании Шаймиевых в Татфондбанке достаточно показательно и наводит на мысль, что преемник Шаймиева Минниханов после своего «воцарения» возможности «подкормиться» экс-президента республики не лишил.

Но какой был вал претензий и обвинений не «висел» на Шаймиеве, Минниханов предшественника «переплюнул». Нынешний президента Татарстана, похоже, совсем зарвался. Последствия не заставили ждать - аппетиты Минниханова обескровили банковский сектор республики.
Персоны Компании
Татнефть против Игоря Коломойского
«Татнефть» судится с Украиной за воровство местного олигарха.
Ильдар Халиков: «Если бы не ситуация с Татфондбанком, ушел бы еще до Нового года»
Глава правительства Татарстана объяснил «БИЗНЕС Online», почему добровольно покинул пост.
Банк с госучастием тоже может рухнуть
В деле Татфондбанка было все: от вывода активов до обмана вкладчиков. Власти Татарстана повлиять на ситуацию не смогли
Минниханов останется под «обломками» Татфондбанка
Обманутые вкладчики Татфондбанка попросили Владимира Путина уволить Рустама Минниханова. Отставкой руководителя Нацбанка глава республики не отделается.
Глава Нацбанка Татарстана уволен за банковский кризис
Из-за банковского кризиса в Татарстане уволен со своего поста глава Нацбанка республики. Эксперты считают: это увольнение стало возможно из-за того, что кризис в целом ослабил позиции местной власти.
Ольга Ануфриева взяла на себя грехи православного банка "Пересвет"
Секрет непотопляемости банка РПЦ "Пересвет" оказался в банальной подделке его финансовой отчетности и близких связях с ЦБ РФ.
Жизнь после краха: что творится с осколками империи Мусина?
В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказалась отчетность «Новой нефтехимии» — «кубышки» банкира с активами на 18 млрд., к сожалению, дутыми.
ЦБ в деле
Что стоит за арестом главы Татфондбанка Роберта Мусина.
В карманном банке Минниханова новые аресты
«Роял» в кустах: в Казани задержаны «гарант стабильности» Татфондбанка и хранитель «Новой нефтехимии».
Клерки в клетке: за что взяли новую партию менеджеров, близких к Мусину?
В деле ТФБ появилась компания «Роял Тайм Групп», «проигравшая» кредиты в неудачном проекте «Азов-Сити».
Обзор 6 - 10 марта: нашпионили тут, понимаешь
Новая порция утечек из ЦРУ, опубликованная WikiLeaks, рассказывает, как ведомство следит за всем миром.
Последний островок империи Мусина
О чем расскажет арестованный зампред Татфондбанка Сергей Мещанов.
Банк "Пересвет" следующий на отзыв лицензии
Отзыв лицензии у "Татфондбанка" – это недвусмысленный звонок для кредиторов банка "Пересвет" поторопиться с решением о его спасении. Иначе ситуация повторится.
"Татфондбанк", наконец, умер. Следующий "Ак барс"?
ЦБ нашел в себе смелость сделать то, что должен был сделать уже давно – отозвал лицензию у "Татфондбанка". За этот смелый, может быть, даже мужественный шаг, можно только аплодировать главе ЦБ РФ Эльвире Набиуллиной.
Власти Татарстана не приняли ультиматум
Республика и компании не заплатят клиентам Татфондбанка.
Роберт Мусин: «Хочу твердо сказать одно: банк не был разворован!»
Эксклюзивное интервью «БИЗНЕС Online»: владелец группы ТФБ считает, что после отзыва лицензии юрлица смогут вернуть 30 - 40% денег.
Вкладчики "Татфондбанка" останутся без денег
Глава Татарстана Рустам Минниханов заявил, что вкладчики лишенного лицензии "Татфондбанка", скорее всего, не получат своих денег.
Центробанк решил судьбу рухнувших Татфондбанка и Интехбанка
Татарстан не нашел денег, чтобы их поддерживать, а качество активов не позволяло их санировать за счет средств регулятора.