Массовая проверка сливочного масла, проведенная Роскачеством, закончилась скандалом: экспертиза показала, что более половины торговых марок просто некачественные, а некоторые даже опасны для здоровья. Основные нарушения: не соответствие продукта санитарным нормам и иным обязательным требованиям, фальсификат и несоблюдение технологии производства. В некоторых образцах обнаружены даже потенциально опасные бактерии, в том числе кишечная палочка.
Всего были исследованы 64 образца сливочного масла всех основных производителей и самых популярных торговых марок, большинство из которых входят в Национальный союз производителей молока (Союзмолоко). В их число попали такие бренды, как, например, «Простоквашино» (АО «Данон Россия»), «Домик в деревне» (ОАО «ВБД», который принадлежит компании PepsiCo и другие. Специалисты проверяли продукцию на наличие потенциально опасных бактерий и микробов, а также на содержание дрожжей, плесени и растительных жиров. Откровенная фальсификация по составу продуктов обнаружена в 10 процентах масла.
По результатам исследования в масле шести торговых марок эксперты выявили фальсификацию по составу. Это продукты под торговыми марками: «Вологодские луга» (ООО «Павелецкий молочный завод»), «ЛАВ», (ООО «ЛАВпродукт», Московская область), «Молочная ферма» (ООО «Навиком»), «Молочный стиль» (ООО «ТД «МайМол» Москва), «Ржевушка» (ООО «Дельтори»), «Русское молоко» (ОАО «Оршанский молочный комбинат»). Кстати, в масле «Русское молоко» найдена еще и кишечная палочка. Кишечную палочку нашли также в масле «Балтком», «Доярушка», «Из Вологды», «Невские сыры», «Просто», «Радость вкуса», «Сметанин», «Тысяча Озер», «Фермерское», «Danke Anke», «Malkom», «ShannonGold» и «Избенка».
Примечательно, что одним из первых бросился оправдываться владелец сети «Избенка» и одноименной торговой марки Андрей Кривенко. Эта торговая сеть, как и ее клон под брендом «ВкусВилл», позиционирует себя как сеть по продажам натуральных фермерских продуктов, но в последнее время потребители все чаще стали жаловаться на продукты из «Избенки», причем, основная масса претензий — на некачественную молочную продукцию. В ответ на результаты проверки Кривенко сообщил, что обнаружение кишечной палочки якобы связано с неправильным способом взятия образца. «Иногда проверяют просроченную продукцию», — добавил Кривенко. Неловкая попытка владельца «Избенки» оправдаться уже не спасет репутацию этой торговой сети. Тем более, что слова Кривенко вызвали недоверие у аналитиков рынка, которые знают, что в Роскачестве работают весьма квалифицированные и честные специалисты.
Естественно, за «своих» вступился и председатель правления Союзмолока Андрей Даниленко. Ведь большинство фальсификаторов и недобросовестных производителей входит в эту ассоциацию, и ее руководство уже в который раз пытается прикрыть недобросовестных производителей. Однако на этот раз Даниленко был достаточно осторожен в своих оценках, прекрасно понимая, что лабораторные исследования, показавшие наличие в сливочном масле болезнетворных бактерий, одними заклинаниями не опровергнешь.
Результаты своего исследования Роскачество направило в Роспотребнадзор для принятия соответствующих мер. Кстати, фальсифицировать продукты питания в России, в частности, молоко, начали уже давно. Как только страна переживала трудности, тут же производители еды начинали ее подделывать. Например, в 1914-1916 годах, во время Первой мировой войны, в Российской империи массово фальсифицировали основные продукты питания: хлеб, мясо, молоко и молочные продукты. В поддельной «молочке» тогда вместо пальмового масла использовали кокосовое, пишет историк Елена Твердюкова в статье «Колбаса — дело доверия»: фальсификация пищевых продуктов в годы Первой мировой войны» (журнал «Новейшая история России», №1, 2015).
Подделывали тогда, конечно, и сливочное масло. Вот как это описала Твердюкова: «Сливочное масло традиционно фальсифицировалось салом и коковаром (кокосовым маслом). Но с началом войны и прекращением поставок кокосового масла масштабы «затратных» способов фальсификации сократились. Врачом Н.Немиловой было исследовано 16 проб масла, взятых у молочных фирм, на рынках и в мелочных лавках. Из них две представляли собой маргарин, одна имела значительную примесь творога. Остальные являлись натуральным маслом. Отчасти относительно невысокий процент фальсификата объяснялся дороговизной продуктов: уже в августе 1914 года цены на масло в Петрограде были на 20,8% выше, чем за год до этого. Для получения максимальной выгоды не требовалось ни затрат, ни материала, достаточно было простого завышения цены (в том числе за счет подмены сортности)». Получается, что сто лет назад даже недобросовестные производители сливочного масла были гораздо честнее по отношению к своим соотечественникам, чем их нынешние последователи.