Кирсан Илюмжинов — РБК: Переговоры о «Тольяттиазоте» я вел со всей семьей

Источник
Бывший президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов объявил о покупке доли в крупнейшем в мире производителе аммиака «Тольяттиазоте». Илюмжинов рассказал РБК, что действовал самостоятельно и не собирается перепродавать актив.
​— Состоялась ли сделка по покупке вашим фондом Credit Mediterranee SA пакета акций компании «Тольяттиазот»?

— Позавчера мы подписали соглашение о продаже мажоритарного пакета акций компании. Я просил «Тольяттиазот» выпустить информацию через несколько дней, она уже на сайте. Сегодня сделал заявление «Уралхим» ​ [миноритарный акционер «Тольяттиазота» сообщил, что акции под арестом и не могут быть проданы] . Мои юристы в курсе, мы разговаривали как с той, так и с другой сторонами [имеются ввиду конфликтующие стороны — миноритарий «Тольяттиазота» «Уралхим» и основной владелец актива Владимир Махлай — см. справку], с адвокатами. У нас с самого начала есть все материалы по этому делу.

Конфликт в «Тольяттиазоте» тянется с 2008 года, когда «Уралхим» вошел в капитал компании. В декабре 2012 года было возбуждено уголовное дело по фактам хищения у «Тольяттиазота» денежных средств на сумму не менее $550 млн с 2008 по 2011 год. По версии следствия, предприятие экспортировало жидкий аммиак и карбамид по заниженным ценам и выводило средства в офшоры. ​От занижения прибыли «Тольяттиазота» значительной части дивидендов лишились миноритарные акционеры предприятия, в том числе «Уралхим», а государство потеряло налоговые доходы в бюджет, установило следствие. В декабре 2014 года Басманный суд заочно арестовал основного бенефициара предприятия Сергея Махлая, признав виновным в мошенничестве в особо крупном размере.

— Кто был инициатором сделки?

— Год назад я встречался по вопросу привлечения кредита для этого предприятия, меня знакомые попросили помочь. Кредит был солидный, для модернизации завода и выхода на новый рынок продаж: завод хотел выйти на рынок Юго-Восточной Азии, я им обеспечил контакт на уровне президента и правительства. Однако мои партнеры рассказали, что предприятие в скандалах, есть спор акционеров, то арестовано — то не арестовано... Мне дали справку по судам, и тогда я им [представителям «Тольяттиазота»] сказал, что не могу ничего гарантировать. Сами посудите, акционеры — в бегах, директор — в Лондоне, кто вообще управляет предприятием? А это ведь стратегическое предприятие. Аммиакопровод идет в Одессу — на Украину, не дай бог, что случится. Я им говорю: так не может долго продолжаться, весь этот бардак. Недавно мои юристы связались с их юристами за границей. Поработали и позавчера подписали бумаги.

— Их юристы, это представители семьи Махлай?

— Представитель мажоритария тот, кто владеет 76% акций.

— СМИ сообщали, что речь идет о покупке более 51% акций «Тольяттиазота», это так?

— Точно не буду говорить. Я вел переговоры со всей семьей. Там есть еще акции. Вот сегодня на меня вышли два миноритария и предложили выкупить и их акции, чтобы я их консолидировал. И это не «Уралхим», у которого 9,3%.

— Вы приобретаете эти акции на средства фонда или есть какие-то привлеченные средства?

— Это внутренняя информация. Все оговорено соглашением и договором.

— Что вы будете делать с этим активом?

— Компания должна работать, создавать рабочие места, приносить твердую валюту в бюджет России и платить налоги в бюджет Самарской области. Для меня, как стратегического инвестора, тут много интересного. У меня на столе лежит план развития и модернизации предприятия, надо и по аммиакопроводу работу провести. По экологии также надо работу проделать, недавно вот писали про небольшую аварию [21 июня 2015 года в Воронежской области произошел прорыв магистрального аммиакопровода Тольятти — Одесса, после аварии спасатели эвакуировали 770 местных жителей].

Да, до последнего момента мы видели постоянные скандалы, суды на предприятии... не может же так долго продолжаться. Они начали строить порт в Тамани, потом заморозили стройку. Появились казаки, землю начали отбирать, инвестированные деньги. Ничего хорошего не будет, если в России, да еще и в условиях санкц​ий, остановится или обанкротится такое предприятие — 8% [доля компании в мировом производстве аммиака​ составляет около 8%].

— Это точно не для перепродажи вы купили? Сразу появилась версия о владельце «Уралхима» Дмитрии Мазепине как конечном покупателе.

— Если вы думаете, что я фронтую в интересах арабов или китайцев... Нет. Я сам подписывал бумаги. Может быть, поэтому я доверие вызвал у продавца. Вы должны быть в курсе, многие пытались откупить или получить этот актив в свое распоряжение. Я же в открытую предложил [продавцам], и они сами потом вышли и говорят: ваша концепция нормальная, давайте поработаем.

— Как проводилась оценка актива, какова стоимость компании?

— Они [продавцы] до меня два раза про​водили оценку, два раза вели переговоры о продаже. Я разговаривал с теми, кто интересовался активами — это мои друзья. Мои юристы смотрели бумаги, перепроверяли. Оценка компании — это сотни миллионов долларов. Предприятие ведь неубыточное, незакредитованное.

— Вы будете управлять активом единолично или у вас есть партнеры в этом бизнесе?

— Хотел бы сам съездить и посмотреть, как там и что. А так у меня есть советники и помощники.​​

Кирсан Илюмжинов родился 5 апреля 1962 года в Элисте, Калмыцкой АССР. С 1993 года до 24 октября 2010 года был президентом Калмыкии. В ноябре 1995-го избран президентом Международной шахматной федерации (ФИДЕ). 2 июня 2006 года последний раз переизбран президентом ФИДЕ. В 2012 году Илюмжинов объявил, что покупает 52% топливного ретейлера Болгар​ии Petrol Holding, затем — что входит в долю в крупном сахарном трейдере Sucden и что создает вместе с одним из крупнейших британских фондов Ashmore Group фонд на $1 млрд. Илюмжинов неоднократно заявлял о контакте с инопланетянами, который якобы состоялся у него в 1997 году.

 
Персоны Компании
ФАС не получала ходатайство о сделке Илюмжинова и "Тольяттиазота"
Исходя из стоимости активов "Тольяттиазота", сделка в отношении этой компании подпадает под антимонопольный контроль, заявила служба.
"Тольяттиазот" арестовали вместо Владимира Махлая
Погашение ущерба по делу обеспечили всем имуществом химического гиганта.
Александр Бастрыкин принял донос к производству
Следственный комитет расследует подделки депутатского запроса и письма судьи.
«Я очень любил брать высокий риск, но только не криминальный»
Чем он рисковал, когда участвовал в приватизации «Акрона», зачем пошел на этот риск, почему уехал из России и зачем тратит часть состояния на благотворительность, объясняет Вячеслав Кантор.
Серный подкуп
Группа ФосАгро пытается «решить вопрос» с судьей кассационной инстанции по спору с ООО  «Газпром сера» из-за цен на серное сырье.
Менеджмент «Уралкалия» избавляется от миноритариев
Эксперты увидели за обратным выкупом акций «Уралкалия» возможные манипуляции и ущемление прав миноритарных акционеров.
Родина зовет: как миллиардеры отреагировали на призыв к деофшоризации
Предприниматели не спешат раскрывать зарубежные активы. Некоторые, например, Михаил Фридман, ради сохранения бизнеса готовы стать налоговыми резидентами других стран.
Свое не отдаст
Как Андрей Мельниченко борется с «откатами».
Басаргину не удалось «сдвинуть» премьера?
Один из самых влиятельных политиков Пермского края – глава правительства Геннадий Тушнолобов – отказался от поста гендиректора «дочки» «Газпрома». 
Следствие нашло аммиачный рынок
Арестован председатель совета директоров компании Сергей Махлай.
Суд арестовал второго за сутки обвиняемого по делу «Тольяттиазота»
Вслед за председателем совета директоров «Тольяттиазота» Сергеем Махлаем Басманный суд заочно арестовал обвиняемого по этому уголовному делу.
Кантор под «Акроном», или как химики «разводят» государство?
После того, как петербургский суд разрешил структуре «Акрона» не платить компенсацию в бюджет города Апатиты, владельца этого холдинга Вячеслава Кантора заподозрили в «манипуляциях правосудием».
«Слова Мазепина я расцениваю как реальную угрозу»
Глава совета директоров «Тольяттиазота» Сергей Махлай — об угрозах, поступавших ему со стороны владельца «Уралхима».
Басаргин «насолил» Мазепину?
Губернатор Пермского края Виктор Басаргин со скандалом пролоббировал назначение главой администрации Усольского района чиновника, который может быть выгоден совладельцу «Уралкалия» Дмитрию Мазепину.
Стоимость «Уралкалия» рухнула на треть из-за аварии на руднике
«Уралкалий» пока не может оценить масштабы аварии и возможного ущерба на руднике «Соликамск-2», на это компании потребуется еще несколько дней.
«Еврохим» открывает «второй фронт»?
Холдинг «Еврохим» Андрея Мельниченко может спровоцировать новую «корпоративную войну» на российском агрохимическом рынке.
Феникс из Дербента: как Сулейман Керимов научился возрождаться из пепла
Дагестанскому миллиардеру не привыкать идти ва-банк и уступать. Ставка на «Уралкалий» не сыграла, но впереди — новые амбициозные проекты.
Баумгертнер мог получить «золотой парашют» в размере $12 млн
Владислав Баумгертнер (№24 в рейтинге самых дорогих топ-менеджеров России по версии Forbes, совокупная компенсация — $5 млн), находящийся под домашним арестом по делу о злоупотреблении полномочиями, при уходе с поста гендиректора «Уралкалия» в конце 2013 года мог получить компенсацию в размере $12 млн.