Кипр Вагиту Алекперову милей Ухты

Источник
Пожары на изношенных НПЗ в России не мешают ЛУКОЙЛу вкладывать деньги в проекты за границей.
Аварии на объектах ЛУКОЙЛ а, похоже, становятся обыденностью. Еще бы, ведь одна из крупнейших частных компаний России, по сути, превратилась в средство стрижки купюр для узкого круга топ-менеджеров. Детище Вагита Алекперова поднимается в биржевых рейтингах – и, судя по всему, чем выше, тем меньше оно тратит на инфраструктуру. Если так пойдет и дальше, то месторождения и НПЗ станут просто опасными для городов присутствия компании. Недавнее происшествие в Ухте вынуждает нас дать такой мрачный прогноз.

9 января небо над Ухтинским нефтеперерабатывающим заводом осветила яркая вспышка. Местные жители говорят, что наблюдали ее с другого конца города. Всего в тот вечер они слышали восемь взрывов, прогремевших на территории ООО «ЛУКОЙЛ -УНП». Огонь почти мгновенно охватил площадь в 1 тыс. квадратных метров, одну за другой уничтожая емкости с топливом. «Никто не знал, какая будет площадь пожара после очередного взрыва, обломки разлетались на сотни метров», – расскажет потом журналистам врио начальника ГУ МЧС по Республике Коми Олег Нецкий. Трудно представить, сколько человек могло пострадать, если бы спасателям не удалось быстро эвакуировать торговый центр, расположенный в 1,5 километра от горевшего предприятия. На ТЭЦ, которая находится в километре от завода, после очередного взрыва посыпалось фронтальное остекление. В те же минуты на территории НПЗ пожарные боролись с огнем, чтобы он не подобрался к нефтеналивной эстакаде, где топливо готовят к транспортировке по железной дороге. Вечером 9 января там находилось 64 цистерны с горючим. Для 100-тысячного города подрыв этих цистерн стал бы настоящим бедствием. Профессионализм пожарных и, наверное, счастливый случай позволили избежать большого числа жертв. Но один человек – линейный обходчик участка, где началось возгорание, – серьезно пострадал. Врачи говорят, что сейчас его жизни ничто не угрожает.

Но историю с ЧП на ухтинском заводе ЛУКОЙЛ а вряд ли можно считать законченной. Следователям предстоит назвать виновных в разрушении установки, которую, к слову, пострадавший рабочий отправился проверять за несколько минут до взрыва. Жители Ухты с грустной иронией говорят, что не удивятся, если крайним в этом деле сделают работягу с обожженным лицом. Еще до возбуждения дела ухтинцы высказались о предполагаемых причинах происшествия на нефтеперерабатывающем заводе. «Живем на пороховой бочке», «Хочется напомнить, что заводу уже почти за 80 лет: если ничего не перестраивали за это время, то скорее всего катализатор просто-напросто не выдержал давления», «Полное раздолбайство», «ЛУКОЙЛ частит (с авариями на объектах. – Ред.)», – пишут они комментарии в соцсетях. Люди считают, что в погоне за прибылью компания сокращает издержки на экологию и технику безопасности. К слову, ущерб самому ЛУКОЙЛ у от происшествия в Ухте оценивается в 14 млн рублей – копейки для нефтяного гиганта. За вредные выбросы в атмосферу во время пожара он, по предварительным данным, заплатит всего 90 тыс. рублей – именно такая сумма прозвучала на заседании правительства региона 16 января. Смех да и только! «Если бы пожар на НПЗ вышел из-под контроля, он бы стал фатальным для города», – поделился один из ухтинских журналистов на условиях анонимности. Он считает, что недоверие к владельцам НПЗ со стороны горожан можно объяснить политикой закрытости ЛУКОЙЛ а. «Все думают, что компании опять все сойдет с рук. Им что-то будет, только в случае если полгорода бомбанет», – добавляет он и приводит в пример длинный список ЧП, случившихся на предприятиях этой компании в последние годы (см. «Конкретно»). Мы решили внимательно проанализировать эти события и высказать свои предположения о причинах, которые могли привести к серии взрывов и масштабному пожару на ухтинском НПЗ. По всей видимости, это действительно результат сознательной экономии ЛУКОЙЛ а на строительстве и содержании своих объектов.

Подрядчик с офшорными корнями

Главное управление МЧС по Республике Коми заявило, что пожар начался на установке гидродепарафинизации дизельного топлива ГДС-850. При этом источник ТАСС сообщил, что причиной взрыва могло стать «скопление технологических газов, образовавшихся в результате нарушений технологии монтажа линии». Мы решили разыскать подрядчика, который мог нарушить технологию, и выяснили, что монтаж линии на установке ГДС-850 был проведен несколько лет назад

«Глобалстрой-Инжинирингом» (АО «ГСИ»). Это один из крупнейших в России подрядчиков по созданию нефтегазовой инфраструктуры. «ГСИ» строит трубопроводы, терминалы, реконструирует и обслуживает нефтеперерабатывающие заводы, занимается обустройством нефтегазовых месторождений. Компания Вагита Алекперова является его главным клиентом, обеспечивая более 90% заказов. Собственно, изначально «Глобалстрой-Инжиниринг» был «дочкой» ЛУКОЙЛ а. Компания создана в 1994 году, ранее она называлась «ЛУКОЙЛ -Нефтегазстрой». В 2004 году топ-менеджеры нефтяной империи Алекперова выкупили ее долю (38%) в этом предприятии. Но, повторим, ЛУКОЙЛ своими заказами и сегодня, по сути, обеспечивает существование АО «ГСИ». Возникает вопрос: что это за менеджеры, с которыми Вагит Алекперов поделился таким щедрым куском своего бизнеса?

Крупнейшим акционером и председателем совета директоров АО «ГСИ» является бывший вице-президент ЛУКОЙЛ а Серик Рахметов. В проспекте допэмиссии акций компании в 2008 году говорилось, что он контролирует 87,5% акций «Глобалстрой-Инжиниринга» через две офшорные фирмы: «Ригойл файненс лтд» и «Формейн финанс лтд», зарегистрированные на Кипре. Источники газеты «Ведомости» рассказывали, что Алекперов «очень ценил и ценит сейчас» Рахметова «как надежного партнера». Перечень проектов, реализованных «ГСИ» для ЛУКОЙЛ а, действительно впечатляет. Именно эта структура обустраивала Южно-Хыльчуюское нефтегазовое месторождение (Ненецкий автономный округ) и строила нефтеналивной терминал порта Высоцк в Ленинградской области. «ГСИ» работает и с другими заказчиками, в числе которых «Газпром» и «Газпром нефть».

Но речь здесь идет скорее о единичных объектах, поэтому финансовая ситуация в компании Серика Рахметова позволяет судить о затратах ЛУКОЙЛ а на инфраструктуру. И вот что странно: похоже, что в 2018 году объем заказов и соответственно выручка инжиниринговой компании существенно сократились примерно до 9,8 млрд рублей против 23,7 млрд рублей годом ранее (об этом говорится в обзорах на основе данных системы «СПАРК-Интерфакс»). Странным это выглядит потому, что падение выручки «Глобалстрой-Инжиниринга» идет вразрез с отраслевыми показателями. В 2018 году, по данным «Интерфакса», рынок строительных услуг в нефтегазовой отрасли продолжил расти обычными темпами – в пределах 10%. Напрашивается простой вывод: крупнейший заказчик «Глобалстрой-Инжиниринга» резко сократил затраты на строительство и реконструкцию своих НПЗ. Сложно удержаться от предположения о том, что проблемы с установкой ГДС850 на предприятии ЛУКОЙЛ а в Ухте, которые спровоцировали серию взрывов и пожар, связаны именно с этим. Если так, то тем более важно понять причины сокращения расходов компании на инфраструктуру. Похоже, что структуры Вагита Алекперова нашли какие-то более привлекательные цели для вложения денег.

Из одного кармана в другой

Снижение выручки АО «ГСИ» совпало по времени со стартом программы ЛУКОЙЛ а по выкупу собственных акций. В августе 2018 года нефтяной гигант объявил, что до конца 2022 года выкупит бумаги на 3 млрд долларов. Позднее компания решила ускорить buyback, к лету 2019-го она приобрела на рынке 4,96% своих акций. Более того, ЛУКОЙЛ решил погасить выкупленные акции. Для этого компания должна выкупить их у своей «дочки» – LUKOIL Securities Limited, предложив другим акционерам также предъявить свои акции к выкупу. Таким образом ЛУКОЙЛ дополнительно приобрел 19,5 млн акций у акционеров, направив на их выкуп еще 1,6 млрд долларов. Но на этом он не остановился, компания объявила новую программу buyback до конца 2022 года и намерена потратить на нее еще 3 млрд долларов.

Проще говоря, получается, что крупнейшая частная нефтяная компания России не продает свои акции, чтобы привлечь средства на развитие, а тратит заработанные деньги на уменьшение числа акционеров. Очевидно, что в такой ситуации затраты на инфраструктуру у нее отошли на второй план. Действия нефтяников вызывают удивление у аналитиков, которые, впрочем, нашли этому рациональное объяснение.

«По сути, ЛУКОЙЛ перекладывает деньги из кармана в карман: компания выплачивает средства собственному офшору (LUKOIL Securities Limited. – Ред.)», – комментирует директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко. Он считает, что инвесторам такая стратегия пришлась по вкусу: они решили, что погашение казначейского пакета приведет к росту дохода по оставшимся в обращении бумагам. Правда, как полагает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов, на долгосрочный эффект от такой операции нефтяникам рассчитывать не стоит. Возможно, что именно поэтому в 2019 году ЛУКОЙЛ предложил фондовому рынку не менее заманчивую и очень затратную идею: резкое увеличение дивидендов. Если раньше компания старалась повышать выплаты акционерам не менее чем на величину рублевой инфляции, то теперь на дивиденды пойдет 100% не задействованного в бизнесе денежного потока (вспомним про сокращение расходов на инфраструктуру). И вишенка на торте: решение об этом принял топ-менеджмент ЛУКОЙЛ а, который и владеет более чем половиной акций.

Какие инвестиции в России, о чем вы? Тем более что в свое оправдание всегда можно сослаться на происки коварной заграницы. ЛУКОЙЛ полностью сохраняет свою долгосрочную стратегию развития с фокусом на инвестиции в РФ, которые в настоящее время ограничены в связи с соглашением ОПЕК+ (о снижении объема добычи нефти. – Ред.), заявил представитель компании «Интерфаксу». Если сэкономили на установке ГДС850 в Ухте, то в этом тоже, наверное, ОПЕК виновата?

Все ради спекулянтов

Нельзя не признать, что все эти действия топ-менеджмента ЛУКОЙЛ а пришлись по вкусу биржевым игрокам, которые стремятся получить максимальную прибыль в короткий срок. На протяжении всего 2019 года акции компании росли в цене. В октябре они достигли исторического максимума, поднявшись выше 6 тыс. рублей за штуку. При этом нельзя сказать, что при общении с прессой руководство эмитента уделяло достаточно внимания рассказам о долгосрочных инвестициях. Оно и понятно – биржевым спекулянтам нужна сиюминутная прибыль. Если компания решит тратить деньги не на дивиденды, а на финансирование долгосрочных капиталоемких проектов, такой прибыли не будет. Некоторые эксперты видят во всем этом признаки предпродажной подготовки ЛУКОЙЛ а.

«Компания, по сути, отказывается от активного развития и явно стремится вывести деньги в офшоры, превратив свой buyback в buyout. ЛУКОЙЛ попросту «откэшивает» через офшоры 3 млрд долларов», – пишет Олег Бондаренко.

А когда отрасль начинает работать на вывод дивидендов, тем более выводом их в иностранные средства, неудивительно, что внутри все начинает рваться,  продолжает мысль преподаватель департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков.

«Россию лишили доступа к внешним инвестиционным ресурсам, в том числе за счет санкций. А у нас внутренние компании превращаются в выводящие»,– заявил он и призвал правительство повлиять на компании в нефтегазовом секторе.

«Если госкомпании несут социальную ответственность, то с коммерческими по-другому. Сначала разруха в головах, а потом она приходит на конкретные месторождения в виде пожаров и подрывов. Главная проблема – недостаток инвестиций и амортизационная изношенность оборудования. А при нынешней ориентированности компании на дивиденды о восстановлении говорить не приходится»,– заявил Крутаков в комментарии для Газеты.ru.

Еще один способ вывести деньги

Вопреки тому что основной доход ЛУКОЙЛ получает на территории России, в последние годы он в большей степени сфокусирован на деятельности за рубежом. Например, в январе 2017 года компания Вагита Алекперова попросила правительство РФ уменьшить ей нагрузку, связанную с инвестициями в разведку месторождений за границей. Как писал тогда «КоммерсантЪ», только в 2015 году дочерние структуры ЛУКОЙЛ а потратили на разведку за пределами страны 50 млрд рублей. В связи с этим нефтяники просили освободить их от налогов на проценты по займам, выданным на такие работы, а также от налогов на доходы от валютной переоценки таких займов. Вдобавок топ-менеджеры Алекперова просили кабмин отменить для них штрафы за невозврат валюты, в случае если затраты на геологоразведку за границей не привели к открытию новых месторождений. С одной стороны, в этих предложениях есть рациональное зерно, поскольку трудно заранее оценить эффективность геологоразведки где-нибудь в Африке. Но с другой – есть риск, что отсутствием штрафов воспользуются фирмы-однодневки с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, которые будут просто выводить деньги за границу по фиктивным основаниям. Дескать, искали новое месторождение, но не нашли – какой с нас спрос? На фоне активности ЛУКОЙЛ а по выкупу собственных акций через офшорную структуру и резкого повышения дивидендов такие подозрения нельзя назвать безосновательными.

Пока крупнейшая частная нефтяная компания России зарабатывает миллиарды на отечественной нефти, а тратит эти деньги за границей, взрывы наподобие ухтинского будут происходить все чаще. Учитывая, что многие предприятия ЛУКОЙЛ а являются градообразующими и без них у местных жителей не будет ни работы, ни зарплаты, действия топ-менеджеров Вагита Алекперова могут грозить куда более опасными последствиями.

Конкретно

Пожар на НПЗ в Ухте 9 января 2020 года – далеко не первый случай возгорания на объекте, в создании которого участвовала компания Серика Рахметова или связанные с ней структуры. В частности, в апреле прошлого года загорелась установка АВТ-5 на объекте ООО «ЛУКОЙЛ -Пермнефтеоргсинтез» (подрядная организация ООО «ГСИПермнефтегазстрой», «дочка» АО «ГСИ»).

В ноябре 2018 года пожар случился на строящемся дизель-электрическом ледоколе «Виктор Черномырдин» на территории Адмиралтейских верфей в Петербурге. Работы там вело ООО «ГСИ СНЭМА» (принадлежит компании «Глобалстрой-Инжиниринг»).

В одной только Республике Коми за последние годы зафиксировано несколько аварий на объектах ЛУКОЙЛ а. Местные жители помнят гигантский разлив нефти не реках Колве и Печоре в 2013 году, а также пожар на резервуарах под Усинском в 2014-м.

В 2016 году нефть разлилась под Ухтой и попала в городской водозабор. В 2017-м крупный пожар произошел на месторождении им. Алабушкина. И это лишь несколько примеров из длинной череды происшествий...
Персоны Компании
Как российские миллионеры теряют деньги на частных перелетах
Ежегодно на наценках брокеров клиенты, пользующиеся чартерными бизнес-джетами, теряют до $1,2 млрд
Отари Аршба: новый хозяин Абхазии?
Кто начал переворот в Батуми
Михаил Гуцериев сделал батьке Лукашенко подарок
Видимо, нет сил, которые способны остановить олигарха Михаила Гуцериева. Несмотря на подозрения в контрабанде нефти и разгромный долг, он продолжает "корпеть" над своей бизнес-империей.
Алишер Усманов рассказал о своей жизни под две бутылки водки
Российский миллиардер Алишер Усманов впервые за десять с лишним лет дал интервью газете Financial Times. Он рассказал об отношениях с Путиным и Абрамовичем, санкциях и наследниках, расставании с «Арсеналом» и интересе к новому клубу. Forbes пересказывает самое интересное из интервью
Самые скандальные олигархи 2019 года: Гуцериев, Абызов и газовые короли Арашуковы
The Moscow Post весь год скрупулезно следил за "выходками" самых богатых, самых успешных, самых раскрученных и самых… скандальных олигархов.
От Тефтелева до Селезнева: громкие отставки минувшего года
Уходящий Год Свиньи поступил прямо скажем, по-свински с целым рядом наших героев: под фанфары "загремели" сразу несколько губернаторов, особо заметные мэры, а также депутаты, бизнесмены, высокопоставленные чиновники. Подводим итоги года?
Герман Греф додавил Антипинский НПЗ
Арбитражный суд Тюменской области признал банкротом Антипинский нефтеперерабатывающий завод. По решению суда, открыто конкурсное производство на полгода
У Владимира Потанина выдался тучный год
Согласно подсчетам агентства, им стал совладелец «Норникеля» Владимир Потанин. В 2019 году его состояние выросло на 8,5 миллиардов долларов.
Михаил Гуцериев связался с фигурантами «мальтийского дела»?
Последняя активно внедряется в российский нефтяной бизнес, а среди лоббистов ее интересов все чаще звучит имя олигарха Михаила Гуцериева. Вместе с тем, в Европе эта компания уже получила известность
Новогодний канкан российских миллиардеров: кто заработал 27 миллиардов долларов
Пятеро самых удачливых участников российского списка Forbes за 12 месяцев прибавили к своим состояниям в сумме $27 млрд
Как Евгений Гинер всех купил
Патрон ЦСКА Евгений Гинер перестал быть владельцем клуба, который за долги по стадиону перешел под контроль государственного ВЭБа. Почти 19 лет одиозный руководитель разными методами складывал победный красно-синий пазл, перевернув и где-то даже подмяв под себя российский футбол. Как это было.
Дюков Александр Валерьевич, его большие прижатые уши и судебные ширмы махинаций ПАО «Газпром нефть»
Натура высокомерная. Родился в год Козы. Это говорит о хитрости, жесткости. Чувство юмора – среднее…Внешность. Взгляд тяжелый, глаза глубоко посаженные - это жесткость
Люкс для своих
У Алисы Алекперовой, невестки миллиардера Вагита Алекперова, появился туристический бизнес. Агентство President Travel обещает «сделать ваше путешествие сенсацией». «Ко» разбиралась, какие услуги и кому предлагает Алиса.
Мастер-классы по выводу средств от Александра Дюкова
Александр Дюков продолжает давать "мастер-классы", по методикам "вывода" средств?
Сказочники из «канализации» имени Светланы Радионовой
Боится Светлана Радионова объясниться с обществом и читателями каналов, в том числе и из властных структур, по этим больным вопросам. Зато совершенно четко и последовательно проводится идея о том, что
«Свободный сокол» может нагадить в гнездо Лисина
Предприятие с романтическим названием «Свободный сокол» смогло победить кредиторов, поставщика электроэнергии и готовится выйти на рынок нефтеоборудования, уничтожив монополию сталелитейных корпораций. Рынок этот огромный и перспективный, ведь нефть один из главных источников притока валюты в Россию, а нефтяные гиганты самые богатые. Что это за «Свободный сокол» такой и откуда он взялся?
Непобедимая санкционная десятка
Журнал «Компания» определил крупнейшие бизнес-структуры, выигравшие от западных санкций против России.
Выходец из "Лукойла" и однокурсник Путина поделили Антипинский НПЗ
Как стало известно “Ъ”, партнерами Сбербанка в Антипинском НПЗ помимо азербайджанской SOCAR могли стать еще два инвестора: бывший старший вице-президент ЛУКОЙЛа Валерий Субботин и однокурсник Владимира Путина, партнер группы «Киевская площадь» Ильгам Рагимов. Уже после их появления глава Сбербанка Герман Греф успешно добился налоговых льгот для НПЗ. Более того, господин Субботин может оказаться основным акционером НПЗ: источники “Ъ” утверждают, что именно он выкупил 20% акций у Николая Егорова.