Компании, которые наладят выпуск ПКМ и «Утес» внутри США, получат гранты. За этим может стоять череда скандалов с серыми поставками советского оружия в Сирию и Афганистан.
Командование Сил специальных операций США (USSOCOM) намеревается предоставить гранты американским компаниям, которые смогут наладить производство советских и российских пулеметов внутри страны. Об этом сообщает американское издание National Interest. Речь идет о Пулемете Калашникова Модернизированном (ПКМ), а также о крупнокалиберном НСВ «Утес».
Соискатели грантов должны представить пять функциональных прототипов, пригодных для огневых испытаний. USSOCOM не собирается передавать компаниям никакой технической информации по русскому оружию. Приобретать компоненты пулеметов и создавать производственные мощности претенденты должны самостоятельно.
Производство российского стрелкового оружия в США без разрешения правообладателя будет квалифицировано как воровство, заявили в государственной корпорации «Ростех
». «Если кто-то хочет вести эту работу легально, по всем правилам — пусть приходят в «Рособоронэкспорт» и обсуждают. В противном случае речь идет о незаконном копировании российских разработок», — отмечается в сообщении корпорации.
Два этих советских пулемета широко распространены в мире и «воюют» буквально в каждой горячей точке. Их выпускает десяток стран бывшего соцлагеря: КНР, КНДР, Судан, Бангладеш. Достать чертежи американским компаниям, скорее всего, не составит труда: например, ПКМ под обозначением КМ-7,62 выпускается украинским предприятием «Маяк». Однако USSOCOM ставит задачу производить оружие, не уступающее качеством оригинальным советским моделям, это уже сложнее.
Точный реинжениринг иностранной продукции — процесс кропотливый и чрезвычайно затратный. Например, СССР потребовалось несколько лет и вся мощь ВПК, чтобы в срочном порядке скопировать американский бомбардировщик В-29 (выпускался как Ту-4). Конечно, пулемет — не бомбардировщик, но это оружие создавалось с учетом производственных возможностей и технологических цепочек СССР, а не частных компаний.
USSOCOM ставит еще несколько условий: пулеметы должны быть на 100% внутренним продуктом — инженерная работа, производство деталей и сборка должны выполняться на территории США; допускается использование только американских материалов. Наконец, компания должна быть способна увеличить или полностью прекратить производство по требованию заказчика. Можно прийти к выводу, что для небольших оружейных предприятий США такая работа тяжела, а условия — невыгодные.
Идея копирования отечественных вооружений доказывает их превосходство, считают в «Ростех
е». «Причем даже не самых новых, как мы видим», — отмечают в госкорпорации. USSOCOM не намерено вооружать американских спецназовцев ПКМ и «Утесом». Это оружие предназначено для союзников США, пишет National Interest: «Посмотрите любое видео о конфликтах в Сирии или Ираке. Там используется российское или советское оружие, или его местные копии — от автоматов до ракетных установок. Это означает, что, когда USSOCOM хочет помочь союзникам, ему приходится обращаться на мировой рынок вооружений; покупать российское вооружение и запасные части».
Вместо того, чтобы отдавать деньги третьим странам, можно пустить их на благо собственной экономики, продолжает автор статьи: «Это не только укрепит наш собственный ВПК, но и создаст надежную, безопасную цепочку поставок оружия союзникам. И сократит временные затраты».
Существующие серые схемы поставок советского и российского оружия не раз подводили Пентагон. В конце «нулевых» разразился громкий скандал, связанный с Давидом Пакузом и Эфраим Дивероли — торговцами оружием, много лет обманывавших американское военное ведомство. Выигрывая тендеры Госдепа на поставку советского оружия в Афганистан, Колумбию и Ирак, они закупали по всему миру самое дешевое, какое только можно было найти. Автоматы, пулеметы и РПГ были неизвестно чьего производства, некачественными или выработавшими ресурс. Кроме того, Пакуз и Дивероли обманывали Пентагон, покупая советские образцы у Китая, что запрещалось контрактом; оружие переупаковывалось в Албании и отправлялось заказчику.