«Я не боюсь новых алгоритмов Instagram* и того, что меня перестанут продвигать. У меня есть моя аудитория, и я знаю, как держать такую высокую активность, как я держу уже 5-6 лет», — говорила в прошлогоднем интервью Forbes Чекалина, известная под ником ler_chek. На блогера в Instagram подписано 10,4 млн человек, а на Telegram-аккаунт — 692,1 тыс. человек. Ее муж — бизнесмен Артем Чекалин — не менее медийное лицо, на которое в Instagram подписаны 4 млн человек.
Пара поженилась в 2012 году. По словам Чекалиной, основной заработок приходился тогда на мужа, который до 2015-го занимался таможенным оформлением импортных фруктов и овощей. Но после запрета на ввоз сельскохозяйственной продукции из Турции компания Чекалина обанкротилась. По данным СПАРК, Чекалин в 2014-2016 годах действительно был гендиректором ООО «МТ-Проект», которое занималось оптовой торговлей фруктами и овощами, но заявление о его банкротстве было подано только 3 марта 2023 года.
Страницу в Instagram Чекалина создала еще в 2011 году, куда сначала выкладывала сугубо бытовые вещи: еду, тренировки, собственные фотографии. После провала бизнеса мужа Чекалина начала активно вести «мамский блог», а потом перешла в тему фитнеса. И это со временем стало приносить реальный доход.
Позже она начала заниматься марафонами для похудения, один из самых крупных прошел в конце лета 2020 года. Тогда призами были автомобиль Audi A3 и денежное вознаграждение в 3 млн рублей. Помимо фитнеса и правильного питания Чекалина учила подписчиков «прокачке финансового мышления» в своем марафоне «Новая жизнь» и собиралась дать знания по инвестициям. Средняя стоимость дешевых тарифов этих марафонов колеблется в пределах 2-5 тыс. рублей.
В «Новой жизни» Чекалин рассказал, что родился в обеспеченной семье, но родители не покупали ему квартиру, поэтому он решил заработать на нее сам. СМИ отмечают, что отец Артема — «крупный бизнесмен и чиновник». Однако в открытом доступе информацию о предпринимателе Александре Чекалине, который бы имел прямую связь с семьей блогеров, «Компании» найти не удалось.
В 2020-м Forbes поместил Чекалину на 7-е место в рейтинге блогеров, которые больше всех зарабатывают в Instagram. Тогда издание оценило ее доходы от рекламы в $0,61 млн. В январском рейтинге самых популярных Instagram-страниц от «Медиалогии» Чекалина заняла четвертую строчку. На дне рождения блогера в прошлом году выступали Екатерина Варнава, Филипп Киркоров и Валерий Меладзе.
Московское управление Следственного комитета 7 марта возбудило уголовное дело против Чекалиных. Их обвинили в неуплате налогов на 311 млн рублей. Столичная прокуратура уже предъявила обвинения. Следствие выяснило, что Чекалина создала ИП, перешла на упрощенную систему налогообложения с допустимым лимитом доходов 150 млн рублей в год и в 2020-2022 годах раздробила бизнес по продаже фитнес-марафонов. Доходы превысили лимит, но Чекалина не собиралась переходить на общую систему налогообложения, поэтому зарегистрировала свой заработок на мужа, его мать, на брата Чекалина Аркадия и его жены Анны, пишет Mash. По его данным, Чекалина с 2020-го смогла провести таким образом примерно 990 млн рублей и недоплатила государству 329,6 млн рублей.
Блогерам вменяют ч. 2 ст. 198, ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 198 УК РФ (уклонение и пособничество в уклонении от уплаты налогов с физического лица).
По данным СКР, Чекалина уклонилась от уплаты налога на добавленную стоимость в период 3-го и 4-го кварталов 2020 года, c 1-го по 3-й кварталы 2021 года, а также налога на доходы физических лиц за 2020-2021 годы на общую сумму более 311 млн рублей.
Обыски прошли не только у самих блогеров, но и членов их семьи. Сообщалось, что силовики нагрянули в особняк Чекалиных площадью 400 кв.м. в элитном коттеджном поселке «Ильинка Лейнхаус» в Подмосковье. Там они в числе прочего нашли 8 кг чистого золота 999-й пробы. По данным «Компании», блогеры строят еще один особняк почти 2,2 тыс. кв.м. в не менее элитном поселке Agalarov Estate в подмосковной Истре. Аналогичный дом в том же районе стоит почти 600 млн рублей, но Telegram-канал Shot со ссылкой на свои данные, оценил его строительство в 1 млрд рублей.
У блогеров есть и другая недвижимость. Так, по данным «Компании», на Валерию Чекалину записаны:
Квартира в Тольятти площадью почти 210 кв. м (продана в ноябре 2013 года);
Особняк в Agalarov Estate площадью 2,2 тыс. м (от 600 млн до 1 млрд рублей);
Квартира в ЖК «Зиларт» площадью в 74,7 м (примерно 30 млн рублей).
На Артема Чекалина:
Квартира на Серпуховском Валу в Москве площадью 150 кв.м (примерно 60 млн рублей);
Две квартиры на улице Декабристов на северо-востоке Москвы (83 кв.м, около 20 млн рублей и 38. кв.м., 10 млн рублей соответственно);
Загородный дом в «Ильинка Лейнхаус» в Подмосковье площадью порядка 400 кв.м (примерно 130 млн рублей).
В 2018 году Чекалина приобрела автомобиль Porsche Сayenne (примерно 11 млн рублей), который продала в 2021-м. В том же году у нее появился Bentley Continental GT V8 (примерно 17 млн рублей). На мужа записаны:
Lamborghini Urus 2021 года (около 28 млн рублей);
Mercedes-Benz G-Class Амg G 63 2021 года (около 25 млн рублей);
По данным Shot, Чекалин любит быструю езду, благодаря которой набрал более 400 штрафов на 500 тыс. рублей.
По подсчетам «Компании», минимальная общая сумма всей недвижимости, включая автомобили и слитки золота, записанные на блогеров, составляет около 1,37 млрд рублей.
Адвокат Чекалиных Михаил Мушаилов заявлял «Газете.ru», что блогерам «никакого наказания не грозит». «Уголовное дело может быть возбужденно в отношении человека, а может быть возбуждено просто ввиду совершения неустановленными лицами преступления. В нашем случае имеет место быть вторая ситуация», — объяснил он. На вопросы «Компании» Михаил Мушаилов и представитель Чекалиных Юлия Громова не ответили.
Сами блогеры 7 марта не связь с подписчиками и СМИ не выходили. На следующий день Чекалин рассказал на своей странице в Instagram, что они за последние полтора года выплатили налогов на 1,5 млрд рублей и планируют рассчитаться и с предъявленными долгами, чтобы не доводить дело до тюрьмы.
Чекалина же в своих сторис благодарила подписчиков за поддержку и параллельно рекламировала свой новый продукт — продюсерский онлайн-курс «PRO-запуск с Валерией Чекалиной», в котором обещает научить «делать миллионные запуски», настроить «правильное мышление» и вместе с психологом «проработать негативные убеждения». Базовый формат обойдется в 89 тыс. рублей, премиум — в 120 тыс. рублей, а VIP с отдельным чатом и ментором — в 179 тыс. рублей.
Всю ответственность за онлайн-марафоны на себя берет ИП Чекалиной. По наиболее свежим данным, оказавшимся в распоряжении «Компании», официально в 2021-м ИП принесло ей 150 млн рублей.
Но больший доход Чекалиной приносит косметический бренд Letique. Собственного производства у него нет, поэтому продукцию по контракту создают десять разных производств. У Letique есть два подразделения: Letique Cosmetics и Letique Makeup. Под именем первого продаются уходовые средства: от антицеллюлитных обертываний до увлажняющих масок. Letique Makeup представляет собой декоративную косметику.
Юридически бизнес Letique оформлен на ООО «Би Фит». В 2021 году компания заработала 2,9 млрд рублей, чистая прибыль — 657,7 млн. Владельцы «Би Фит» — Валерия Чекалина (75%) и некий Роман Вишняк (25%), гендиректор — Артем Чекалин.
Суббренд Letique Makeup оформлен на отдельное юрлицо — ООО «Летик Мейкап», 70% которого принадлежит Чекалину, 30% — Вишняку. Компания в 2021 году заработала 113,7 млн рублей, чистая прибыль — 60 млн рублей. Ее гендиректор — Евгений Качайлов, который в 2017 году участвовал в выборах депутатов Левобережного округа Москвы. В разное время он владел и руководил несколькими компаниями, но сейчас Качайлов занимает кресло гендиректора лишь в ООО «Летик Мейкап» и в ООО «Летикбад», зарегистрированного 21 февраля 2023 года. Вероятно, под брендом Letique, скоро будут выходить и БАДы. Качайлов отказался отвечать на вопросы «Компании».
С Letique может быть связана еще одна компания Чекалина — убыточная ООО «Экофлоу». О продукции компании ничего не известно, но она с 2022 года является владельцем одноименного товарного знака, который визуально схож с товарным знаком Letique. Гендиректор ООО «Экофлоу» — Игорь Вишняк. Он прочел запрос «Компании» в Telegram, и вместо ответа добавил корреспондента издания в черный список.
Спрос на косметику Чекалиной во многом сформирован искусственно, писал Telegram-канал «Цена красоты». И в доказательство отмечает, что сразу после запуска Letique блогер запустила «Колесо фортуны» — вечный розыгрыш с крупными призами, ради участия в котором нужно купить косметику. Интерфейс «Колеса» построен по принципу «рулетки», постоянно стимулируя азартных подписчиков покупать больше. В декабре 2021 года Чекалина даже обещала закрыть кредиты десяти победителям.
Как итог — тысячи объявлений о перепродаже средств Letique, которые скупались как лотерейные билеты. «Встречаются даже те, кто потратил на продукты Letique всю зарплату, но, не выиграв обещанную квартиру, продает новую косметику со скидкой», — отмечал Telegram-канал.
Более того, многие продукты бренда — вторичны. Так, бьюти-блогер Оля RedAutumn нашла предельно много сходств туши Letique с тушью Cabaret от Vivienne Sabo, масла для тела — с аналогичным продуктом от Tom Ford, а помады — с губной косметикой Charlotte Tilbury. При этом цены у Letique, как у люксовых брендов. Однако декоративную косметику Letique производят на заводе бюджетного бренда Alvin D`Or (у ритейлеров «вилка» цен — 200-500 рублей за продукт, пишет «Цена красоты».
Помимо кремов и масок Чекалина предлагает купить франшизу Letique — торговый «островок» в ТЦ «с окупаемостью от 6 месяцев». Она обещает оборот от 600 тыс. в месяц и отсутствие роялти. Для сотрудничества с Чекалиными потенциальный франчайзи должен внести паушальный взнос в 90 тыс. рублей и подготовить минимум 1,19 млн рублей в качестве инвестиций.
О проблемности такого бизнеса в 2020-м рассказывала блогер Анна Чередниченко. По ее словам, руководство Letique запрещало франчайзи проводить акции, но при этом само запускало скидки и розыгрыши на официальном сайте, маржинальность косметики была низкой. «Если есть реклама в Instagram у основательницы [Валерии Чекалиной]— бегут покупать. Нет рекламы — никто про нас не вспоминает», — заявляла Чередниченко. Понятие бизнес-модели для Чекалиных тоже было чуждо, они видели такую схему: прибыль — это выручка за вычетом себестоимости продукции и аренды. При этом «почему-то не учитывали зарплаты сотрудников, налоги и прочие расходы», удивлялась Чередниченко. И таких пострадавших по всей стране десятки, уточняет Shot.
В конце декабря 2021-го бизнес-империя Чекалиных стала еще шире — блогерша вместе с Анной Чекалиной, которая замужем за братом Артема Чекалина Аркадием, запустила бренд женского нижнего белья Leani. Гендиректор ООО «Леани»— Аркадий Чекалин (30%), бенефициар — его брат Артем (остальные 70%). Финансовые результаты бренда за прошлый год неизвестны, но, по подсчетам «Компании», продажи белья принесли Чекалиным с момента создания Leani не меньше 9 млн рублей без учета налогов и комиссий.
Таким образом, за 2021 год весь бизнес Чекалиных, включая рекламу на обеих страницах в Instagram принес им не меньше 3,1 млрд рублей дохода
Охота силовиков на блогерскую семью могла начаться с конфликта Чекалиной со своим бывшим стилистом Эльвирой Янковской, отмечает в беседе с «Компанией» автор YouTube-канала «Телек Телек», специализирующийся на блогерах и их продажах. В августе прошлого года Чекалина заявила, что звездный стилист Янковская долгое время обманывала ее, продавая поддельные продукты люксовых брендов. Блогер вместе с другими пострадавшими, коих оказалось более 15 человек, подали против стилиста коллективный иск, оценив свой ущерб в более чем 8 млн рублей.
Янковская отрицала вину, но Перовский суд Москвы 4 февраля поместил ее под домашний арест, писал Super.ru. При этом аккурат перед обысками у блогеров Янковскую освободили из-под домашнего ареста, отмечает Mash. Автор YouTube-канала «Телек Телек» не исключил, что стилист могла пойти на сделку со следствием. Впрочем, ее адвокат это всячески отрицает, заявляя, что обыски у Чекалиных и отказ суда в продлении домашнего ареста Янковской «никак не связаны между собой и находятся в юрисдикции разных ведомств».
До люксовых разногласий, в 2021 году, Чекалина и Янковская создали бренд спортивной одежды Le Force (сайт сохранился в архиве).
Для этого они создали ООО «ЛЭА», где стилист выступала гендиректором. В списке работающего на компанию персонала указан всего один человек. Информацию о доходах компания властям пока не предоставила.
Вообще обход налогов — распространенный вариант экономии у блогеров, продающих курсы, отмечает автор YouTube-канала «Телек Телек». Более того, этому раньше «открыто учили». «Например, можно было встретить продюсеров курсов, которые так и говорили: “при работе со мной вы заплатите минимум налогов” или “научу платить минимум налогов”», — уточняет собеседник «Компании».
По его словам, такие блогеры применяли вместо общей упрощенную систему налогообложения, получали патент как репетиторы или учителя и платили всего 40 тыс. рублей фиксированного налога, зарабатывая 60 млн на одном ИП, которых на деле могли открыть с десяток.
К примеру, по такой схеме работала визажистка Гоар Аветисян, напоминает YouTube-блогер Виктория Ютубная, автор канала «Ютубная». У визажистки было шесть сайтов одного курса с указанием в реквизитах для оплаты разных ИП.
Между тем собеседники издания расходятся во мнениях о репутационных последствиях для Чекалиных в их играх с государством. Ютубная считает, что теперь незнакомые с разоблачениями Чекалиных подписчики взглянут на эту семью с другой стороны, поскольку во многих пабликах, где блогеры ранее не появлялись, «их выставляют, как инфоцыган». «Для части их аудитории и их целевого покупателя это будет открытием», — уверена Ютубная.
Автор YouTube-канала «Телек Телек» при этом более скептичен. В качестве аргумента он привел пример инфоблогера Александры Митрошиной, которой в прошлом году налоговая вменяла 200 млн рублей долга перед государством. По словам собеседника «Компании», блогер продала еще несколько курсов, доход с которых пошел на оплату штрафа и работает дальше. По его наблюдениям, часть аудитории уверена, что обыски — «это просто старт “прогрева” к новому курсу».
Главными же причинами махинаций блогеров с налогами автор Youtube-канала «Телек Телек» называет «хитрость и вседозволенность».
«Инфлюенсеры поняли, что они продают свои бесполезные курсы большому количеству человек, то есть, формально, занимаются обманом. И решили, что смогут обманывать в обе стороны: не только подписчиков, но и государство»
И на Чекалиных проверки не закончатся. Масштабная проверка ФНС ждет еще несколько десятков блогеров, включая автора «Марафона желаний» Елену Блиновскую, жену рэпера Джигана Оксану Самойлову, основателя бизнес-клуба «Трансформатор» Дмитрия Портнягина и других, писал Telegram-канал «112». Об этом же рассказали источники «Коммерсанта» в Следственном комитете.
Что касается Чекалиных, то за них неожиданно заступился глава партии «Новые люди» Алексей Нечаев. Он заявил, что они «не нажили себе дом и машину на господрядах и коррупционных схемах», а «заработали деньги сами и потратили, как посчитали нужным», и вообще «они те самые драйверы экономики, о которых постоянно говорят власти, а не коррупционеры, которых нужно стыдить. Нечаев пообещал обсудить эту тему на встрече партии с премьером Михаилом Мишустиным. «Такие семейные предприятия нужно поддерживать, а не подрезать им крылья на взлете», — заключил Нечаев.
*Meta признана в России экстремистской организацией и запрещена. Продукты компании — Facebook и Instagram — также запрещены в РФ.
Подписывайтесь на нас: