Бывший советник Дональда Трампа и Виктора Януковича Пол Манафорт забыл о дружбе с российским олигархом Олегом Дерипаской. А также о вверенных ему 100 миллионах долларов, следы которых затерялись в степях Украины. В 2014 году адвокаты российского миллиардера, единственного бенефициара компании «Базовый элемент» Олега Дерипаски проинформировали американский суд о том, что при попытках получить обратно деньги от Пола Манафорта и его партнера Рика Гейтса, те просто «исчезли».
Пол Манафорт представляет новое поколение американских политтехнологов и консультантов, поднявшихся на волне антикоммунизма 1980-х, которую возглавлял президент Рональд Рейган и его администрация. Их задачей было раздуть пламя глобальной войны с мировым злом - в роли которого тогда выступал апологет коммунизма Советский Союз. Соответственно, усилия американских консультантов, готовых продвигать лидеров освободительного движения против СССР, находили горячую поддержку в Белом Доме, невзирая на моральную сторону дела. Развал СССР и его союзников оставил этих людей не удел, но только на некоторое время. Очень скоро их навыки пригодились для отмывки репутации новой элиты из старых советских государств.
В этом смысле Олег Дерипаска
, вышедший победителем из жестоких алюминиевых войн 1990-х, представлял собой идеального клиента для Пола Манафорта.
Ротшильд, Дерипаска и внешняя политика
С Олегом Дерипаской Манафорта свел Нэт Ротшильд (Nathaniel Philip Victor James Rothschild). Это произошло в 2003 году в офисе хеджфонда в Нью-Йорке. Британский финансист имел громкую фамилию, мощные связи и репутацию, которой мог позавидовать любой «новый русский». Неудивительно, что Олег Дерипаска
почувствовал тягу к этому представителю финансового клана. Тем более Нэт Ротшильд активно занимался инвестициями в странах бывшего СССР.
Именно Ротшильд, как пишет журнал The Atlantic, нанял Манафорта в качестве консультанта «одному грузинскому политику в изгнании». Имя этого человека в статье не называется, но судя по описанию (бывший оперативник КГБ, обвиненный в подготовке в покушении на Эдуарда Шеварднадзе в период, когда тот занимал пост президента Грузии) речь идет об Игоре Гиоргадзе, который покинул Грузию, обосновался в Москве, но до сих пор не теряет надежды вернуться на Родину.
Гиоргадзе назван другом Олега Дерипаски, что придает российскому алюминиевому королю геополитический шарм спонсора грузинской оппозиции и бенефициара возможной победы на выборах в этой стране. Еще одним фронтом самостоятельной внешнеполитической линии Дерипаски стала все та же Черногория, в которой, усилиями партнера Манафорта Рика Дэвиса, был организован референдум о независимости. Американские журналисты считают, что этот референдум профинансировал российский олигарх.
Российские власти, по мнению авторов статьи, поддерживали инициативы Дерипаски и даже помогли ему попасть в США, снабдив его дипломатическим паспортом после того, как российскому олигарху отказали в визе.
Черноморская афера
За пределами грандиозных геополитических схем сотрудничество Дерипаски и Манафорта было куда менее результативным. Проще говоря оно закончилось полным провалом, хотя в начале и выглядело вполне многообещающим. В 2006 году Пол Манафорт решил капитализировать свои политические связи и породил
Перикла (Pericles) - так он назвал фонд частных инвестиций, созданный для работы в России и Украине. После чего уговорил Олега Дерипаску вложить в проект 100 млн долларов. Эта сумма не выглядела тогда слишком серьезной дли миллиардера, богатство которого оценивалось в 2008 году в 28 млрд долларов США. Манафорт в итоге деньги получил, и первой его инвестицией стало вложение 18.9 миллионов в проект под названием «Черное море». За это решение Манафорт щедро наградил себя комиссионными в размере 7.35 млн долларов США.
А затем случился кризис 2008 года. Олег Дерипаска
оказался на грани банкротства, и государству пришлось спасать олигарха и его активы. В этот момент представители Дерипаски и предложили ликвидировать так не вовремя рожденного Перикла, а вырученные от распродажи активов деньги вернуть инвестору. Пол Манафорт согласился, но никаких реальных действий это согласие не вызвало, и в 2011 году он просто перестал реагировать на просьбы старого друга. Тем более в тот момент американский консультант вместе со всеми своими инвестициями оказался под мощной (как тогда казалось) политической крышей украинского президента Виктора Януковича. Консультант вместе с президентом ходили в баню, купались голышом в реке и чувствовали весь мир у своих ног. Но скоро ситуация снова вернулась к нулю.
И здесь, на этой нулевой территории Пола Манафорта поджидали юристы Олега Дерипаски. Правда, в результате проведенного расследования тот сам начал подозревать, что «Черное море» на поверку оказалось «Панамой», в том смысле что никто никаких долей в этом проекте от имени Перикла не покупал. Провернуть такую банальную аферу с победителем алюминиевых войн - это, наверное, можно считать вершиной успеха Манафорта, к которому герой шел на протяжении всей своей политической карьеры. В нынешней токсичной политической атмосфере Олег Дерипаска
со своим требованиями выглядит едва ли не вымогателем у американского гражданина, который к тому же вряд ли сможет выплатить взятые «напрокат» деньги. А деньги Дерипаске сейчас очень нужны.
Пути спасения
Несмотря вполне удачное IPO корпорации En+ в Лондоне, финансовое положение алюминиевого короля остается крайне напряженным. Совокупный долг En+ холдинга на 31 июня 2017 года составлял $13,8 млрд (при прогнозируемой EBITDA в $3 млрд). Наличие долговой проблемы, по всей видимости, не останавливает, а, наоборот, лишь подталкивает Дерипаску к экспансии и рискованным решениям. Одно из которых - намерение продолжить строительство Тайшетского алюминиевого завода, которое было заморожено в 2008 году после того, как на него было потрачено почти 800 млн. Чтобы реализовать проект необходимо еще столько же, а окупиться он сможет лишь при нынешних (высоких) ценах на алюминий. Нет никаких гарантий, что так оно и будет.
Есть и еще один инструмент, который никогда не подводил алюминиевого короля. Это ставка на девальвацию рубля. Выручка от экспортных продаж в таком сценарии становится очень привлекательной даже при не слишком высоких ценах, так как позволяет с легкостью оплачивать затраты на электроэнергию и труд заводских рабочих. Есть основания предполагать, что ставка на снижение стоимости рубля станет геополитическим хитом Олега Дерипаски этого сезона. Не даром же он уже начал сетовать, что крепкий рубль наносит ущерб его бизнесу.