Антикоррупционное расследование о взятках «узбекской принцессе» началось еще в 2012 году. Тогда Минюст и Комиссия по ценным бумагам США заподозрили трех операторов — Telia, МТС и VimpelCom — в откатах. По версии следствия, они заплатили дочери первого президента Узбекистана Ислама Каримова за возможность выхода на рынок страны.
Начало расследования спровоцировал документальный фильм на шведском телевидении: в нем журналисты рассказали о преступных связях компаний с Гульнарой Каримовой. На то, чтобы подтвердить это, у следователей ушло пять лет.
Шведский телекоммуникационный холдинг Telia (бывший TeliaSonera) признал свою вину в этом году. 21 сентября Комиссия по ценным бумагам США прекратила дело в отношении компании: чтобы урегулировать претензии, Telia выплатит штраф суммой $965 млн.
Telia — это второй по величине акционер российского «Мегафона». Власти США обвинили компанию в нарушении закона о противодействии коррупции за рубежом. Он запрещает компаниям давать взятки чиновникам в других странах ради получения бизнеса. Прокуратура также предъявила обвинение в «злонамеренном поведении» трем топ-менеджерам Telia. Среди них — бывший президент компании Ларс Нуберг.
По версии следствия, шведы купили выгодные позиции на рынке телекоммуникаций в Узбекистане для мобильного оператора Coscom у «узбекской принцессы» Гульнары Каримовой. С 2007 по 2010 год они перечислили взятки суммой $331 млн на счета офшорной компании Takilant. Она принадлежала модельеру Гаянэ Авакян — хорошей знакомой Гульнары Каримовой. В обмен на это Telia получила лицензию для работы в сетях 3G в республике.
Еще раньше — в феврале 2016 года — руководство VimpelCom призналось, что давало взятки дочери президента: с 2006 по 2012 год холдинг выплатил Каримовой $114 млн. Компания согласилась выплатить штраф суммой $796 млн. VimpelCom (сейчас Veon) владеет российской компанией «Вымпелком». Ей принадлежит торговая марка «Билайн».
Сейчас власти США продолжают расследование коррупции в Узбекистане. Предъявят ли они претензии МТС — пока неизвестно. Год назад МТС неожиданно ушла из Узбекистана, продав 50% своей дочерней компании Universal Mobile Systems местным властям за $1. В компании тогда заявили, что продажа произошла «по ряду причин».
Что с Гульнарой Каримовой?
Сейчас Гульнара Каримова отбывает наказание за хищения, вымогательство и уклонение от уплаты налогов. Уголовное дело было возбуждено в 2013 году, а в 2015 году Ташкентский суд приговорил ее к пяти годам лишения свободы. Следствие установило, что она контролировала организованную преступную группу, которая за 12 лет незаконно завладела активами на $6,3 млн. Кроме этого, ОПГ обвинили в растрате госимущества на $42,7 млн и неуплате налогов на более чем $247 млн.
Продолжается расследование еще одного дела: следствие обвиняет Каримову в мошенничестве при «незаконной реализации радиочастотных ресурсов и земельных участков» и «необоснованного взимания» комиссий с абонентов операторов сотовой связи.
Об уголовном преследовании Каримовой власти Узбекистана заявили только в этом году — два года они молчали о приговоре. Однако в 2013 году Гульнара прекратила появляться на публике. Спецслужбы запретили ей общаться с родственниками и пользоваться интернетом. На похоронах отца в 2016 году она не присутствовала.
Ранее родственники «узбекской принцессы» заявляли о том, что она находится под домашним арестом, но сейчас узбекская генпрокуратура не уточняет, где именно Каримова отбывает наказание.
«Узбекская принцесса»
Гульнара Каримова — старшая дочь покойного Ислама Каримова, первого президента Узбекистана. Она работала в МИД Узбекистана, несколько лет представляла страну в швейцарских международных организациях, была послом в Испании и посланником посольства Узбекистана в Москве.
Она также известна как дизайнер одежды и певица. С 2005 года под брендом Guli она выпускала одежду, парфюмерию и ювелирные украшения. В 2012 году под псевдонимом Гугуша президентская дочь выпустила музыкальный альбом в США. Долгое время СМИ называли Гульнару Каримову преемницей отца, но этого так и не случилось.
В России Каримовой принадлежат счет на сумму в $6 млн, пентхаус в центре Москвы, особняк на Рублевке, восемь квартир и гостиничный комплекс в Ялте. В августе этого года генпрокуратура Узбекистана попросила российские власти арестовать эту недвижимость. Узбекская прокуратура также нашла $1,3 млрд на зарубежных банковских счетах. Большая часть из них — в Швейцарии.