Как предполагают наблюдатели, в данном случае будет задействована схожая схема, по которой был продан пакет "Роснефти" консорциуму Glencore, тесно связанному с миллиардером Геннадием Тимченко, и Qatar Investment Authority - работающей с советником Игоря Сечина – Романом Троценко. Процесс "отъема" уже начался.
Шаг первый сделан – башкирский Арбитраж принял решение взыскать с АФК "Система" и ее "дочки" "Система-инвест" 136,4 миллиарда рублей в пользу "Роснефти". Это может поставить на грань банкротство флагманскую компанию Евтушенкова, главным активом которой является сотовый оператор МТС. Напомним, что в 2014 году судебная инстанция назвала приватизацию "Башнефти" Евтушенковым незаконной, перед этим структуры выходца из "Роснефти" Эдуарда Худайнатова безуспешно пытались купить актив у владельца "Системы". Когда это не удалось, начали действовать силовики. Некоторые обозреватели говорят, что это не совпадение.
В итоге на Евтушенкова завели уголовное дело, и отобрали "Башнефть", а "Роснефть" приобрела актив. Но, похоже, этого Игорю Ивановичу мало. "Роснефть" инициировала иск к "Системе", потребовав возместить убытки "Башнефти", якобы появившиеся после ее реорганизации! По данным "Роснефти", Евтушенков якобы понимал "краткосрочность своего владения", хотя, учитывая отказ Худайнатову, это звучит странно, и якобы выводил активы под видом непрофильных. Сечин захотел вначале 100 млрд рублей, а потом, подумав, указал 170 млрд рублей.
Все попытки Евтушенкова привлечь независимых экспертов для оценки сделок и пожаловаться в Кремль были безуспешны. Ситуация даже дошла до Владимира Путина, - независимые члены совета директоров АФК "Система" пожаловались ему и попросили помощи в урегулировании спор с госкомпанией. Топ-менеджеры говорили, о том, что ситуация навредит инвестклимату и то, что иск необоснован. В итоге, иск на 170 млрд рублей "Системе" был отозван, но на этом история не заканчивается, как понятно из решения суда. В нефтяной госкомпании сказали, что не отзывали иск, а пришедшая бумага – подделка и "недоразумение"! Независимые эксперты предполагают, что в высших эшелонах власти вначале было принято не "погасить" стремление "Роснефть", а потом, под давлением Сечина решение было изменено.
После этого выступил даже пресс-секретарь Путина – Дмитрий Песков, который заявил, что "служебную переписку мы традиционно не комментируем. А что касается спора "Роснефти" и АФК "Система", то он лежит в судебной плоскости и, конечно, президент никоим образом не может вмешиваться в этот процесс". Понятно, что спор был очень серьезный и в итоге Сечин победил.
Ведь "Роснефть" отозвала иск, это мог сделать только кто-то из совета директоров, но после этого пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев сказал, что "Роснефть" обратится в правоохранительные органы для расследования ситуации с подложным документом". Никакого обращения до сих пор нет… Похоже это просто "подковерная игра", в которой взял верх Сечин.
"Сладкий актив"
Как только "Роснефть" подала иск, акции "Системы" упали на 50%. Акционеры АФК сказали, что из-за нефтяного гиганта их компания потеряла 2,5 млрд долларов. Тут же были арестованы актива компании: 31,76 процента акций МТС, сеть клиник "Медси" и 90,47 процента Башкирской электросетевой компании. Но главный актив это МТС.
"Мы, может быть, и не стали бы обращаться за этой мерой (арест активов), но, поскольку наши оппоненты публично и настойчиво демонстрируют презрение к легальным правовым институтам и процедурам, мы очень озабочены тем, чтобы в случае, если суд удовлетворит наши требования, они [требования] были обеспечены", - заявил Леонтьев в интервью СМИ.
Теперь, решение суда станет основанием изъятия МТС и других активов.
Схема - Сечин-РФПИ-арабы
Возможно, Игорь Иванович не захочет контролировать МТС и другие активы, которые скоро отойдут, несмотря на апелляцию "Системы", "Роснефти". Игоря Ивановича и так называют "Серым кардиналом Кремля", который может противостоять Путину. Напомним, что Владимир Владимирович, как утверждают источники Bloomberg принял решение запретить "Роснефти" претендовать на покупку госпакета в капитале компании "Башнефть". Этот запрет лоббировал ряд высокопоставленных правительственных чиновников. Если Сечин в открытую продемонстрирует, что он может безнаказанно расширяться, копя у подвластной ему компании активы, то это может, в конце концов вызвать недовольство Администрации Президента и самого Путина.
Сечин мог бы подключить своего соратника Худайнатова, руководящего ННК, но этот актив и так приходится спасать за счет средств "Роснефти". Поэтому будет, скорее всего, реализована "катарская система". Напомним, в самом конце прошлого года пакет акций "Роснефти" продали за 10,2 млрд долларов консорциуму Glencore, как говорят аффинированному с Геннадием Тимченко, и Qatar Investment Authority - работающей с советником Игоря Сечина – Романом Троценко. В этом году выяснилось, что акции могут быть выкуплены обратно. Как сообщали ряд СМИ со ссылкой на экспертов, эта сделка стала фактически срочным займом для балансировки российского бюджета, причем об обратном выкупе договорились лично президент России Владимир Путин и эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани.
Но это не все, ведь, фонд Катара Qatar Investment Authority (QIA) хочет купить 25% акций ННК, которые находится в кризисе и принадлежит "правой руке" Сечина Эдуарду Худайнатову. Компании уже ведут переговоры. Но зачем арабам компания, которую все время приходится спасать "Роснефти"? Если только за этот актив выложат непомерные деньги. Но кто пойдет на это? Катарцы могут добавить в обратный выкуп акций "Роснефти" блокпакет утопающей в кредитах ННК по завышенной цене. В итоге ННК Худайнатова поправит свое положение, а российский бюджет не только переплатит, но и будет покрывать кредиты ННК. А Qatar Investment Authority (QIA) провернет хорошую сделку.
Отметим также, что Qatar Investment Authority - стратегический партнер Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриева, который вместе с Романом Троценко, являющимся советником Игоря Сечина приобрел актив "Воздушные ворота северной столицы". Не мешает, всем этим подковерным играм даже то, что катарский фонд, принадлежит арабскому государству, был уличен в поддержке терроризма.
Еще одним игроком в этой истории может выступить итальянский банк Intesa Sanpaolo. Ведь акции "Башнефти" проданы катарскому суверенному фонду и трейдеру Glencore, при участии итальянского банка Intesa Sanpaolo, давнего партнера "Газпрома" и "собирателя русских икон", - об этом писала известный журналист Юлия Латынина. Интересно, чтобы грехи замаливать?
Схема, которая будет реализована в ближайшее время, скорее всего будет выглядеть так: упавшие акции МТС будут проданы консорциуму Glencore, и Qatar Investment Authority работающему с РФПИ, но после приобретения пакета "Роснефти" нет свободных нескольких миллиардов долларов, нужны будут средства, которые наверняка выделит Intesa Sanpaolo. После этого будет, как писала The Wall Street Journal, обратный выкуп актива сразу с пакетом ННК и МТС, который и приобретет "Роснефть" недоплатившая государству дивиденды – 35% вместо 50% о чем писал "Интерфакс".
Схема достоянная "великого комбинатора". Если все пройдет, как описано, то Сечин получит не только "бумеранг" в виде вернувшихся акций своей компании, но и прибавит к ним еще и приятный бонус – МТС. Также не обойдут стороной и Glencore, Qatar Investment Authority, РФПИ и Intesa Sanpaolo, где "осядут" неплохие "чаевые". В результате на наших глазах рождается транснациональная корпорация (ТНК), которая угрожает не только конкурентному рынку, практически, монополизируя его, но и угрожает государственному суверенитету. При этом, как отмечают некоторые эксперты, номинально во главе этой ТНК будет стоять госкомпания, а по факту Игорь Иванович Сечин.