В российском правительстве есть один очень известный старожил – это глава ключевого министерства, от деятельности которого зависит состояние всей российской промышленности. Через Минпромторг, возглавляемый Денисом Мантуровым, проходят огромные финансовые потоки на «развитие и поддержку» промышленности. Нетрудно заметить, что в отличие от министра Манутрова, который стал в рейтинге 2019 года самым богатым чиновником, основная часть российской промышленности пребывает в полудохлом состоянии.
К примеру, несмотря на сотни бюджетных миллиардов, вкаченных Мантуровым в российский авиапром, в небе России - одни иномарки, а единственный российский «прорывной» авиационный продукт никому не нужен – и чтобы хоть как-то сохранить «морду лица», компания «Иркут» предложила выкупить ранее произведенные Superjet 100 у последнего зарубежного эксплуатанта. И таких примеров много.
По должности министр Мантуров напоминает нам своеобразного «сеятеля», который «раскидывает» огромные бюджетные миллиарды среди российской промышленности, часть из которой пребывает в том числе и в частных или псевдогосударственных (Ростех) руках. Через Минпромторг распределяется также и часть государственных закупок, а, как хорошо известно, за бюджетные подряды в России принято платить чиновникам: множество уголовных дел - тому подтверждение.
В ситуации с Мантуровым получается, что, повышается благосостояние профильного министра, но отнюдь не вверенной ему промышленности. Феномен достаточно интересный. Во всяком случае, темпы роста если где-то и есть, то они явно несоразмерны с мантуровскими, отмечают аналитики редакции. Именно поэтому в последнее время к Денису Валентиновичу возникает все больше и больше вопросов о происхождении его семейного благосостояния – гостиниц, пансионатов, виноградников и прочее. Буквально недавно Денис Мантуров ответил интересующейся общественности и журналистам, в лице издания РБК. Он заявил, что основу благосостояния его семьи составили те доходы, которые он заработал за 20 лет участия в бизнесе, до перехода на государственную службу.
Коллеги редакции из газеты «Версия» недавно провели свое расследование о 20-летнем бизнесе министра Мантурова, которое с некоторыми уточнениями мы решили опубликовать.«О происхождении семейного бизнеса и богатства министра Дениса Мантурова»«Про самого богатого российского министра по рейтингу 2019 года, писали многие издания. Однако, мало кто интересовался реальными подробностями происхождения его финансового состояния. В материале «Куда уходят бюджетные миллиарды?» мы озадачились вопросом – кем на самом деле является Денис Мантуров, министром или олигархом? Тогда мы предположили, что состояние Мантурова имеет, мягко говоря, ярко выраженный «бюджетный оттенок». Однако, на тот период, вдаваться в подробности не было смысла, а вдруг Денис Валентинович, подобно графу Монте-Кристо, получил доступ к некоему кладу? Тогда и в претензиях к министру нет никакого смысла – повезло человеку! Можно только порадоваться за него. Так бы оно и было, если бы министр был менее разговорчив.
Но, как говорится, за язык Мантурова никто не тянул. В эксклюзивном предновогоднем интервью, которое Денис Валентинович дал изданию РБК, он рассказал общественности, что свое состояние, являющееся ныне его семейным богатством, он сколотил за 20 лет, предшествующих его деятельности на государственных должностях. То есть, никакого «клада» и/или огромного наследства в жизни торгово-промышленного министра нет и быть не может. Поэтому задача поиска семейного благосостояния Мантурова сильно облегчается – этим мы и займемся в данном материале.Определение временного промежуткаИз официальной биографии Дениса Мантурова, размещенной на российском правительственном портале, следует, что родился наш богатейший министр 23 февраля 1969 года. В 1994 году он окончил социологический факультет МГУ. Трудовая деятельность Дениса Валентиновича ведет свой отчет (по данным официального сайта Правительства РФ) с 1998 года. В период 1998-2000 гг. он являлся заместителем гендиректора ОАО «Улан-Удэнский авиазавод», 2000-2001 гг. – коммерческим директором ОАО «Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля».
Далее, 2001-2003 гг. – заместитель Председателя ФГУП «Государственная инвестиционная корпорация» (Госинкор) – то есть, фактически это назначение уже можно считать переходом Дениса Мантурова на госслужбу. В 2003-2007 гг. – гендиректор ОАО «ОПК Оборонпром» – структура, созданная по указу Президента РФ, частично финансируемая из бюджета РФ. А уже 11 сентября 2007 года Мантуров назначен заместителем Министра промышленности и энергетики РФ.
Таким образом, у нас имеются две даты, от которых можно отсчитывать заявленные 20 лет нахождения в бизнесе, о которых Денис Валентинович сообщил корреспонденту РБК. Если считать, что его переход на госслужбу состоялся в 2001 году (и к этому есть все основания), то получается, что бизнесом наш герой начал заниматься с 1981 года, то есть, когда ему было 12 лет. Если же за точку отсчета брать 2007 год, это время поступления Мантурова на министерскую должность, то получается, что (базируясь на его же данных) успехи в бизнесе он начал делать с 1987 года – то есть по достижении 18-ти лет от роду. Но не одна из названных границ не позволяет найти в биографии министра 20-летнего успешного бизнеса.
На самом деле, точка отчета с разницей в 6 лет в наших расчетах не столь принципиальна. Как мы и предположили, а читатель ниже убедится, что никакого 20-ти летнего бизнеса у министра Мантурова не было и в помине.Начальный период накопления богатстваПонятно, что с 12 лет никакого бизнеса у Дениса Мантурова быть не могло. Не было его и в 18 лет. Хотя, нет, возможно, устроившись в октябре 1986 года на должность слесаря-сантехника ЖСК «Магистраль» (117 571, Москва, Ленинский пр., дом 154), именно там будущий министр положил основу своему благосостоянию. Но, все же, советский период с его уровнем зарплат едва ли стоит учитывать, тем более что уже с 1987 по 1989 год Денис Мантуров проходит службу в Московском военном округе ПВО. Более подробные детали биографии будущего министра мы черпаем из его анкеты, которую он собственноручно заполнил 12 июля 2000 года (имеется в редакции).
После службы Денис Валентинович поступает на подготовительное отделение, а потом переходит на социологический факультет МГУ и заканчивает его в 1994 году. Параллельно с 1991 года он числится в компании своего будущего тестя Евгения Киселя – это СП «Аэрорепкон», которое впоследствии трансформируется в ЗАО «Аэрорепкон». По данным открытых источников, фирма просуществовала до марта 2010 года, ничем примечательным, в плане доходов, похвастаться она не могла. В этой компании Денис Мантуров, в качестве наемного сотрудника, числился до 1997 года.
В 1998 году Евгений Кисель пристраивает своего зятя в качестве заместителя гендиректора в ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» (У-УАЗ), и тут мы уже переходим к официальной части биографии министра Мантурова с правительственного портала. Мог ли Денис Валентинович на должности заместителя гендиректора У-УАЗ заработать хорошие деньги? Ответить на этот вопрос нам поможет гендиректор У-УАЗ Леонид Белых – в своем интервью сетевому изданию «МК в Бурятии», посвященному собственному 70-летию, он утверждает, что: «самым показательным был 1998 год, когда я стал директором завода. Предприятие тогда практически стояло, были большие долги, люди не получали зарплату по 18 месяцев, бастовали. Нам отключили свет. Все оборудование арестовано». То есть, в 1998 году, когда Мантурова пришел в У-УАЗ, завод был полностью погружен в долговую яму, из которой вылезал (если верить Белыху) следующие три года. Но в 2000-м году Мантуров, так и не дождавшись благополучия У-УАЗ, пересел в кресло коммерческого директора ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» - который, как писал журнал «Эксперт», в ту пору находился в состоянии банкротства в процедуре внешнего управления и судебных споров.
Таким образом, можно совершенно четко сказать, что доход, полученный Денисом Мантуровым за этот период, не мог составить основу огромного благосостояния его семьи, ставшего достоянием общественности за годы его нахождения в должности торгово-промышленного министра.
Этот вывод полностью подтверждается данными Пенсионного фонда РФ – за 1999 год Улан-Удэнский завод выплатил Мантурову 49 674,14 рублей, МВЗ им. М. Л. Миля в 2000 году выплатил Мантурову 68 027,21 рубль, а за 2001-й год – 27 106,50 рублей.
Не дождавшись выхода ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» из банкротства, в начале 2001 года Денис Мантуров перебрался в кресло заместителя председателя «Государственной инвестиционной корпорации» («Госинкор»). Получается, что обозначенный Мантуровым временной промежуток заявленного им «успешного бизнеса» либо полностью обнуляется, если считать временем его перехода на госслужбу 2001 год, либо составляет всего пять лет, если за точку отсчета брать 2007 года, когда наш «герой» был пристроен Сергеем Чемезовым в Правительство РФ. Тогда о каких 20-ти годах «успешного бизнеса» рассказывал Денис Валентинович изданию РБК?Приобщившись к государствуПереход Дениса Мантурова в «Госинкор» можно смело трактовать, как переход «от частного к государственному». Ведь по статусу «Госинкор» являлся федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП). И вот тут, несмотря на то, что уже в феврале 2003 года по Указу Президента РФ № 135 «Госинкор» ликвидируется, доходы Дениса Мантурова растут просто скачкообразно. Так, по данным Пенсионного фонда РФ, на «дойке» этой госструктуры и ее сателлитов Денис Валентинович «зарабатывает» следующий капитал: с 01.01.2001 по 31.12.2001 «Госинкор» выплачивает ему годовой доход в сумме 633 980,81 рубль, за этот же период годовой доход ему выплачивают также КБ «Гута-банк» и Филиал СБ «Губернский» (работа в которых не значится в официальной биографии министра) 251 335,21 и 612 770,37 рублей соответственно. Итого, за 2001 года Денис Валентинович получил для формирования будущего семейного богатства в общей сложности 1 528 086,39 рублей.
2002 год был более удачным, в этом году «Госинкор» порадовал Мантурова годовой оплатой в сумме 1 121 453,58 рублей, КБ «Гута-банк» – 2 183 203,23 рубля. Зародившийся в то время в форме закрытого акционерного общества «ОПК Оборонпром» обрадовал Дениса Валентиновича выплатой годового содержания в размере 449 023,03 рубля. К этому же периоду относится поддержка благосостояния Дениса Мантурова со стороны представительства зарубежной компании «РКМ Броукаридж ЛТД» в размере 230 000,00 рублей.
Поскольку тогда статуса иностранного агента получателям подобных платежей не присваивали, то и Мантуров, увы, не удостоился этого титула. Итого в 2002 году поступления Мантурова составили 3 983 679,84 рублей.
Тут важно отметить, что никаким «успешным частным бизнесом», эти поступления назвать нельзя – сами посудите, «Госинкор» находился в процессе ликвидации, то есть, иными словами, руководство, по сути, растаскивало по карманам имущество госструктуры, которой скоро не станет. ЗАО «ОПК Оборонпром» только-только народилось и в ту пору никакого бизнеса еще не вело. Бизнес у этой структуры появится позже.
В 2003 году по данным Пенсионного фонда РФ Денис Мантуров получал оплату на свое содержание в годовом исчислении от КБ «Гута-банк» – 851 899,78 рублей, ОАО «ОПК Оборонпром» - 1 953 694,58 рубля и, что было очень предусмотрительно со стороны немцев (учитывая, что ныне от министра Мантурова полностью зависит медицинская сфера в России), от компании «Байер АГ» – 2 489 488,45 рублей.
Итого, за 2003 год – 5 295 082,21 рубля. Уже больше. Но не настолько, чтобы этими деньгами можно было оправдать ну, скажем, долю Мантуровой Тамары Федоровны в ООО «Финансовые системы» (создано 05.11.2003 года), которая, согласно выписке ЕГРЮЛ, составила 3 695 528 000,00 рублей.
Поэтому далее мы не будем утомлять читателя изучением данных Пенсионного фонда РФ. Очевидно, что приведенных цифр достаточно для того, чтобы предположить – источник богатства семьи Мантурова надо искать в какой-то другой плоскости.За пределами официальных данныхИтак, стало понятно, что искать источник солидного финансового благополучия министра Мантурова и его семьи в официальной части (по крайней мере той, что подвластна данным Пенсионного фонда России) нет никакого смысла. Поверить на слово Денису Валентиновичу о, якобы 20-ти летнем успешном бизнесе, мы тоже не можем – никаких успешных бизнес-структур «догосударственного» периода у Мантурова мы не нашли. Тогда откуда у Мантурова взялись столь огромные средства, превращаемые в активы?
У нас есть кое-какие предположения на этот счет, которые мы и представим ниже на суд нашему читателю.
Поработав в «Госинкоре» и быстро осознав, что обогащение за счет государства не требует большого ума, Денис Валентинович, при поддержке Сергея Чемезова создает ЗАО «ОПК Оборонпром», регистрируя его в здании ФГУП «Рособоронэкспорт» по адресу Москва, ул. Стромынка? дом 27/3.
Аппетиты растут, и своим письмом исх. № 166 от 24.09.2003 года Мантуров просит тогдашнего заместителя председателя Правительства РФ Бориса Алешина передать ему, в качестве вклада в уставной капитал безвозмездно (то есть даром) ряд госактивов, в том числе и 49,18% акций У-УАЗ. Еще 14% акций этого завода, передаст ему от лица ФГУП «Рособоронэкспорт» его будущий подельник – Сергей Чемезов. Не поэтому ли, впоследствии, в контролируемом Мантуровым ООО «Финансовые системы», появилась доля компании ООО «Финансовые инвестиции», принадлежащей Станиславу Сергеевичу Чемезову в размере 3 695 528 000-00 рублей?
А с выходом 29.11.2004 года Указа Президента РФ «Об открытом акционерном обществе «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром», созданная Мантуровым структура войдет в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ Российской Федерации, и станет полноправным бюджетополучателем.
Таким образом, к 2004 году, благодаря манипуляциям с федеральным имуществом, Денис Валентинович стал контролировать завод, который, как мы помним, он покинул в далеком уже 2000-м году. Надо отдельно отметить, что, несмотря на свой уход из У-УАЗ, Мантуров все эти годы не прерывал с заводом деловых контактов. Московское представительство завода возглавлял завезенный из Геленджика (с малой родины Евгения Киселя) ставленник Мантурова – Максимов Евгений Васильевич. Он же потом, в качестве гендиректора контролировал ООО «Финансовые системы», преобразованное позднее в АО «Финансовые системы» - компании, через которые прокручивалась видимая в России часть финансовых средств семьи Мантурова.
Так как руководство У-УАЗ в лице бессменного гендиректора Леонида Белых было не чуждо будущему министру, то резонно предположить, что реализацию открывшихся с образованием АО «ОПК Оборонпром» возможностей по обогащению, Денис Валентинович начал именно с этого предприятия. По понятным причинам, Леонид Белых, находясь теперь в подчинении главного акционера, возражать ему не мог.Кипрская фирма из БелизаПриход Дениса Мантурова (в лице ОАО «ОПК Оборонпром») в качестве главного акционера У-УАЗ характеризуется всплеском посреднической активности офшорных структур. Только за короткий период 2003-2007 годов У-УАЗ заключил агентские соглашения с офшорными компаниями на общую сумму почти $37 000 000-00. Мы не беремся утверждать, что вся эта сумма пошла в пользу финансирования семейного бизнеса, но, возможно какая-то ее часть все же превратилась впоследствии в отели и виноградники министерской семьи.
Так, еще в 2018 году, в материале «Реквием по «Оборонпрому», наше издание уже обращало внимание своих читателей на интересные транзакции У-УАЗ в пользу офшорных компаний «Dorb & Bluem Business Grup Limited», «А1 Sp. z o.o.» и ряд других, на наш взгляд, сомнительных сделок, подконтрольных Мантурову структур. В пользу нашей версии о сомнительности вышеуказанных сделок, нам остается лишь добавить, что по данным наших источников, директором кипрской фирмы «Dorb & Bluem Business Grup Limited», зарегистрированной в Белизе, оказалась уроженка Ростова-на-Дону Ирина Александровна Коумпари (Iren Koumpari) в девичестве Воробьева, а по первому мужу Юсупова.
Кстати, судя по информации из кипрских источников, Ирина Александровна действительно специализировалась на оказании административных услуг на Кипре, а 30 апреля 2018 года была взята под стражу кипрской полицией за присвоение 1,97 млн. евро со счета одной из компаний, которой она оказывала административные услуги. Месяцем позже уголовный суд города Никосии приговорил ее к восьми годам тюремного заключения после того, как она была признана виновной в краже и отмывании денег.
Мы разобрались в том, почему издание «Версия» называет компанию DORB & BLUEM BUSINESS GRUP LIMITED «кипрской фирмой из Белиза». Дело в том, что в преамбуле договоров, которые были подписаны между ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» и вышеуказанной компанией значится, что эта компания действует по законам Республики Кипр. А в завершающей статье, где указаны юридические данные договаривающихся сторон указано, что компания DORB & BLUEM BUSINESS GRUP LIMITED является офшором из Белиза. Зачем это сделано? А все очень просто – если с Кипром у России подписаны соответствующие соглашения об избежание двойного налогообложения, то с Белизом такого соглашения нет. То есть в этой сделке есть как минимум одна уголовная составляющая – касающаяся налогообложения. В этой сделке вообще много интересного – ведь часть денег по этому контракту вообще уходило напрямую в Сингапур в адрес третьей компании с регистрацией в Гонконге.
Что касается вывода средств через компанию А1 Sp. z o.o., то о ее сомнительности говорит тот факт, что даже Андрей Реус, сменивший Дениса Мантурова в кресле гендиректора ОАО «ОПК Оборонпром» не признал необходимость заключения соглашения с этой фирмой.
Мы не будем подробно описывать все «художества» того периода, достаточно приведенных выше эпизодов, которые в достаточной мере характеризуют так называемый «бизнес» будущего министра. Возможно, именно эти и подобные им сделки способствовали появлению столь обширного богатства семейства Мантуровых. Ведь другого бизнеса у Дениса Валентиновича нам найти так и не удалось. Ну а потом, уже в министерстве, Денис Мантуров стал по должности распорядителем огромного количества бюджетных средств, вливаемых в различные промышленные отрасли России. А так как особого успеха в отраслевом развитии у России нет, ну взять хотя бы авиацию…, то сразу возникают вопросы – куда в реальности через всевозможные холдинги и прочие непроизводственные конструкции уходят эти средства? Неужели часть из них потом воплощаются в гостиницы и виноградники семьи торгово-промышленного министра? Ведь никаких 20-ти лет успешного бизнеса в его биографии нам найти так и не удалось.
Знаменитая фраза «Поздравляю Вас, гражданин соврамши!», сказанная в бессмертном произведении Михаила Булгакова Коровьевым (Фаготом) конферансье Жоржу Бенгальскому, стоила последнему головы. Как известно ее (голову) у вруна оторвал кот Бегемот «в два поворота».
Мы, конечно же, не призываем казнить Мантурова с привлечением мифического кота, но очень надеемся на то, что соответствующие российские компетентные органы обратят должное внимание на рассказ министра о происхождении его богатства и сопоставят сказанное им с реальностью.
В противном случае, каждый гражданин России может рассказывать подобные «сказки» и, следуя логике прецедентного права, наши правоохранительные органы принепременно обязаны ему поверить.