Характерно, что Герман Греф
вместо того, чтобы объяснить гражданам причины сбоев, называет сообщения о них «фейком». Для тех же, кто страдает от проблем Сбера, эти «фейки» превращаются в финансовые потери.
Вам кредит, платите!
В сентябре клиенты Сбербанка вновь столкнулись с проблемами. Сначала россияне заметили, что их карты поменяли статус. Были обычными дебетовыми, то есть теми, которые не предусматривают возможности пользоваться заемными средствами. А стали овердрафтными. По сути, они превратились в кредитки: услуга овердрафта позволяет клиенту тратить больше денег, чем есть у него на счету. В течение определенного периода времени он может бесплатно пополнить то, что потратил. Если не сделает это вовремя, то банк спишет проценты за пользование деньгами.
На проблему обратили внимание клиенты, которые пользуются электронным банком «Сбербанк онлайн». В разделе «статус карты», где всегда было написано «дебетовая», появилась надпись «овердрафтная». Явление это, судя по отзывам пользователей, оказалось массовым. Тревога граждан понятна: мы не всегда точно знаем, сколько денег осталось на карте. Если их не хватает на покупку, или мы запросили в банкомате превышающую сумму, то покупка не пройдет, а кэш-машина деньги не выдаст. А вот если у тебя овердрафт, то все будет в порядке. Просто клиент уйдет в минус и станет должником банка. А поскольку он об этом знать не будет, то придется заплатить за пользование кредитными средствами.
В Сбербанке отреагировали, объяснив, что волноваться нечего. Это был исключительно технический момент, и паниковать не надо, потому что карты были и остались дебетовыми. А раз так, значит нельзя потратить больше средств, чем есть на карте. И вроде бы выглядит все пристойненько, если бы не два момента. Первый: речь идет о крупнейшем банке страны со 110 миллионами клиентов. Неужели у кредитного учреждения не хватает возможностей, чтобы не заставлять волноваться больше половины населения государства? Второй же нюанс состоит в том, что, по рассказам некоторых клиентов, с них все-таки списывалась плата за пользование овердрафтом. Правда это или нет – неизвестно. Но если это действительно было так, то можно констатировать, что граждане из-за Сбербанка понесли убытки. Скорее всего, незначительные. Но разве о них что-то сказано в договорах со Сбером?
Сбербанк: заходите завтра
Прошла всего неделя после этих волнений, и страсти по овердрафту, вроде бы, улеглись. И тут Сбербанк приготовил пользователям новый сюрприз. Теперь сломался сам электронный сервис «Сбербанк онлайн». Клиенты пожаловались, что не могут зайти в личный кабинет ни с мобильного телефона, ни со стационарного компьютера. Вскоре проблема была решена, и вроде бы в этом тоже ничего особенного нет. Ну, сломалось, ну, починили, бывает. Но подобные сбои у Сбера происходят регулярно. Даже двух месяцев не прошло с тех пор, как по всей стране вышла из строя платежная система госбанка. За полтора месяца до этого тоже был сбой. Не слишком ли часто это случается?
Автор этих строк в те часы, когда произошел последний форс-мажор, находился в отделении Сбербанка, понадобилось заплатить госпошлину. У банкоматов выстроилась очередь, впрочем, это для Сбера нормальное явление. Зато было пусто у новеньких зеленых терминалов банка, с помощью которых пользователи могут без комиссии совершать любые операции. А пусто было, потому что терминалы эти из-за технических проблем не работали. Пришлось идти в кассу и платить по старинке, с помощью квитанции и кассира. Известно, что у Германа Грефа есть пунктик: перевести свой банк полностью на инновационные, электронные рельсы. Поэтому за операции с наличными в кассе взимается комиссия: 3%, но не менее 30 рублей. Сумма пошлины была 400 рублей, поэтому комиссию взяли в 30 рублей. Вроде бы смешные деньги, но если подсчитать, то это 7,5% от суммы. Отличная комиссия, которая, правда, больше подошла бы уличным менялам.
Банк наш – потери ваши
И это, кстати, важнейший аспект всех историй о поломках в Сбербанке. Кто-то, если верить рассказам, заплатил банку за мнимый овердрафт. Кто-то, не имея возможности провести бесплатный платеж в личном кабинете, заплатил комиссию. В этих случаях клиенты потеряли, а банк заработал. Это крошечные суммы, но копейка, как говорится, к копеечке. Наверняка были случаи, когда из-за проблем в Сбербанке люди не могли перечислить кому-то деньги, срывались мелкие сделки, не приходили вовремя платежи, брались пени. Согласимся, все это мелкие неприятности. Но неужели нельзя сделать так, чтобы они случались как можно реже? В конце концов, за все это можно приносить клиентам хотя бы извинения. Хотя бы ради репутации.
Герман Оскарович Греф, который как руководитель должен отвечать за все, что происходит в крупнейшем банке, этого делать, вероятно, не собирается. Более того, в его стиле высокомерно отозваться о тревогах пользователей. То же превращение дебетовых карт в овердрафтные госбанкир просто напросто назвал «фейком». Логика железная: если Греф не знает о проблеме или не верит в нее, то проблемы не существует. Напоминает знаменитое выражение французской королевы Марии-Антуанетты, которая узнав о том, что крестьяне голодают, удивилась: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные».