Кадровые чистки в Крыму: что это было

Источник
Почему российское правительство воюет на полуострове с Партией регионов и как долго еще Сергей Аксенов будет во власти
Для правящей российской элиты подтягивание республики до общероссийского уровня жизни является серьезным репутационным вызовом, учитывая, что в РФ начинается электоральная кампания. Опасаясь негативного влияния экономического упадка на умы россиян, власть уже приблизила дату федеральных выборов (пока только в парламент). В этой ситуации каждая победа у крымских истоков российской государственности приобретает огромное значение для выживания всего режима в целом и сохранения должностей за отдельными чиновниками в частности.

И если Владимиру Путину как суверену для получения электорального иммунитета было достаточно вернуть столь важный в идеологическом контексте кусок земли в «родную гавань», то о правительстве того же сказать нельзя. Продемонстрировать состоятельность по крымскому вопросу кабинет Дмитрия Медведева может только путем развития региональной экономики. А на этой ниве пока видны лишь пробуксовки, которые бьют по репутации команды нынешнего премьера.

Но так как в отношениях с новым регионом правительство РФ придерживается крайне осторожной и консервативной позиции, меры воздействия ограничиваются кадровыми чистками в отдельных министерствах. Впрочем, о том, чтобы привлечь к ответственности и отправить в отставку лично главу республики, речи пока нет.

А отвечать Сергею Аксенову есть за что, поскольку четверым из пяти уволенных министров его правительства в той или иной форме предъявлялись обвинения в лоббировании коррупционных схем или банальном воровстве.

По идее, глава Республики Крым (РК) должен был уже давно сложить полномочия: если главный чиновник не знал, что его подчиненные работают на собственный карман, то он не контролирует ситуацию. Тогда зачем РК такой управленец? Если же Аксенов знал о грешках своих министров, то, как непосредственный их руководитель, должен разделить с ними ответственность за совершенные правонарушения.

Но ни один из этих сценариев до сих пор не реализован, так как глава Крыма еще не утратил доверие президента. А в управленческих делах это сейчас главное.

Первый приезд Медведева и ясные сигналы

За последние два месяца премьер побывал в республике дважды: впервые — 27 апреля, второй визит начался 14 июня и длился несколько дней. Столь пристальное личное внимание главы правительства к проблемам полуострова расценивали и как пиар-повод, и как желание Москвы создать хотя бы видимость эффективной работы государственной машины в регионе, и как способ показательного форматирования местной власти.

Примечательно, что этому визиту предшествовали сразу две кадровые перестановки в высших эшелонах исполнительной власти Крыма. В марте был уволен министр транспорта республики Анатолий Цуркин, а в апреле, буквально накануне приезда премьера, в СМИ появилась информация о грядущем увольнении министра курортов Елены Юрченко.

Официально первую свою поездку Дмитрий Медведев посвятил вопросам подготовки полуострова к курортному сезону, а также проблемам местного сельского хозяйства и строительства. Целеполагание визита было таким: Россия хочет убедиться, что Крым может привлекать инвесторов, постепенно уходя от тотальной дотационности. Как бы в подтверждение серьезности этого требования и были уволены министры. Конечно, с официальной формулировкой «по собст­венному желанию», чтобы чиновники могли уйти с высоко поднятой головой.

Анатолия Цуркина уволили за то, что он не смог организовать качественную работу паромной переправы в Керчи, а также по следам заявления заместителя министра транспорта РФ Николая Асаула, что предприятие «Крымские морские порты», подконтрольное Цуркину, не соблюдало установленных сроков работ и распоряжалось бюджетными деньгами с нарушениями закона.

И хотя Цуркина уволили как минимум за неэффективность, а как максимум — за крышевание коррупционных схем, впоследствии его перевели на должность советника главы республики именно по транспортным делам. А сам Сергей Аксенов, защищая своего подопечного, сказал, что об увольнении речь вообще не шла, — это просто перевод.

Это уже потом, в начале лета, когда стало понятно, что все сигналы прошли мимо главы республики, Главное следственное управление СК РФ возбудило уголовное дело против Анатолия Цуркина за его неправомерную деятельность на должности министра. А первоначально было только увольнение из-за провала подготовки к курортному сезону.

Место министра транспорта (и пока это исключение, а не правило) занял присланный из России «варяг» — Андрей Безсалов. У чиновника хотя и есть керченские корни, но сам он непубличный профессионал, который не входит в зону тотального контроля Сергея Аксенова.

Примерно по той же причине, что и Анатолий Цуркин, должности лишилась и бывший министр курортов Елена Юрченко — соратник спикера крымского парламента Владимира Константинова по Партии регионов (в свое время она была заместителем руководителя ялтинской ячейки партии).

За несколько дней до апрельского (первого) визита Дмитрия Медведева в Крым Елена Юрченко оказалась в центре скандала: ее министерство провалило переговоры с компанией «Пегас Тревел» — одним из крупнейших туристических операторов России, не собрав необходимое количество переговорщиков.

Также Юрченко обвинили в лоббировании посреднических программ между местными туристическими фирмами и подконтрольной ей ГУП «Солнечная Таврика». По сути, Елена Юрченко попыталась перевести на себя туристические финансовые потоки (в том числе через посреднические схемы), за что и поплатилась креслом.

Ее место занял Сергей Стрельбицкий — чиновник с большим стажем, который в украинские времена продвинулся по карьерной лестнице при помощи той же Партии регионов (например, работал помощником львовского губернатора, назначенного Виктором Януковичем). Разница между ним и Еленой Юрченко только в одном: Стрельбицкий является креатурой Сергея Аксенова, а Юрченко контролировал спикер парламента Владимир Константинов.

Таким образом, накануне первого визита Дмитрия Медведева счет был 1:1 — условная ничья между главой республики и руководителем федерального правительства.

Кадровые чистки. Круг второй

Второй визит Дмитрия Медведева оказался намного жестче первого. Из уст премьера прозвучала резкая критика: мол, количество участников свободной экономической зоны в Крыму должно измеряться сотнями и тысячами (а не как на тот момент было — 15 у Симферополя и 9 у Севастополя), да и вообще СЭЗ на полуострове не работает.

А перед самим приездом премьер выступил с разгромным комментарием, заявив, что качество обслуживания в республике «даже не российское», и добавив, что знакомые жалуются ему на то, что уехали с местных курортов в скверном настроении. Короче говоря, туристический сезон даже не успел начаться, а Москва уже признала его провал.

«Послесловием» этих двух тем и стали дальнейшие чистки в крымских министерствах.

Прямо во время визита Дмитрия Мед­ведева был неожиданно уволен министр экономики Николай Коряжкин, который в свое время был советником вице-премьера Евгении Бавыкиной, присланной из Москвы следить за деятельностью команды главы республики изнутри.

К Коряжкину не было никаких претензий коррупционного толка, и есть все основания полагать, что его убрали просто потому, что Сергею Аксенову на этой должности нужен был свой человек. И таковой быстро нашелся: это Валентин Демидов — бывший активист Партии регионов и до недавнего времени мэр Армянска.

А 26 июня от своей должности на время расследования был отстранен Александр Гордецкий — министр имущественных и земельных отношений Крыма. Причиной проверок, которые, кстати, инициировал сам Аксенов, стало то, что Гордецкий дал согласие на продление договора аренды санатория им. Семашко, который занимает площадь 1,2 тысячи квадратных метров в поселке Симеиз. За курортную территорию такого размера арендаторы платили всего 113 тыс. рублей в месяц.

Через несколько дней, 29 июня, ФСБ уже по собственной инициативе задержала министра промышленной политики полуострова Андрея Скрынника. Его обвинили в подделке документов, по которым была проведена незаконная приватизация имущества, нанесшая государству ущерб в размере 48 миллионов рублей.

А кадровым итогом месяца стало задержание главы Федеральной налоговой инспекции в Крыму Николая Кочанова, которого с поличным поймали на взятке. И хотя он не министр, но в общую картину воровства и коррупции среди местных чиновников вписался хорошо и вовремя.

В общем, за последний месяц имидж крымского руководства был окончательно подорван специфической кадровой политикой, продиктованной одновременно стремлением главы республики подмять под себя все министерства и неспособностью местного аппарата самостоятельно очиститься от коррупционеров.

Борьба с коллективной «Партией регионов»

Все министры, против которых выдвигались и выдвигаются обвинения во взяточничестве, не первый год находятся в крымской политике. Большинство из них в свое время были связаны со структурами Партии регионов: если чиновники и не были членами партии сами, то, во всяком случае, работали на тех, кто в ней состоял. И это принципиальный момент, ведь после фактического присоединения Крыма к России никакого нового политического класса здесь не появилось. Неофитами российского патриотизма оказались те, кто в украинские времена спокойно сидел на государственных должностях или работал в местных выборных органах.

Актив команды Сергея Аксенова, унаследованный от партии «Русское единство», быстро иссяк. Из-за нехватки собственных кадров политику пришлось воспользоваться тем, что было. А «была» только Партия регионов. Везде, на всех уровнях, тотально.

Поэтому сложившаяся ситуация для Сергея Аксенова трагична. Он ведь хотел выстроить в республике централизаторскую политику по примеру Чечни, а оказалось, что, во-первых, регион очень важен для электоральной состоятельности Кремля и самостоятельно рулить им не получится, а во-вторых, выяснилось, что качественный уровень управленческого корпуса настолько низок, что скоро об увольнениях крымских министров будут ходить анекдоты.

При этом федеральное правительство не решается на прямое вмешательство в ситуацию в виде назначений столичных специалистов, потому что не желает нести полную ответственность за ситуацию на полуострове. Поэтому министры пока продолжают назначаться из числа местных, хотя не исключено, что скоро в республику все-таки пришлют группу менеджеров из Москвы. Ведь на самом деле борьба за развитие Крыма (по крайней мере сейчас) идет не с западным миром, а с коллективной «Партией регионов» внутри самого полуострова. И чем быстрее российское правительство решит заполнить местные кабинеты приезжими чиновниками, тем лучше будет для республики.

В сложившихся блокадных условиях серьезного экономического эффекта это, конечно, не даст, и Кремль получит ожидаемый электоральный урон. Но хотя бы воровать на местах будут меньше. А это для Крыма жизненно важно. 


 
Персоны Компании
Чехарда в Крыму: почему министры уходят и попадают под следствие
Министр промышленности Крыма Андрей Скрынник задержан сотрудниками управления ФСБ по региону. Пятеро его коллег по первому правительству Сергея Аксенова уже оставили посты, часть из них — под следствием.
Следователь Бастрыкина пробил заслон
Впервые в Петербурге арестован руководитель масштаба главы завода «Ленинец».На столе у доверенного следователя Александра Бастрыкина лежат три дела. Они связаны покушением на жизнь журналиста «Ъ» Кашина. По одному из них и изолирован директор оборонного предприятия Горбунов. Операцию проводит столица. Президент явно еще до старта был осведомлен о последствиях.
Покер с банкирами: как Игорь Зюзин обыграл кредиторов «Мечела»
Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк не смогли лишить основателя «Мечела» контроля над компанией. Теперь Игорь Зюзин как никогда близок к победе над кредиторами
«Блистательная» Тина Канделаки
Как зарабатывать деньги на пиаре госкомпаний.
Расследование РБК: на чьи деньги живет Донбасс
Экономика непризнанных республик на востоке Украины — или зон Т1 и Т2, как их называют российские чиновники, — тесно связана с Россией.
Чтоб не провалился: почему для памятника князю Владимиру ищут новое место
Инициаторы установки памятника князю Владимиру ищут для него новое место, испугавшись обрушения площадки на Воробьевых горах. Но столичные власти провели три тендера на 500 млн руб., и работы уже начались.
Сбербанк рассказал об опустошении АСВ «серийными вкладчиками»
«Серийные вкладчики» получают около четверти выплат Агентства по страхованию вкладов, подсчитал Сбербанк. В некоторых банках, лишившихся лицензии, их вклады формируют до 40% депозитов.
Древо, не приносящее плода доброго
Тамбовскому губернатору-старожилу Олегу Бетину подыскали почетную должность замминистра.
МВД проверяет верфь «Звезда» за вывод в офшор 400 млн рублей
Оперативники МВД решают вопрос о возбуждении уголовного дела о выводе за границу 400 млн рублей, которые проходили через ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» и ОАО «ВПК «НПО машиностроения»
Николай Толстых расплатился со всеми
Отставкой с поста президента РФС.
Работа на взнос
Как устроен благотворительный фонд имени Ахмата Кадырова.
«Грузинское чудо»: зачем Порошенко назначил Саакашвили губернатором
Президент Украины назначил Михаила Саакашвили губернатором Одесской области. От него ждут повторения «грузинского чуда», однако в украинских условиях это будет сложно, констатируют эксперты.
Четкий, чуткий
История службы государству Александра Коновалова, министра юстиции Российской Федерации.
Кто сегодня рулит Крымом
Пять «министров-лоббистов».
В администрации президента – конфликт интересов
Что означает атака на Собянина и Воробьева.
Отказ от санации «Транспортного» ударил по фонду страхования вкладов
Несмотря на скорое снижение страхового фонда до 30 млрд рублей, АСВ не планирует обращаться в Центробанк за кредитом.
Урановая дружба довела до арбитража
Монголия отбивается от многомиллионных претензий канадской компании, обделенной ураном в пользу дружбы с Россией, и обещает аннулировать решение международного арбитража.
Зачем Буковского ждут в английском суде
Первое заседание в Магистратском суде Кембриджа по так называемому "делу Буковского" прошло без подсудимого. Советский диссидент, злой критик нынешней российской власти, в суд не явился.