18 апреля в Мадриде Центральный следственный суд Испании вынес решение в пользу предпринимателя Владимира Туровецкого, которого испанские бизнес-партнеры восемь с лишним лет пытались обвинить в недобросовестном управлении совместным предприятием.
На фоне беспрецедентного всплеска русофобии на Западе, суд страны, входящей в список недружественных России, признал необоснованность заявленных к бизнесмену требований. В нынешние времена сам по себе такой судебный акт выглядит сенсацией. Очевидно, претензии к Владимиру Туровецкому были столь несостоятельными, что даже негативный политический фон не помог его оппонентам и бывшим партнерам.
В 2012 году в Нидерландах была учреждена компания Zed+, объединившая активы испанской компании Zed Worldwide и контент-провайдеров российского оператора сотовой связи «Вымпелкома» (бренд «Билайн») – компаний «Темафон» и «Тематика». Совместное предприятие могло стать крупнейшим контент-провайдером в мире с присутствием в более чем 70 странах, но оказалось, что истинной целью испанцев было использование успешной российской компании в своих сомнительных целях. Российские партнеры выяснили, что глава Zed Worldwide Хавьер Перес Долсет, похоже, скрыл от них плачевное финансовое положение своей компании. Он, по всей видимости, пытался не только выкачать максимум дивидендов из России, но и «раздуть» отчетность всей вновь созданной группы компаний, чтобы привлечь очередное финансирование под эту раздутую отчетность, а затем вывести полученные средства и присвоить их. За это испанского мачо и членов его семьи уже судят в Испании. Россияне отказались принимать участие в подозрительных сделках и в 2014 году обратились в Коммерческий суд Амстердама с требованием провести независимый аудит Zed+ и назначить внешнего управляющего.
Испанцы, в свою очередь, решили, что лучшая защита – это нападение, и выдвинули встречные, как было позднее доказано, надуманные обвинения в сокрытии прибыли российской стороной. Они утверждали, что «Темафон» продавал контент основному покупателю, «Вымпелкому», не напрямую, а через посредника – ООО «Встреча», гендиректором которого был Владимир Туровецкий, до 2009 года руководивший и «Темафоном». Испанцы утверждали, что привлечение посредника лишило Zed+ части прибыли, что не нашло своего подтверждения.
В 2016 году голландский суд встал на сторону россиян, признал Zed+ банкротом и ввел в группе внешнее управление. Суд уличил Хавьера Переса Долсета в «несправедливом администрировании» при образовании Zed+ и в предоставлении акционерам неполной информации с целью максимизировать «свой личный интерес и интерес своей семьи». Испанская Фемида пришла к схожим выводам в отношении его «добропорядочности». Вероятно, поэтому Долсета в 2017 году на родине арестовали за хищение средств из группы Zed и дачу взяток.
И вот, наконец, после долгих разбирательств суд Испании снял все претензии к Туровецкому, так же, как ранее исключил из этого дела Михаила Фридмана, которого семья Перес пыталась безо всяких оснований включить в процесс для придания делу большей публичности.
Затянутость процессов в испанском суде давно вызывает недовольство не только испанцев, но и Евросоюза. Летом 2023 года в своем ежегодном отчете о верховенстве права Европейская комиссия раскритиковала архаичную испанскую правовую систему. Например, если судебное производство в Испании относится к уголовной статье, которая не предполагает срок тюремного заключения свыше девяти лет, то процесс называется «ускоренным разбирательством». Так вот некоторые «ускоренные разбирательства» длятся десятилетиями.
Тот факт, что несмотря на указанные огрехи испанского судопроизводства и общие антироссийские настроения, суд признал несостоятельность всех претензий к Владимиру Туровецкому, вселяет надежду на сохранение в европейском правосудии островков справедливости.