За конфликтом вокруг территории бывшего завода "Петрохолод" может стоять Илья Трабер, который мог нацелиться на долю от продажи участка. Бенефициаром разбирательств может быть Владимир Евтушенков.
Госстройнадзор Петербурга выдал разрешение на застройку жильем территории бывшего завода мороженного "Петрохолод" на Плюстровском проспекте Санкт-Петербурга. Стройка не началась: разногласия возникли между бенефициарами проекта - девелопером ГК "ПСК" Максима Штерна, и связанной с ПСК же структурой, застройщиком СЗ "Полюстровский 87", который оказался под контролем неоднозначных бизнесменов Андрея Скоблова и Владимира Свиньина.
Свиньина считают человеком, близким к человеку которого многие называют "ночным губернатором" Петербурга Илье Траберу. Ранее же на площадку пытался зайти "Эталон" Владимира Евтушенкова. У него с Трабером намечается крупная сделка в энергосетевом бизнесе. Проект на территории "Петрохолода" может стать в ней разменной монетой.
В "петромороженных" вопросах разбирался The Sankt-Peterburg Post.
Территория бывшего завода "Петрохолод" - 6,5 гектаров. Предполагается, что там построят свыше 120 тыс. кв. метров жилья. Участок крайне перспективный, находится рядом с метро "Лесная" и ТЦ "Европолис". Сейчас там активно застраивается промзона. Это золотая земля Северной столицы.
"Управляемое банкротство"?
Собственник "Петрохолода" Бадри Какабадзе в конце нулевых объединился с компанией "Айсберри" - они собираются запускать новое производство в другом регионе. А территорию, похоже, оказалось выгодней продать под застройку. Но для начала нужно было обанкротить АО "Петрохолод", чтобы получить участок.
В результате на арене появился девелопер Андрей Скоблов, бенефициар группы компаний НБК. В 2020 году дочерняя структура группы, "НБК–Строительство", выкупила долги АО "Петрохолод" перед банками, после чего подала в отношении Общества банкротный иск. Вместо АО "Петрохолод" появилось АО "Петрохолод", в которое впоследствии перешел участок под бывшим заводом.
Действия Какабадзе и Скоблова могли носить согласованный характер. Писали что, банкротство АО могло иметь признаки управляемого - структуры Какабадзе и Скоблов могли быть аффилированы. Еще в 2016 году Андрей Скоблов выступал на публичных слушаниях о строительстве заправки на Кушелевской дороге. В протоколе слушаний записано, что выступал он одновременно от имени "НБК-Строительства" и АО "Петрохолод".
Надо отметить, что НБК Скоблова занимается в основном не самим строительством ЖК, а подготовкой проекта и девелоперской площадки. Судя по всему, Скоблов рассчитывал получить свой гешефт, отдав сам проект на откуп ГК "ПСК" Максима Штерна.
В 2021 году ПСК заявил о планах застроить территорию завода жильем. Причем проектное финансирование обязался предоставить холдинг "Открытие", который тогда как раз завершил санирование и вышел в прибыль. Общие инвестиции в проект - 24 млрд рублей.
Явление Скоблова и Свиньина
В 2020 году был создан специализированный застройщик "Полюстровский 87". Очевидно, что эта компания готовилась под площадку "Петрохолода". Утверждается, что она входит в ПСК, но это не совсем точная информация.
На самом деле изначально компания принадлежала нескольким офшорам - "ТКД ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД" и "ТЭЛМУР КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД". В марте и июле 2021 года соответственно, собственники сменились - ими стали Андрей Скоблов и ЗИПФ "ЛОРД 1", который управляется УК "Свиньин и партнеры".
Владимир Свиньин - известный в Петербурге девелопер, которого на рынке связывают с интересами "ночного губернатора" Ильи Трабера. Трабер - более, чем скандальный персонаж, который, как считается, в прошлом мог иметь отношение к криминальному миру.
Таким образом, могла наметиться сделка: Скоблов и Свиньин продают СЗ, на балансе которого находится участок, в пользу ПСК Штерна, которая и реализует проект. Но все сложней. В итоге между группами интересантов возник конфликт - сделка по продаже бывшей территории завода не была завершена.
Вместо этого ПСК Штерна с одной стороны, и Скоблов и Свиньин с другой зашли в суды. Подробности иска не раскрывались. Однако известно, что девелопер, т.е. ПСК (в лице СЗ "Виктория"), потребовал от Скоблова и Свиньина завершить сделку по продаже компании с участком. А итогом разбирательств стало мировое соглашение, подробности которого также пока неизвестны.
Оформление сделки по продаже СЗ "Полюстровский, 87" должно было завершиться еще в 2021 году. Тогда у участка не было градостроительной документации. Нынешние разбирательства, по словам экспертов, могут быть связаны с ростом стоимости участка. За последние два года недвижимость в целом выросла в цене, а документация на участок и разрешение на строительство были получены от мэрии Петербурга. Следовательно, рыночная стоимость уже готовой площадки могла серьезно вырасти.
Смольный вообще очень лояльно относится к проекту. Когда в 2021 году структуры Скоблова начали снос корпусов бывшего завода, поднялся настоящий скандал - против выступили градозащитники. Однако их не стали слушать, а работы очень быстро признали законными.
В результате Скоблов и Свиньин, и, возможно, стоящий за ними Илья Трабер, могли решить затянуть сделку и поторговаться, а то и вовсе отказаться от нее и реализовать проект другими силами.
"Подвинутый" Евтушенков
И вот что интересно. Ранее на площадку намеревался зайти "Эталон", который принадлежит АФК "Система" Владимира Евтушенкова. Более того - было подписано соглашение о намерениях. Но Скоблов отказался, продолжая поиски другого контрагента.
Сейчас, когда они договорились с ПСК, Евтушенков мог предложить сумму больше. Что же касается Трабера, ранее его ЛОЭСК пытались зайти в энергобизнес "Системы" - выкупить "Башкирскую электросетевую компанию". С Евтушенковым он должен быть хорошо знаком. Сделка все еще не закрыта, но при этом уже получено одобрение от ФАС.
Мог ли Трабер тормознуть сделку Скоблова и Свиньина с ПСК, чтобы актив в итоге отошел "Эталону", а Евтушенков охотней расстался с БЭК?
Сейчас СЗ "Полюстровский 87" на паритетных началах все также принадлежит ЗИПФ "Лорд 1" и Скоблову. Однако все 100% их долей в залоге у СЗ "Виктория", который подавал иск от ПСК.
Доли же самой "Виктории" находятся в залоге у Банка "Открытие". Того самого, который согласился обеспечить проектное финансирование ПСК. Судя по всему, как раз под залог актива. Получается, если сделка сорвется, ПСК Штерна окажется в крайне невыгодных условиях. А Свиньин и Скоблов могут отказаться от сделки. Территорию же в конечном итоге может выкупить именно "Эталон" Владимира Евтушенкова.
Что касается связи Свиньина и Трабера, то формально они партнерами не являются. Однако об их возможных взаимоотношениях рассказывал The Moscow Post и другие СМИ. В частности, они могли действовать согласованно в ситуации с Балтийским морским буксирным агентством. Говорилось, что Владимир Свиньин очень удачно согласился простить компании долги, в то время, как на нее претендовал Трабер. Совпадение?
В любом случае, положительных героев в этой ситуации не просматривается - всему виной деньги. Тоже самое можно сказать и про Максима Штерна, который не брезгует судиться даже с пенсионерами, чтобы обстоять свои интересы. Однако, в этот раз у него, похоже, могли найтись серьезные оппоненты в лице Трабера и Владимира Евтушенкова.